Родился 30 мая 1905 года в селе Булгаковке
Кременского района Луганской области
(Украина).
О небе, о профессии летчика он мечтал еще
со школьной скамьи и потом, когда работал на Рубежанском заводе
силикатного кирпича, на шахте в Лисичанске. Наконец его, студента
второго курса Донецкого горного института, в 1931 году приняли в школу
военных летчиков.
К началу Великой Отечественной войны
офицер Швец имел почти десятилетний стаж летчика. Летал днем и ночью на
любых самолетах, в любую погоду. И надо же было такому случиться — его
бомбардировщик вышел из строя в первый же месяц войны. Во время прыжка
из объятого пламенем самолета стропы парашюта перепутались, парашют как
следует не раскрылся. Летчик упал на большой скорости и сломал
позвоночник.
Госпиталь. Томительные месяцы лечения.
Заключение военно - врачебной комиссии: «К службе в авиации не годен».
Швец мужественно боролся с недугом, учился ходить прямо, не хромать.
Когда вернулся в родной полк, скрыл, что «списан из авиации». И вот
первый полет, второй. Травма позвоночника жестоко напоминает о себе.
Летчик вылезает из кабины едва живой. Тогда члены экипажа переделали
обычное кресло пилота с таким расчетом, чтобы Степан Иванович мог водить
самолет полулежа. Приспособление облегчило страдания летчика во время
полета.
В ночь на 30 августа 1942 года экипаж
гвардии майора Швеца участвовал в налете па Берлин. Степан Иванович,
работая в управлении международных воздушных линий "Аэрофлота" в канун
войны, уже водил самолет по маршруту Москва — Берлин. Последний мирный
рейс из столицы фашистской Германии он совершил 21 июня 1941 года.
Теперь майора Швеца и его
гвардейцев-однополчан Берлин встречал лавиной огня. Члены экипажа жили
одной мыслью: точнее сбросить бомбы на заданные объекты. Советские
летчики в ту ночь поработали основательно.
За первым налетом на Берлин был второй,
третий. Степан Иванович водил самолет на бомбежку Данцига, Кенигсберга,
Плоешти.
Когда гитлеровцы рвались к Сталинграду,
гвардии майор Швец разгружал свой бомбардировщик на их боевые порядки,
скопления техники и живой силы.
Затем Орел, Курск, Белгород. Гитлеровцы
прикрывали сосредоточения своих войск плотным зенитным огнем, но экипажи
эскадрильи гвардии майора Швеца, искусно маневрируя, всегда наносили
сокрушительные удары но врагу.
В августе 1943 года Степан Иванович Швец
получил задание подавить дальнобойную немецкую артиллерию,
обстреливавшую Ленинград. Он первым обнаружил цель, осветил ее с воздуха
сабами, а на земле — зажигательными бомбами. Все самолеты, следовавшие
за ведущим, сбросили бомбы точно на цель.
18 сентября 1943 года экипаж бомбил
скопление немецких войск западнее Ельни. После второго вылета
возвращались па аэродром. Радист Максимов принял из штаба волнующую
радиограмму: Главный маршал авиации А. Е. Голованов поздравлял Степана
Ивановича Швеца с присвоением звания Героя Советского Союза.
Вскоре гвардии майор Швец был назначен
командиром полка авиации дальнего действия. До конца войны Степан
Иванович Швец сделал 267 боевых вылетов.
...В 1946 году тяжелая травма позвоночника
заставила Степана Ивановича демобилизоваться из армии. Гвардии
подполковник в отставке — старший лаборант Днепропетровского
государственного университета Герой Советского Союза Степан Иванович
Швец — автор книги «Под крыльями — ночь».
Умер после 1975 года.
|