Родился 7 мая 1922 года в
селе Максимовка ныне Кременчугского района Полтавской области (Украина),
в крестьянской семье. После окончания в 1938 году семилетки Яков
Михайлик работал слесарем в кременчугском депо. Как и многие подростки
тех лет, мечтал стать летчиком. Поступил учиться в местный аэроклуб и
вскоре выполнил ознакомительные полеты на У-2.
На выпускном экзамене в аэроклубе появился незнакомый военный летчик -
он отбирал кандидатов в Чугуевскую авиационную школу пилотов. Полет
Якова летчик одобрил. 26 февраля 1940 года Михайлик принял присягу, стал
военным.
Яков Михайлик был выпущен из училища в июне 1941 года в звании сержанта.
Его послали в Багай-Барановку близ Саратова, где переучили на Як-1. В
составе 211-го истребительного авиаполка
вскоре он прибыл в Подмосковье, где его полк вошел в состав бригады
Резерва ВГК и должен был прикрывать с воздуха подступы к столице.
Михайлику нравился Як-1, на аэродроме даже шутили: "Яшка полетел на "яшке"..."
В подмосковном небе Михайлик открыл свой личный боевой счет - сбил Ю-88.
Над Медынью был сбит сам.
Вскоре Яков был направлен в район Вольска (севернее Саратова), в 8й
запасной авиаполк. В августе 1942 года, получив новые Як-1, 211й
истребительный авиаполк майора Лескова был введен в состав 220й
истребительной авиационной дивизии 8й воздушной армии и направлен под
Сталинград.
Полк приземлился на полевом аэродроме у совхоза "Сталинградский". По
краям огромного поля уже стояли штурмовики Ил-2. Едва техники заправили
самолеты бензином, маслом и сжатым воздухом, как поступил боевой приказ.
Обстановка требовала немедленного ввода прибывающих полков в бой.
Первый вылет над Волгой запомнился Михайлику на всю жизнь. "Карусели"
смешались, - вспоминает Яков Данилович. - В каждом из горизонтальных и
вертикальных кругов - и наши, и немцы. В воздухе творилось что-то
невообразимое. Такого мне не приходилось видеть даже в самые горячие дни
под Москвой".
Прошло всего несколько дней беспрерывных схваток в небе - и в полку
осталась лишь часть командного состава и несколько летчиков. Сержанта
Якова Михайлика перевели в 237й истребительный авиаполк майора Исаева, а
остальных отправили в тыл на переформирование.
С 237-м полком Я. Михайлик прошел от берегов Волги до Берлина - уже в
составе 16й воздушной армии, куда его дивизию ввели 10 сентября 1942
года.
"Вылетали, - вспоминает он, - по 4-5 раз в день. От непрестанного
напряжения наваливалась чудовищная усталость. Но обстановка на земле
требовала постоянной поддержки с воздуха. И мы летали, летали,
летали..."
Однажды прямо на аэродроме Михайлику вручили сразу две
боевые медали и орден Красного Знамени. Однополчане шутили: "Яшка
получил полную шапку наград!" В Сталинградской битве сбил 7 самолетов противника лично и 2 - в группе.
Вскоре сменил сержантские лычки на офицерские звездочки. Дивизия
получила звание гвардейской и почетное наименование "Сталинградской", а
237й полк стал 54-м гвардейским.
Полк воевал потом над Курском и Орлом, в Белоруссии (там Михайлика сбили
в третий раз - к счастью, и тогда обошлось без госпиталя). Затем была
Польша и, наконец, Берлин.
К маю 1945 года Яков Данилович совершил 316 боевых вылетов, лично сбил
17 немецких самолетов и 6 - в группе. Звание Героя Советского Союза ему
присвоили 15 мая 1946 года. Его грудь украсили орден Ленина, три ордена
Красного Знамени, орден Александра Невского, три ордена Красной Звезды,
орден Отечественной войны, много лет спустя - орден "За службу Родине в
Вооруженных Силах СССР", он награжден также многими медалями. Всего за
день до Победы герою исполнилось 23 года...
После войны Яков Михайлик "успел", пока не был списан с летной работы,
полетать на одном из первых советских реактивных истребителей - Як-15. В
1955 году он окончил Военно-воздушную академию в подмосковном Монине и
еще 20 лет служил в ВВС.
Живет в Москве.
СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД
Вид
|
Дата
|
Тип сбитого
|
Самолет
|
Часть
|
|
??.03.42 |
Ю-88 |
Як-1 |
211-й иап |
|
15.09.42 |
Ме-109 |
237-й иап |
|
15.09.42 |
груп |
15.09.42 |
ФВ-189 |
|
??.11.42 |
МС.200 |
|
13.01.43 |
вражеский с-т |
|
13.01.43 |
|
2.06.43 |
ФВ-190 |
54-й Гвиап |
|
2.06.43 |
|
22.06.44 |
Аэрокобра |
|
20.07.44 |
|
20.07.44 |