Родился 14 ноября 1913 года в деревне
Ольхи ныне Плавского района Тульской области в семье крестьянина.
Русский. Рано оставшись сиротой, уехал в город Москву к старшей сестре.
Здесь окончил 6 классов, работал на строительстве первой очереди
Московского метрополитена. Занимался в аэроклубе Метростроя у
инструктора Вячеслава Кротевича. В 1936 году был призван в Красную Армию и направлен для прохождения
службы в воздушно-десантные войска. Написал наркому обороны письмо с
просьбой определить в летное училище и был переведен в летное училище.
Окончил Чкаловскую (Оренбургскую) военную школу летчиков. Службу
проходил в истребительном полку на юге страны. Начало Великой Отечественной войны встретил в должности командира звена
55-го истребительного авиационного полка на аэродроме Бельцы (Молдавия).
С первых дней участвовал в воздушных боях. Летал на МиГ-3.
6 августа 1941 года командир 55-го ИАП
майор Иванов, представляя наградной материал на присвоение своему
летчику звания Героя Советского Союза, указывал: «Командир звена
лейтенант Селиверстов Кузьма Егорович... за период с 22 июня по 1
августа 1941 года в воздушных боях лично сбил пять вражеских самолетов и
два самолета сбило звено Селиверстова. Имеет 132 боевых вылета. Командир
звена лейтенант Селиверстов во всех воздушных боях показал
исключительную хладнокровность, выдержку, железную силу воли и
беспредельную преданность социалистической Родине.
За проявленные образцы мужества и героизма в борьбе с германским
фашизмом, за лично уничтоженных пять самолетов противника в воздушных
боях и двух сбитых самолетов звеном Селиверстова, достоин высшей
правительственной награды — присвоения звания Героя Советского Союза».
В августе получил звание старшего
лейтенанта и принял командование эскадрильей. На боевые задания летал со
старшим лейтенантом Покрышкиным. Два раза был
сбит, но всегда возвращался в часть. 15 октября 1941 года возвращаясь с боевого задания вступил в бой с
четверкой Ме-109 в районе города Таганрог. Сбил один самолет, но и сам
был подбит. При заходе на посадку был расстрелян гитлеровскими "асами".
Вот как об этом пишет
в своих мемуарах ветеран полка В.Карпович: "На следующий день с
раннего утра комэск лейтенант Кузьма Селиверстов обратился к командиру
полка Иванову с просьбой разрешить ему произвести вылет на поиски не
вернувшихся с боевого задания летчиков. «Хочу поискать и попытаться
найти их, не верю в то, что они погибли» — сказал Кузьма. Виктор Петрович хорошо знал всех трех летчиков — сержанта Деньгуба,
прибывшего с молодым пополнением, и еще предвоенную дружбу опытных
летчиков старшего лейтенанта Ивачева и лейтенанта Селиверстова, которая
росла и крепла в жаркие дни боев. Он хорошо понимал душу Кузьмы
Селиверстова, который принял эскадрилью у Ивачева и переживал за своего
друга. И комполка дал добро Кузьме Селиверстову на этот поисковый полет.
Получив разрешение на вылет, Кузьма на И-16 ушел в район, в котором
Ивачев и Деньгуб вели воздушную разведку и штурмовали вражеские войска.
Когда время нахождения в воздухе вышло, стоявшие на аэродроме летчики с
нетерпением стали всматриваться в даль, в сторону, откуда должен был
появиться самолет. Заметив далеко в небе точку, которая с приближением
все больше превращалась в маленького «ишачка», наблюдавшие продолжали
сопровождать его взглядами... Однако летевший на большой высоте самолет
не снизился с подходом к аэродрому, а прошел мимо него совсем рядом. Навечно останутся тайной результаты его поиска — радиосвязи в то время
на самолетах не было и передать сведения на КП он не смог. Пройдя линию
фронта и находясь над своей территорией, комэск и не думал снижаться и
продолжил полет. Оказалось, что мимо зорких глаз летчика не мог пройти
незамеченным воздушный бой, который на значительном удалении впереди
самолета Селиверстова два наших устаревших биплана И-15 вели с группой
Me-109. Не зная и не ведая, из какой части и кто они, но зная, что это два
советских летчика, и они оказались в тяжелом положении и нуждаются в
помощи, лейтенант Селиверстов направился туда, где шел воздушный бой.
На глазах у наших наземных войск, в поле зрения наблюдавших с аэродрома,
Кузьма настиг вражеские истребители и вступил в неравный поединок. Но к
этому моменту оба наших биплана уже были сбиты и горящими упали на
землю, и комэску пришлось одному вступить в схватку с четверкой «мессершмиттов».
Наблюдая за этим боем, летчики полка испытывали большую горечь и обиду
за свою беспомощность. Подняться в воздух и оказать помощь своему
командиру они не могли — исправных самолетов на аэродроме не было, не
случайно Кузьма пошел в полет на «ишачке». С первой атаки Селиверстов сбил одного «месса», но вторая пара немецких
истребителей набросилась на него. Не успел летчик сманеврировать и выйти
из-под удара, как неожиданно заглох мотор — кончилось горючее. Летчик
остался беспомощным перед смертельной опасностью. Воспользовавшись
моментом, «мессеры» набросились на беззащитный истребитель, смертельно
ранив летчика, который не смог воспользоваться парашютом. Неуправляемый
самолет пошел к земле, отсчитывая витки штопора, и упал на землю в 12 км
западнее села Чалтырь. Так погиб в схватке с врагом командир эскадрильи
лейтенант Кузьма Егорович Селиверстов".
К этому времени выполнил 170 боевых
вылетов, участвовал в 60 воздушных боях, сбил 10 вражеских самолётов
лично и 2 в группе с товарищами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1942 года за
образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и
героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками лейтенанту
Селиверстову Кузьме Егоровичу присвоено звание Героя Советского Союза
посмертно. Награжден орденом Ленина. Похоронен на месте последнего боя, в селе Султан-Салы Мясниковского
района Ростовской области. В середине 1950-х годов, по инициативе А.И.
Покрышкина, на могиле был установлен памятник с
барельефом летчика.
Список известных побед
Дата |
Тип |
Место |
Примечание |
25.06.1941 |
ПЗЛ-24 |
Гладены |
ВВС Румынии |
26.06.1941 |
Ю-88 |
|
|
03.07.1941 |
ПЗЛ-37 |
Калараш |
ВВС Румынии |
03.07.1941 |
ПЗЛ-23 |
Рекшаны |
ВВС Румынии |
07.07.1941 |
Ю-88 |
|
звеном |
07.07.1941 |
Хш-126 |
|
звеном |
08.07.1941 |
Ме-109 |
Сынджерей |
|
17.07.1941 |
Ю-87 |
Казанешти |
|
15.10.1941 |
Ме-109 |
р-н Таганрога |
|
МиГ-3, 55 иап, л-та К.Е. Селиверстова, лето 1941
г.
|