Родился 23 мая (5 июня) 1916 года в городе Мариинск ныне
Кемеровской области. С 1927 жил в городе Тайга Иркутской области. Был
пионервожатым, инструктором стрелкового спорта. В 1933 окончил
Тайгинский аэроклуб, оставлен лётчиком-инструктором. В 1936 окончил
Ульяновскую школу лётчиков-инструкторов Осоавиахима. Был на
инструкторской работе в аэроклубах городов Великие Луки и Подольск.
В армии с 1938. В 1940 окончил Качинскую военную авиационную школу
лётчиков, оставлен лётчиком-инструктором.
Вот что вспоминал сам:
"Когда я стал курсантом аэроклуба, путевку в жизнь как летчику мне
дала женщина — Валентина Ивановна Мащеева — одна из первых летчиц в
Сибири. По выпуску — нас было четырнадцать человек — меня наградили
значком «Ударник сталинского призыва» и оставили инструктором.
В 1935 году я попадаю в ОШПА — Ульяновскую летную школу ОСОАВИАХИМа. Уже
с приличным налетом инструктора-летчика. Программа мне давалась легко.
Освоил самолет Р-5. В 1936 году окончил эту Объединенную школу пилотов и
авиатехников. Там меня снова оставили летчиком-инструктором. 10 января
1937 года мне присвоили первое офицерское звание — лейтенанта запаса. В
этой школе, что памятно, я познакомился с курсантом Елизаветой
Степановной Аксеновой, которая в 1938 году стала Прокопенко. Вместе мы
прожили 60 лет…
В 1938 году меня перевели в Великие Луки — в аэроклуб на должность
командира звена. Оттуда перешел в Подольский аэроклуб, где моя жена была
начальником учебно-летного отдела и инструктором. Хорошим инструктором:
среди ее воспитанников — четыре Героя Советского Союза. Например,
генерал-лейтенант авиации Базанов, Панов… Сама она не попала на фронт
только потому, что у нас была грудная дочь…
А знаете с чего начался мой путь в истребительную авиацию? В 1938 году
на обложке журнала «Самолет» я впервые увидел изображение истребителя
И-16. Тогда это был сильнейший в нашей стране истребитель. Именно на
нем, кстати, с началом войны и пришлось прикрывать Севастополь. Так вот,
когда в Подольске председатель экзаменационной комиссии, перед тем, как
оценивать курсантов моих групп, проверил мою технику пилотирования, то
задал вопрос: «Что ты тут делаешь? Ты же истребитель. Пойдешь в
истребители?» За живое задел. А как я могу пойти в училище, будучи
офицером, хотя и в запасе? Он говорит, побеседуем, мол, с комиссией, а
ты сам промолчи насчет офицерского звания. Так я попал курсантом в
Качинское летное училище, основанное еще под Петроградом великим князем
Александром — вначале в качестве теоретического учебного заведения. Стал
старшиной эскадрильи.
Конечно, инструкторы быстро догадались, что я офицер. На проверке
техники пилотирования выложился… Но так до конца и оставался курсантом.
Сдал все на «отлично» и вторично получил лейтенанта. Узнал, что
оставляют летчиком-инструктором. А я хотел в строй. Но начальник училища
комбриг Василий Иванович Иванов говорит, этого, мол, старшину четвертой
эскадрильи, который помнит фамилии двухсот сорока своих курсантов и
быстрее всех бегает кросс, не отпускать. В общем, остался я в училище
командиром звена с присвоением звания старшего лейтенанта. И вскоре
началась война…"
Через несколько дней
после начала войны на базе училища был создан полк на И-16,
который прикрывал Севастополь. Вот в составе этого полка
летчик - инструктор совершил 10 боевых вылетов.
12 июля 1941 года училище
передислоцировали в Красный Кут, а Федор Прокопенко стал командиром
экспериментального звена: летчики пересаживались с И-16 на Як-1.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1942 в составе 434-го (32-го
гвардейского) истребительного авиационного полка. Участвовал в обороне
Сталинграда. С ноября 1942 – на Калининском фронте. В 1943 году,
сажая поврежденный самолет, Прокопенко получил компрессионный перелом 3
позвонков, растяжение позвонков шейного отдела, сломал грудную клетку,
разбил голову. Из полевого госпиталя летчика отвезли в Москву, в
Центральный научно-исследовательский авиационный госпиталь в Сокольниках.
52 дня пролежал он на "вытяжке", заново учился ходить, сначала на
костылях, потом - с палочкой. Заключение врачей гласило: "К летной
службе негоден". Заключение это Прокопенко "потерял" и догнал свой полк.
Вскоре был назначен на должность старшего штурмана 3-й гвардейской
истребительной авиационной дивизии. Осуществлял руководство самолётами с
земли, наводил их на цели. До конца войны летал на По-2, выполняя самые
различные задания по перевозке грузов и людей на передовую.
За время войны совершил 126 боевых вылетов, лично сбил
16 самолётов противника.
Звание Героя Российской Федерации Фёдору Фёдоровичу Прокопенко присвоено
27 марта 1996 года за мужество и героизм, проявленные на фронтах Великой
Отечественной войны.
С 1945 – в запасе. Работал начальником Подольского аэроклуба,
заместителем начальника Управления авиации Министерства лесного
хозяйства СССР.
С 1949 вновь в армии. Служил в Отделе боевой подготовки ВВС Московского
военного округа. С 1950 – в Управлении боевой подготовки ВВС. В
1952-1955 – начальник вертолётного Центра ВВС. В 1956 окончил КУКС при
Военно-воздушной академии (ныне – имени Ю.А.Гагарина). Продолжал службу
на командных должностях в частях ВВС, в Главном штабе Сухопутных войск;
командовал вертолётной авиацией. Всего освоил более 50 типов ЛА. С 1976
полковник Ф.Ф. Прокопенко – в запасе.
Жил в Москве. Работал инженером-методистом в ОКБ имени М.Л. Миля.
Скончался 3 сентября 2007 года.
Заслуженный военный лётчик СССР (1967). Награждён орденом Ленина, 3
орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 3
орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й
степени, медалями, иностранным орденом.
|