Один из тех немногих людей, кому
суждено было увидеть рукотворный
памятник самому себе. Он был поставлен
ему как дважды Герою в столице, на
Самотеке. Рассказывают, что однажды,
когда ветераны собрались в сквере, у
памятника, по какому-то юбилейному
поводу и по-фронтовому разлили по сто
грамм, нагрянул постовой. Велико же было
его изумление, когда в одном из
предполагаемых нарушителей
правопорядка он узнал увековеченного в
бронзе летчика...
Попков родился в Москве 1 мая 1922 г. По
окончании московской школы No.94 и
аэроклуба Ленинградского района был
направлен в Чугуевское военно-авиационное училище.
На его выбор, конечно же, оказала влияние
редкая и почетная профессия отца, шофера-механика,
бывшего водителем бронеавтомобиля еще в
гражданскую. В. Попков прошел все
ступени летной подготовки: от кружка
авиамоделистов к планерной школе, затем
аэроклуб и, наконец, Чугуев. Закончить
училище ему довелось в фантастическом
выпуске 1941 г., где было 59 будущих Героев
Советского Союза! Его однокашниками
были Кожедуб и Лавриненков, Боровых и
Лихолетов, Кустов и Шишкань...
Профессиональная одаренность молодого
пилота, его дисциплинированность,
аккуратность и исполнительность не
остались незамеченными даже на
блестящем фоне курсантов училища, и он
был назначен на должность инструктора...
С началом войны любимая служба стала в
тягость, и после шестого рапорта, весной
1942 г., когда военное положение вновь
стало стремительно осложняться, сержант
Попков был направлен на фронт, в славный
5-й гиап.
Его представление командирам было
необычным. Добравшись на перекладных к
аэродрому, он не в силах совладать с
понятным интересом забрался в еще не
виданный им ЛаГГ-3,
откуда был извлечен часовым. Комэск
Герой Советского Союза В. Ефремов
отнесся к восторженному новичку с
пониманием и невзирая на крайнюю
непритязательность его внешнего облика,
а одет он был в видавшую виды шинель
невыясненных цвета, размера и
принадлежности, предложил летать ему на
подсменку. Предложение было с
благодарностью принято, к огорчению
наземных членов экипажа истребителя во
главе с техником Д. Скородкиным, чья
нагрузка возрастала отныне вдвое.
В начале июня над городом Холм Попков
одержал первую победу, сбив Ju-88. Через
несколько дней в бою "6 против 30" ему
удалось уничтожить еще один
бомбардировщик.
В августе в круговерти позиционного
боя он сумел поймать в прицел и поразить
истребитель противника, мгновение
спустя исчезнувший в облаке взрыва, и
тут же ясно, как на картинке, увидел
другой "мессер", аккуратно
ладящийся в хвост машины его ведущего
гвардии майора Ефремова. Резко
сманеврировав, так, что сквозь надсадный
рев мотора, казалось, был слышен хруст
перегруженных лонжеронов, Попков бросил
свой "лагг" между "худым" и
самолетом командира. Несколько снарядов
потрясли машину, из-под капота показался
голубоватый огонь, сменившийся растущим
желтым пламенем... Секунды - и пожар
проник внутрь, загорелись комбинезон,
перчатки, жаркие языки лизнули лицо...
Уже теряя сознание, летчик перевернул
самолет и вывалился из кабины...
Прогоревшее полотнище парашюта не
держало, оно лишь замедлило падение, и,
если бы не болотце, куда упал Виталий, в
Москве было бы одним памятником меньше.
К августу 1943 г., когда позади остались
бои на Калининском фронте, в низовьях
Дона и на Курской дуге, на счету
командира звена гвардии мл. лейтенанта
Попкова были 168 боевых вылетов, 45
воздушных боев, 17 лично сбитых самолетов
противника. Он был представлен к званию
Героя Советского Союза.
...Его 25-й сбитый был асом из 52-й
истребительной эскадры немцев, летавшим
на раскрашенном Bf-109: кок с белой
спиралью, желтые кончики крыльев,
пиковый туз рядом с бегущим по волнам
корабликом. Ас попал в плен, а крашеные
обломки рассыпались по степи под
Харьковом. Недаром яркая раскраска и
приметные эмблемы были непопулярны
среди большинства летчиков.
В судьбе Попкова немало событий, где
его поступки вырастают до масштаба
ратного подвига. Здесь и поединок 23 июля
1943 г., когда терпеливо, по крупицам
набирая преимущество, он провел бой и
сбил подряд 2 истребителя новой
модификации - Bf-109G-2; и схватка подо
Львовом, где, успешно атаковав вражеские
бомбардировщики, уничтожив 3 из них,
Попков вместе со своим ведомым А.Пчелкиным
(387 боевых вылетов, 61 воздушный бой, 14
личных и 2 групповые победы), уже не имея
ни единого патрона, сумел вырваться из
клещей восьмерки немецких истребителей;
и перехват над Глогау 16 февраля 1945 г., где
он сбил 2 Ju-87 и Fw-190...
В берлинском небе 1 мая летчик закрыл
свой боевой счет, разменяв пятый десяток
личных побед.
Легкий в общении и выдержанный,
покладистый и самоотверженный,
требовательный к самому себе, Попков был
образцовым боевым товарищем и другом. Он
был желанным ведомым у сложившихся
мастеров воздушного боя - В. Ефремова и
И. Лавейкина, за ним, уже ставшим
комэском, смело шли младшие летчики.
Заметим, младшие по должности, по
воинской субординации, ибо до конца
войны Попков оставался не только в полку,
а во всей плеяде советских асов одним из
самых молодых по возрасту.
Комэск 5-го гиап (11 гиад, 2 гиак, 2 ВА)
гвардии капитан Попков совершил 475
боевых вылетов, провел 117 воздушных боев,
лично сбил 41 и в группе 1 самолет
противника. В 1951 г. он окончил ВВА, в 1964 г.
- Военную академию Генштаба. Освоил
многие реактивные боевые машины, среди
них все типы МиГов от МиГ-9 до МиГ-21, Су-7,
Су-9, Су-16. Свой последний вылет генерал-лейтенант
авиации, заслуженный военный летчик
СССР В. Попков совершил в 1979 г. С 1980 г. он
на преподавательской работе в ВВИА.
Жил в Москве.
Умер 6 февраля 2010 года в Центральном военном госпитале имени Петра Мандрыки на 88
году жизни.
Дважды Герой Советского Союза (8.9.43,
27.6.45). Награжден 3 орденами Ленина, 2
орденами Красного Знамени, орденом
Александра Невского, 2 орденами
Отечественной войны 1-й ст., орденами
Отечественной войны 2-й ст., Красной
Звезды, "За службу Родине в ВС СССР"
3-й ст., медалями.
СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД
No.
|
Дата
|
Тип сбитого
|
Самолет
|
Часть
|
1. |
4.05.42 |
вражеский с-т |
ЛаГГ-3 |
5-й Гвиап |
5. |
??.08.42 |
|
23.06.43 |
МЕ-109 |
Ла-5 |
|
23.06.43 |
|
09.07.43 |
вражеский с-т |
13. |
10.07.43 |
14. |
10.07.43 |
|
??.11.43 |
Ме-109 |
|
11.02.45 |
ФВ-190 |
Ла-5ФН |