Уголок неба ¦ Шупик Григорий Сакович

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
    Шупик Григорий Сакович
       
Годы жизни: р.1915

Родился в 1915 году в селе Борщаговка Киево-Святошинского района (Украина)

В 1937 году окончил авиационную школу и стал летчиком штурмового авиаполка. С 1940 года — инструктор в Днепропетровской авиашколе.

С первого дня Великой Отечественной войны участвует в боях.

Начал войну на По-2.

"Осенью  1943 года наши войска, форсировав Керченский пролив, вели ожесточенные бои на плацдарме. До этого я летал на легком бомбардировщике По-2, на котором сделал сто боевых вылетов. Не раз приходилось бывать в сложных переплетах, и мне казалось, что я уже стал опытным летчиком, этаким воздушным асом, которому уже все нипочем, из любого положения смогу найти выход. Но это было далеко не так. Не раз мысленно прощался с жизнью, терял душевное равновесие. И тот, кто  утверждает, что он  никогда  ничего  не  боялся,  не трусил, мягко выражаясь,— неточен. Осенью меня перевели в штурмовую авиацию".

14 января 1945 года началась Восточно-Прусская операция силами 2-го Белорусского фронта. Три дня над рекой Нарев стоял густой туман. Использование авиации было затруднено. Для полетов отбирались лучшие мастера воздушного боя. Они вылетали парами. Среди них был постоянно и Григорий Шупик. Когда в коридор на Алленштайн вводился в прорыв гвардейский кавалерийский корпус генерала Осликовского, с воздуха путь ему прокладывали те же неутомимые штурмовики.

На всю жизнь запомнил Шупик штурм Данцига. Окруженный советскими войсками, город яростно отбивался на суше и на море огнем своих орудий, пулеметов, зенитных батарей. По нескольку раз в день штурмовики поднимались в воздух, бомбили вражеские батареи и корабли, но огонь противника все еще был интенсивным.

"— При подходе к Данцигу,— вспоминает Шупик,— в мою тяжело груженную машину угодил зенитный снаряд. Какая досада! Жалко зря сбросить дорогой бомбовый груз, не причинив вреда противнику. В этот момент я заметил вражескую батарею, притаившуюся у мельницы. Развернул еще послушный мне самолет и пускаю все гостинцы на нее. А самолет уже теряет скорость. Кругом лес. Садиться некуда. Вдруг вижу маленькую полянку. Устремляюсь под телефонные провода. Израненная машина ползет брюхом по грязи. Стоп — уперлась носом в деревья... К счастью, взрыва не последовало. Самолет спасен! Мои дружки потом подшучивали: «Ты, Шупик, не иначе, как в рубашке родился. Везучий!» А через два дня я вновь сел за штурвал. Получая новый самолет, мой механик спросил: «Какой номер будем писать?». «— Пиши друг, 13-й. Буду летать до полной победы под этим номером. Я не суеверный».

Свой сто тридцать шестой боевой вылет на штурмовике Ил-2 под номером 13 Шупик закончил в начале мая 1945 года, когда повел группу машин на остров Рюген и бомбовым ударом потопил вражеский корабль.   А через месяц прославленный летчик шагал в колонне лучших воинов 2-го Белорусского фронта по Красной площади на параде Победы.

Всего за войну совершил 249 боевых вылетов.

За бесстрашие и героизм Указом Президиума Верховного Со­вета СССР от 18 августа 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1946 году, демобилизовавшись по ранению из рядов Советской Армии, Г. С. Шупик работал в народном хозяйстве, а затем учился в Киевском государственном университете им. Т. Г. Шевченко, который окончил с отличием.

Жил в Киеве.



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100