Родился 22 декабря 1922 года в селе
Медвенка, ныне поселок городского типа Курской области, в семье
крестьянина. С 1930 года жил в поселке Константиновка, ныне город
Донецкой области Украины. Окончил 8 классов и аэроклуб.
В Красной Армии с 1941 года. В 1943 году окончил Ворошиловградскую
военно-авиационную школу пилотов.
Участник Великой Отечественной войны с июля 1943 года.
Командир звена 312-го штурмового авиационного полка (233-я штурмовая
авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт)
лейтенант Николай Оловянников к августу 1944 года совершил 100 боевых
вылетов, уничтожил 2 самолета на аэродромах, 5 танков, 15
железнодорожных вагонов, много другой военной техники врага.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за
образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с
немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и
героизм, лейтенанту Николаю Ефимовичу Оловянникову присвоено звание
Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая
Звезда" (№ 4850).
Вот что воспоминал об
окончании войны: "Ко
времени Берлинской операции я был уже командиром эскадрильи и совершил
199 боевых вылетов. Предстоял 200-й. Юбилейный. Но, согласно негласному
закону, самому напрашиваться на задания – не есть хорошо. Все, конечно,
знали, что у меня 199 вылетов. И начальник штаба сказал командиру полка:
"Погода улучшается. Может, Оловянникова в 200-й пошлем?". "Я сам знаю, –
ответил комполка, – кого и куда посылать". Я маячил у них на глазах и
следил за погодой. Она действительно улучшалась, и уже пары штурмовиков
начали уходить на задания. Прошел, может, час, и командир полка подозвал
меня: "Следующее задание будет – ты полетишь. Готовься, далеко не уходи".
Наконец, пришло и следующее задание: двумя четверками вылететь в район
нашего плацдарма на Одере. Там наступала 65-я армия Батова, и ей удалось
форсировать реку и захватить плацдарм. Однако вражеская артиллерия
открыла сильный огонь по переправляющимся на захваченный участок войскам.
И мне было приказано: подавить огневые точки, которые мешают переправе
войск. При всем при этом, я должен был находиться над полем боя в
течение 25 минут. А для штурмовика находиться над передним краем, где
сосредоточено громадное количество зенитных средств, 25 минут – задача,
мягко говоря, нелегкая. Командир полка говорит мне: "Выбирай лучших
летчиков и лети". "Что ж я буду выбирать, у меня есть своя эскадрилья",
– ответил я командиру.
И вот я со всей своей восьмеркой в воздухе. Немцы открыли по нам сильный
зенитный огонь. Ставлю задачу – подавить зенитную артиллерию, чтобы она
не мешала нам выполнить основное заданиеВражеских истребителей мы особо
не опасались. Еще перед вылетом, командир нашего полка звонил командиру
истребительного полка: "Слушай, у меня группа Оловянникова летит в
составе 8 самолетов, ты там получше летчиков-истребителей отправь для
прикрытия". Тот ответил: "Я сам поведу, один к одному". Обычно, на звено
штурмовиков давали 2 истребителя прикрытия, а тут на 8 штурмовиков – 8
истребителей. "Пускай, – говорит командир истребительно полка, –
Оловянников не беспокоится за воздушное пространство, пускай выполняет
свою задачу". После двух моих заходов по зенитным огневым точкам, они
прекратили стрельбу, и я стал полным хозяином на территории этого района.
Штурмовал окопы, артиллерийские позиции, пулеметные огневые точки…
Прошло 20 минут и, вдруг, слышу по радио: "Я – ноль-первый, благодарю за
выполнение задания, можете идти домой". Я отвечаю: "Еще пять минут".
Опять: "Я – ноль-первый, можете идти домой, задание выполнено". А потом по радио слышу, уже открытым текстом: "А знаешь, кто такой ноль-первый? Сам командующий!"
Когда я пролетал на малой высоте над местом форсирования, то видел как
пехота, находящаяся на плавсредствах, подбрасывала вверх головные уборы,
махала мне руками. Я приветствовал их покачиванием плоскостей…
К своему аэродрому подлетел на высоте 10-15 метров, хоть это и было запрещено, все 8 самолетов, не пеленгом, а фронтом. Замполит постарался – на земле было выстелено
громадное красное полотнище с надписью: "Приветствуем Оловянникова, совершившего 200-й вылет!"
На аэродроме был член Военного Совета 4-й воздушной армии генерал Вееров.
Я подошел к командиру полка доложить о выполнении задания, а Вееров у
командира полка спрашивает обо мне: "Ну, как он, как командир эскадрильи?" "Хороший. Мастер точечных ударов". "Ну, если мастер точечных ударов,
если хороший командир эскадрильи, 200-й вылет сделал, то чего ж парня
обижать, пиши ему на вторую Звезду". Командир полка отвечает: "Мы об
этом уже думаем"…
Но была шифровка Рокоссовского, что многие офицеры ездят на трофейных
машинах, увечья получают и т.д. И категорически запретил ездить на
трофейных машинах. А у меня был мотоцикл, и командир дивизии меня
заметил на этом мотоцикле и передал командиру полка, что я нарушил
директиву комфронта, и что он не подпишет представление на меня.
И так вот, вылет я совершил успешно, но вторая Звезда не получилась…".
После войны отважный летчик продолжал
службу в ВВС СССР. В 1950 году окончил Высшие летно-тактические курсы
усовершенствования офицерского состава, а в 1956 году — Военно-воздушную
академию. С 1962 года полковник Н.Е. Оловянников — в запасе.
Живет в Москве.
Работал в Московском институте
нефтехимической и газовой промышленности: лаборантом кафедры военной
специальной подготовки в 1963-64 годах, учебным мастером кафедры в
1964-65, 1966-76, 1977-81 годах, начальником отдела кадров в 1965-66
годах, заведующим лабораторией военной кафедры в 1976-77 годах, старшим
лаборантом кафедры в 1981-92 годах, мастером производственного обучения
в 1992-93 годах, инженером военной кафедры в 1993-95 годах. С 1963 по
1995 год - председатель партбюро военной кафедры этого уебного заведения,
многие годы – бессменный председатель Совета ветеранов института.
Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя
орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды,
медалями. |