Родился 4 ( 17 ) февраля
1913 года в селе Новониколаевка, ныне Азовского района Ростовской
области, в семье рабочего. В 1931 году окончил 7 классов школы в городе
Азов. Работал слесарем в Ростове - на - Дону. С сентября 1932 года в
рядах Красной Армии. В 1933 году окончил Качинскую военную авиационную
школу лётчиков, до 1937 года был в ней лётчиком - инструктором. С 1937
года служил в строевых частях ВВС Ленинградского военного округа. Активный участник советско - финской войны 1939 - 1940 годов. Командир
эскадрильи 7-го истребительного авиационного полка ( 59-я истребительная
авиационная бригада, 7-я армия, Северо - Западный фронт ) Старший
лейтенант Ф. И. Шинкаренко совершил 46 боевых вылетов на И-16 на
прикрытие бомбардировщиков, штурмовку аэродромов и войск противника. В
воздушных боях сбил 3 самолёта.
Ему же принадлежит
честь сбития первого финского самолета в войне. 1 декабря 1939 года
12:30 пять звеньев И-16 из 4-й эскадрильи 7-го ИАП по сообщению поста
ВНОС вылетели на перехват бомбардировщиков противника в район оз.
Каукярви. Однако в районе цели летчики ничего не обнаружили. Решив не
возвращаться с пустыми руками, командир 4-й эскадрильи старший лейтенант
Ф.И.Шинкаренко повел свою эскадрилью вдоль дороги на Кюреля и, вскоре на
высоте 1500 м над озером Юск-ярви, заметил неизвестный самолет
"истребительного типа". После возвращения на свой аэродром в боевом
донесении Шинкаренко писал: "Звеном в составе ст. лейтенанта Шинкаренко,
ст. политрука Г.В. Диденко и лейтенанта Григорьева произведем обстрел
самолета, который в бой не вступил и после открытия огня перешел в
крутое пикирование с углом 60-70 грд. Было 2 попытки вывести самолет в
горизонтальный полет, по после 2й попытки опять перешел в пикирование с
углом 60-70 грд, пикировал до Н-100-75 м, где, пытаясь выводить, скрылся
в даму, который в результате пожара закрыл местность до Н=70-100 м, в
котором видимости совершенно не выло. По предположениям летного состава
самолет врезался в нее...".
Предположения летчиков имели под собой все основания: старший сержант
Т.Уутту, пилотировавший "Бульдог", посадил свой подбитый самолет на лес,
превратив истребитель в груду обломков. Сам Уутту получил ранение.
Финская версия, как часто случается, несколько отличается от советской.
Впрочем, дадим слово самому Уутту: "Я летел юго-восточнее Муолаанярви,
но не видел никакого движения в воздухе и поэтому спустился ниже.
Внезапно я увидел вокруг себя множество трасс. Когда и посмотрел через
плечо, то увидел три И-16, атаковавших меня. Я потянул вверх и влево, а
когда они обогнали меня, мне удалось выпустить короткую очередь по
проскочившему мимо меня И-16. Я попал в его двигатель и увидел черный
дым, выходящий из его двигателя. Дымя, он начал скользить вниз. Трассы
сверкали вокруг моего самолета. Внезапно мой самолет содрогнулся, и
когда я потянул ручку, она не двигалась. Я решил прыгать, но, боясь, что
они могут расстрелять меня на парашюте, я решил драться до последнего. Я
продолжал уходить из-под атак, используя только руль направления и
элероны. Мы снизились до высоты 200 м и, когда я оглянулся назад, я
увидел одного, который продолжал стрелять по мне. Я выключил двигатель и
попытался сесть на лес. При посадке я потянул ручку на себя изо всех
сил, и она немного сдвинулась, по потом "Бульдог" врезался в деревья и я
отключился".
По сведениям советской
стороны боя не было, но финскому летчику победу засчитали - значит
командование имело более серьезные основания чем доклад летчика.
В 1941 году Ф. И.
Шинкаренко окончил 1 курс Военно - Воздушной академии в Монино. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Сражался на
Брянском, Западном, Ленинградском, Калининском, 1-м Прибалтийском, 2-м и
3-м Белорусских фронтах. В июле 1941 - июле 1944 годов командовал 42-м ( с февраля 1944 года -
133-м Гвардейским ) истребительным авиационным полком; в июле 1944 - мае
1945 годов командовал 130-й истребительной авиационной дивизией.
Совершил несколько десятков боевых вылетов на истребителях Як-1, Як-7 и
Як-9. Войну Ф. И. Шинкаренко закончил с 8 победами. Среди наиболее известных:
бомбардировщик Ju-88, сбитый летом 1942 года и 2 истребителя Ме-109 - 3
декабря 1942 года. После войны Фёдор Иванович продолжал службу в авиации. До 1946 года
продолжал командовать авиационной дивизией Московского военного округа.
В 1949 году окончил Военно - Воздушную академию в Монино. Продолжал
службу в ВВС на командных должностях ( Группа советских войск в
Германии, Прикарпатский военный округ ). Командовал войсками ПВО
Прибалтийского ( 1951 - 1953 гг. ) и Киевского ( 1953 - 1954 гг. )
районов. В 1954 - 1955 годах был командующим истребительной авиацией
Киевской армии ПВО. В 1955 - 1956 годах - заместитель главного военного
советника ВВС и ПВО в Болгарии. В 1956 - 1958 годах - командующий ВВС
Воронежского военного округа. В 1958 - 1973 годах командовал 30-й ( с
Апреля 1968 - 15-й ) Воздушной армией Прибалтийского военного округа. В
1973 - 1975 годах был консультантом Рижского высшего военно -
инженерного авиационного училища.
С октября 1975 года
генерал - полковник авиации Ф. И. Шинкаренко - в запасе. Жил в городе Рига ( Латвия ), в последние годы жизни - в Москве.
Умер 23 апреля 1994
года. Похоронен в посёлке Монино Щёлковского района Московской области. Награждён орденами Ленина ( четырежды ), Красного Знамени ( трижды ),
Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды,
медалями, иностранными орденами. Заслуженный военный лётчик СССР ( 1966
год ). Автор книг "Небо родное" и "Испытаны боем".
|