После перелета в Америку
корреспондент газеты "Правда"
спросил, как чувствует В.П.Чкалов себя в
роли самого бесстрашного человека в
мире (ведь ему покорился Северный полюс),
он ответил: "Я - самый бесстрашный?
Тогда вы не знаете Супруна!"
Есть такое выражение:"летчик от бога".
Оно как к никому подходит Степану
Супруну? Испытатель, воин, кажется не
было такого самолета, который не смог бы
подчиниться ему.
Летом 1933 года Степана Супруна вызвали
в Москву. В управлении ВВС РККА ему
предложили должность летчика-испытателя.
-Два дня на размышление. Ждем вас
завтра. Подумайте хорошо перед тем, как
дать ответ. Все, что люди и крылья
поднимают в небо, сначала испытывается в
научно - исследовательском институте.
Работа ответственная, с риском. Это,
понятно, оценивается командованием.
Для Супруна все было ясно: "Я все
решил. Про такие полеты авиаторы мечтают."
Первое, что увидел Степан на аэродроме
НИИ ВВС, это огромный ТБ-3, окруженный
помостами. Рядом стояли истребители.
Новый непосредственный начальник
Супруна Василий Андреевич Степанчонок
познакомил его с командиром этого
гиганта Стефановским. После вывозного
полета на истребителе и, довольный
молодым летчиком, Стефановский принял
его в группу "Этажерка Вахмистрова".
Супрун сразу же изъявил желание лететь
в кабине бескрылого истребителя,
который был установлен на фюзеляже
авиаматки. Через некоторое время он
занял место Короткова, который погиб
несколько дней назад.Это было одно из
первых заданий Супруна в отряде
летчиков-испытателей. Огромное желание
овладеть новой специальностью,
работоспособность помогла ему встать в
ряды лучших авиаторов того времени.
Чкалов, Жуков, Громов, Анисимов,
Степанчонок... Внимательно наблюдая за
их полетами Степан перенимал науку
испытаний.
Уже в 1938 году в его аттестации было
записано:"... Над повышением своих
знаний работает с большим интересом,
осваивает новую технику и в этом
отношении НЕЗАМЕНИМЫЙ".
Об интенсивности его работы говорит
тот факт, что на один час выпадает три
задания, три полета. Незаменимый среди
всех испытателей - оценка высокой
квалификации и отваги Супруна, которая
не требует дополнений.
Его оценка новых самолетов
принималась безоговорочно. "От винта
до хвоста - машина не та" - прямая
оценка экспериментального самолета,
который так и не изведал просторов
большого неба. "Самолет представляет
большую ценность своими летными данными
и простотой в технике пилотирования.
Необходимо немедленно запустить его в
серию"- и заводы приступают к
массовому производству нового
истребителя.
В 1938 году во время испытательного
полета истребителя И-180 разбился друг и
учитель Супруна В.П.Чкалов. За год до
этого взлетел по "дорожке рекордов"
Щелковского аэродрома четырехмоторный
Н-209 Сигизмунда Леваневского, героя
челюскинской эпопеи - его поглотила
северная мгла.
Как все это отразилось в душе Супруна?
"К XVIII съезду нашей партии выпускают
второй экземпляр самолета И-180 на
котором погиб лучший летчик нашей
Родины Валерий Чкалов. На первом
экземпляре этого самолета должны были
провести испытания: Чкалов -заводские и
я - государственные. Теперь люди боятся
доверить мне провести испытания и
первому вылететь на этом самолете
только потому, что я депутат Верховного
Совета Союза ССР...
Прошу Вас дать распоряжение про то,
чтобы мне дали провести испытания
самолета И-180 и сделать на нем первый
полет. Я уверен, что Вы не откажете моей
просьбе. Летчик-испытатель НИИ ВВС майор
Супрун."
По другому Супрун поступить и не мог.Истребитель
И-180 обещал большую скорость, мощное
вооружение, необходимые дальность и
высоту. Стране был необходимы самолеты
высокого класса. Супрун добился своего.
Полет на И-180 позволили высокие
инстанции Что он творил в небе на этом
истребителе1 Проверяя И-180 ''на живучесть"
летчик крутил на нем тысячи пилотажных
фигур. Полет - посадка.
полет - посадка Он жил секундами
приземления Все было как надо до первых
метров пробега. Подломилось шасси.
Самолет на большой скорости
скапотировал Супруна извлекли из под
обломков истребителя, он был без
сознания.
На этот раз судьба была благосклонна к
нему Тяжелая неудача для конструктора,
для самолета, для испытателя Были еще
испытания, были жертвы и в итоге И-180
сняли с производства.
Когда Супрун появился после госпиталя
на аэродроме ему передали вызов из
Кремля. Там ему предложили поехать с
добровольцами в Китай, где разгорался
конфликт с Японией.
Летом 1939 года Степан Супрун отправился
в Китай. Тридцатидвухлетний мужчина не
оставлял дома ни жены, ни детей. Недавно
побывавши дома , в Сумах, в откровенном
разговоре с матерью он сказал."
Жениться не буду, мама, не имею права."
Группе Супруна было доверено защищать
небо над городом Чунцин. Она состояла из
двух подразделений Одно летало на И-15
под командованием К.Коккинаки и
предназначалось для борьбы с
бомбардировщиками, а другое на И-16 для
борьбы с истребителями противника.
Воздушный бой - это форсированные
скорости, крутые виражи, горки,
стремительное пикирование и как итог
всех маневров сокрушительный огонь по
тому, кто попадет в зону обстрела
Кипение сил и отваги.
Наблюдательные посты дали знать, на
Чунцин идут японские бомбардировщики.
Получен приказ на вылет. Свой первый
бой, под руководством С.Супруна, молодые,
еще необстрелянные пилоты провели
блестяще. Сначала взлетели три звена И-15
К Коккинаки Через пару минут группа
Супруна на И-16. "Пятнадцатые" сразу
бросились на ведущую девятку
бомбардировщиков, такое их задание,
такая роль в первом бою "Шестнадцатые"
ушли с набором высоты, на солнце. Они
должны сковать истребители японцев,
прикрывающие бомбардировщики. Один из
ведущей девятки "бомберов",
пронизанный огненной трассой задымил и
резко пошел на снижение Строй японцев
однако не нарушился. Самурайское
упорство еще больше обозлило наших
истребителей. Только штурмом можно
сбить бомбардировщики с боевого курса В
эти минуты, разогнав высотную группу,
сверху ударила по врагу группа Супруна В
считанные секунды были сбиты еще два
бомбардировщика. Огнем стрелков был
подбит и наш И-15, но бой уже был выигран
Враг спешил покинуть объект
В этом бою раскрылся талант Супруна не
только как боевого летчика, а также как и
командира.
По инициативе Степана Павловича на
истребители начали ставить
крупнокалиберные пулеты. Огневая мощь
наших самолетов многократно возросла.
Очень скоро это почувствовали на себе
японские пилоты.
В янавре 1940 года, вызванный институтом,
Супрун, единственный из группы, вылетел
в Москву. Его ждала основная работа
учить летать самолеты Полгода назад
появилось несколько хороших
истребителей: МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3..., которым
срочно надо было дать путевку в жизнь.
Близость войны заставляла вести
усовершенствование авиации ускоренными
темпами Оснащение армии всеми видами
самолетов теперь означало ее боевую
мощь. На первый план постепенно выходил
истребитель, который мог вести активный
воздушный бой с истребителями
противника, нападать на бомбардировщики,
вести разведку..
Маленький, по сравнению с "бомберами",
стремительный, верткий самолет очень
нужен был и РККА. В 1939 году правительство
приказало авиаконструкторам в тесные
сроки подать проекты новых истребителей.
Поэтому отзыв ведущего испытателя из
Китая был вызван тем, что на разных
заводах были заложены первые экземпляры
принципиально новых, современных
истребителей.
Зимой 1940 года Супрун познакомился с
истребителем Як-1 конструктора Яковлева,
известного до этих пор как творца
легкомоторных машин и ближнего
бомбардировщика Як-4 Этот самолет вобрал
в себя все достижения современной
истребительной авиации. Конструктор
воплотил в машине свое понимание и
предназначение, перспективу
модификаций.
Как-то Поликарпов сказал, что к Супруну
надо прислушиваться - речь шла о
технически грамотных замечаниях и
советах летчика.
Ранней весной 1940 года майор Супрун в
составе комиссии по закупке авиатехники
выехал в Германию. В состав делегации
также входили представители ВВС РККА А.С.Яковлев,
И Ф Петров которым поручили
познакомиться с современным
вооружением "люфтваффе", выбрать
самолеты для закупки. Супрун раньше уже
летал на " Мессершмитте-109" и мог в
случае надобности сесть в кабину других
немецких самолетов, показанных с
большой осторожностью и даже попытками
подсунуть устаревшие конструкции, как
современные
Этот раз к авиаторам был назначен
вести переговоры, знакомить с
продукцией фирм известный летчик времен
первой мировой войны Эрнст Удет
Благодаря ему и ответственным
договорным отношениями между Германией
и СССР нашей делегации были показаны
почти все достижения немецкой
современной авиационной техники.
На аэродроме в Ростоке комиссии
показали новый истребитель "Хейнкель-100"
Супрун, осмотревши этот самолет
попросил разрешения на полет.
Представители фирмы "Хейнкель"
пытались отговорить пилота от этого
вылета. Они говорили: "Если погибнет
пилот фирма не будет выплачивать ни
страховку, ни пенсионного обеспечения
родным потерпевшего".
Инженер фирмы быстро убедился, что
Супрун отлично разбирается в деле и
разрешил лететь. То, что вытворял на Хе-100
в воздухе наш пилот невозможно описать.
Подчиненные Геринга увидели мастерство
советского летчика Когда Супрун
приземлился, техники, механики, инженеры
подхватили пилота на руки и донесли к
аэродромному казино Немецкие пилоты
признались, что в этом вылете они
впервые увидели такие высокие летно-технические
возможности их самолета.
Во время пребывания нашей делегации в
Германии на один из немецких аэродромов
перегнали где-то захваченный английский
истребитель "Спитфайр-1". Супрун
получил разрешение полетать и на нем.
Пробитый несколькими пулями,
потрепанный "спитфайр" послушно
вел себя в небе. Своими мыслями об этом
самолете Степан Павлович поделился в
институте. Отчитываясь о полетах на уже
знакомых "мессершмитте" и "хейнкеле",
Супрун добавил описание "спитфайра".
"Самолет очень простой на взлете и
посадке благодаря малой скорости,
простой при выполнении фигур высшего
пилотажа, имеет хорошую стойкость. Мал
запас горючего. Винт не автоматизирован,
нет крупнокалиберного пулемета или
пушки. Не очень чисто сделанный,
недостаточная горизонтальная скорость."
Таким проникновением, всеобъемлемыми
знаниями авиации отечественной и
зарубежной, самоотверженным служением
идеалам, которые авиация должна была
защищать, жил Степан Супрун
С 15 по 27 июня 1940 года Супрун вместе со
Стефановским проводил госиспытания
самолета ЛаГГ-3. Будучи ведущим летчиком-испытателем
Степан Павлович убедился, что
истребитель неустойчив в полете, а
посадка на нем опасна. Посадив самолет,
он подошел к ведущему инженеру-летчику и
сказал:"На этой штуке делать посадку
все равно, что целовать тигрицу: опасно и
никакого удовольствия."
Супрун был остроумен, точен в
выражении мысли. И не очень любил писать
бумажные отчеты.
В мае 1941 года Степан Павлович
приступил к испытаниям
модернизированного истребителя Як-1М.
Выполнив цикл полетов, он был краток:"Прекрасный
истребитель! На войне мы будем сбивать
мессершмитты на яках .
Хотелось бы рассказать об одной
встрече, которая произошла у Супруна во
время отдыха в Хосте.
Отдыхая в 1935 году в санатории ВВС, он
познакомился с одним человеком. На
другой день, вместе выйдя на лодке в море,
долго беседовали. Супрун выслушал юношу,
который откровенно признался, что ему,
авиатехнику, отказывают в переводе в
летный состав. "Не унывай", - сказал
Супрун. - "Поверь, и мне не сразу
удалось подняться в небо. Многое
пришлось выдержать. Но поднялся! Верю -
поднимешься и ты! Главное не потерять
мечту."
В 1939 году, новый друг Степана Павловича
- Александр Покрышкин закончил
Качинскую авиационную школу летчиков В
годы Великой Отечественной войны он
сбил 59 фашистских самолетов, стал трижды
Героем Советского Союза, а в
послевоенное время маршалом авиации.
22 июня 1941 года застало Супруна во время
отдыха в Сочи. Уже на рассвете 23-го он был
в Москве. По пути домой у Степана
Павловича возникла мысль о создании
боевых полков из летчиков-испытателей.
Получив личное разрешение Сталина
срочно приступил к их формированию. С
заводов были затребованы самолеты
новейших марок: Миг-3, ЛаГГ-3, Ил-2, ТБ-7...
В процессе создания полков Супрун не
забывал и о судьбе Як-1 М, продолжая его
испытания: ""Як" нужен фронту!"-
таков его отзыв об этом истребителе.
Степан Павлович облетал к этому
времени около 140 самолетов. Повоевать на
"Яке" ему не удалось.
27 июня 1941 года С.П.Супруна, А.И.Кабанова
и П.М.Стефановского пригласили в Кремль.
Им было приказано создать шесть полков:
два истребительных на МиГ-3 под
командованием С.П.Супруна и П.М.Стефановского,
один штурмовой на Ил-2 под командованием
Н.И.Малышева,два бомбардировочных на
пикировщиках Пе-2 под командованием
Кабанова и В.И.Жданова, один
дальнебомбардировочный на
четырехмоторных ТБ-7(Пе-8) под
командованием Н.И.Лебедева.
В три дня, отпущенные на формирование,
испытатели не уложились. Полки были
укомплектованы примерно наполовину.
Оставив своих заместителей для
завершения работ подполковник Супрун с
неполным полком срочно вылетел на фронт.
Тридцать истребителей, которые 1 июля
появились на Западном фронте, были
самолеты 401-го полка особого назначения
С.П.Супруна. Как только МиГи
приземлились на фронтовом аэродроме,
они были обнаружены фашистским
самолетом-разведчиком (по всей
видимости это был Ю-88). Не теряя времени
Супрун поднял свой МиГ-3 в воздух. Немец,
заметив советский истребитель, начал
уходить с набором высоты. Сами того не
ведая фашистские летчики создали
Супруну идеальные условия для атаки. МиГ-3
создавался, как высотный истребитель,
поэтому Спепан
Павлович легко догнал "юнкере" и
несколькими очередями расстрелял его.
Приземлившись Супрун приказал как можно
быстрее зарядить пулеметы и дозаправить
горючим свой самолет.
- Первого разведчика немцы уже не
дождутся, - Степан Павлович зорко
посмотрел на небо, - надо перехватить
второго. Вышлют обязательно.
На глазах своих подчиненных, почти над
аэродромом, командир 401-го вогнал в землю
и второго фашиста.
В тот же день поступил приказ на
уничтожение вражеских переправ через р.Березина.
Степан Супрун предложил атаку
произвести истребителями снаряженными
бомбовой нагрузкой. Внезапный налет
двух эскадрильей вызвал панику среди
немецких войск. В считанные минуты
переправа была разбита, но при штурмовке
зенитной артиллерией был сбит и
взорвался в воздухе самолет старш.л-та
Кругликова. В тот же день не вернулся с
разведывательного полета Алексей
Кубышкин.
Несколько раз поднимал свои
эскадрильи Супрун 1-го июля. В этот день
удалось сбить 4 вражеских "мессершмитта".
Один из них стал личной добычей
командира полка.
По воспоминаниям командира 1-ой
эскадрильи В.И.Хомякова, за четыре дня
боев было два случая, когда Степан
Павлович Супрун в одиночку вел бой с
шестью и четырьмя немецкими
истребителями. Первый раз 15 МиГов
сопровождали три девятки
бомбардировщиков СБ-2. Степан Павлович
уйдя вперед попал в окружение шести Me-109.
Второй раз, также прикрывая
бомбардировщики, Супрун оказался среди
четверки "мессеров". В обоих
случаях Супрун был уверен в себе.
Собьют ведь, товарищ подполковник!
- сказал ему на аэродроме В.И.Хомяков.
- Нет, меня не собьют! Видишь, второй
раз веду бой с численно превосходящим
противником, и оба раза немцы ничего со
мной не смогли сделать, - отвечал
Супрун.
Уверенность Степана Павловича в своем
мастерстве и новом самолете МиГ-3
казалась кое-кому чрезмерной.
Супрун лично водил своих летчиков в
бой, летал на разведку, прикрывал
бомбардировщики.
3 июля 401-й полк разбомбил две переправы,
взорвал железнодорожный мост. В этот же
день был совершен налет на большой
немецкий аэродром, где летчики
подполковника Супруна сожгли 17
самолетов, склады с горючим и
боеприпасами. Утром 4 июля Степан
Павлович слетал на разведку, затем
дважды водил свой полк на сопровождение
бомбардировщиков. Перед четвертым
вылетом он подошел к инженерам
эскадрилий Н.С.Павлову и А.А.Манучарову,
пожал плечами и сокрушенно сказал:
- Ребята, я сегодня себя не узнаю. Вот
уже вылетаю в четвертый раз, а пока не
сбил ни одного самолета противника.
Шестой вылет 4 юля 1941 года оказался для
Супруна последним. В паре ст. л-том
Остаповым Степан Павлович ушел на
разведку. Остапов заметил в небе
вражеский Фокке-Вульф-200 "Кондор",
атаковал его, но был сбит огнем
противника. Он вернулся в полк через
двое суток. Подполковник Супрун,
оставшись в одиночестве, принял решение
продолжать полет. Вскоре он в облаках
обнаружил второй "Кондор". Не
разглядев сопровождающих
бомбардировщик истребителей, Степан
Павлович бросился в атаку. о время
выхода из нее пуля немецкого стрелка
попала Супруну в грудь. (По утверждениям
экспертов, с истребителя он такого
ранения получить не мог) Из облаков
вывалилась шестерка "мессеров".
Будучи уже раненым Степан Павлович не
вышел из боя и закрутил с немцами в небе
такую карусель, что те поняли, с каким
советским асом имеют дело. С первой же
атаки очередь МиГа прошила фашистский
самолет и тот, загоревшись, резко пошел к
земле. Уже теряя сознание от потери
крови, Супрун пропустил атаку немецкого
истребителя. Огонь последнего оказался
точным. МиГ Степана Павловича загорелся.
Напрягая последние силы, пытаясь спасти
себя и машину, Супрун сумел посадить
самолет на поляне возле леса...
4 июля 1941 года, после полудня, многие
жители близлежащих деревень - Монастыри,
Паньковичи, Сурновка, а также солдаты,
которые находились в Друцком замке были
свидетелями воздушного боя одинокого
советского истребителя с шестеркой
немецких самолетов. Женщины, пасшие
коров, видели: три "мессершмитта",
окружив горящий МиГ, шли за ним как на
параде. Наш самолет приземлился на
опушке леса. Казалось, что советский
летчик выскочит из кабины горящей
машины, но самолет вдруг весь вспыхнул, в
нем что-то взорвалось. Один из "мессеров"
снизившись, еще раз обстрелял горящий Ми
Г. (Следы пулевых вмятин на бронеспинке,
найденной на месте посадки Супруна,
говорят, что этой очередью немцу не
удалось поразить тело советского
летчика). Местные жители пытались помочь
пилоту, но безжалостное пламя не
выпустило его из своего плена. В синей
дымящейся гимнастерке он неподвижно
сидел в открытой кабине, пальцы левой
руки сжимали рычаг управления. Возле
обугленной, спекшейся раны на груди
мерцала звезда героя... Выкопав
неглубокую яму, застелив ее листами
обшивки самолета, местные жители
осторожно положили тело пилота на дно,
покрыли его жестью, забросали землей и
дерном.
22 июля 1941 года Степану Павловичу
Супруну было присвоено звание дважды
Героя Советского Союза.
Прошло 15 лет после Победы и 19 со дня
гибели С.П.Супруна, а земля Витебска,
штабные бумаги Западного фронта лета 1941
года упорно замалчивали место и
подробности, где разыгралась эта драма.
Местные жители, участвовавшие в
захоронении известного летчика-испытателя
, погибли во время окупации. И вот, в 1960
году, были предприняты поиски останков
Степана Павловича. В архивах было
найдено доненсение командира 23-й
авиадивизии, в которую входил 401-й
истребительный полк специального
назначения С.П.Супрун погиб в районе
города Толочин Витебской области. С
помощью местных жителей был определен
район поисков. Вскоре под обломками МиГа,
в могиле, были найдены останки
прославленного летчика.
Степан Павлович Супрун был
перезахоронен на Новодевичьем кладбище
в Москве. Гранит для могильной плиты
прислала Украина. Красную, искристую
каменную глыбу доставили из карьеров
Житомирщины, при содействии трижды
Героя Советского Союза Александра
Ивановича Покрышкина.
МиГ-3, 401-й иап, летчик -
Супрун, лето 1941 года.