Родился в 1913 году в Юзовке
(ныне Донецк). Украинец. Член КПСС с 1938 года. Окончил неполную среднюю
школу, школу ФЗО.
В Советской Армии с 1933
года. Окончил Харьковскую военную авиационную школу летчиков в 1936 году.
Служил в Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. Участвовал в
советско-финляндской войне 1939-1940 годов. На фронтах Великой
Отечественной войны: Южном, Северо-Кавказском, Закавказском и
Воронежском - с 1941 года. Совершил более 200 боевых вылетов, провел 41
воздушный бой. Имеет 16 сбитых самолетов на личном счету и два - в паре.
М.Быков нашел в документах 12+1, по нашим данным - 16+4.
Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 13 декабря 1942 года командиру 862-го
истребительного авиационного полка майору Токареву М.С. присвоено звание
Героя Советского Союза. Награжден также орденами Ленина, Красного
Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалью "За отвагу".
Погиб в воздушном бою 8 июля 1943 года. Причем обстоятельства гибели остались неизвестными. Оперсводки свидетельствуют, что
летчики его группы наблюдали, как горящий "лавочкин" командира шел вниз к земле. Впрочем, широкое
распространение получила легенда, согласно которой в своем последнем бою
М.С. Токарев сбил ни много ни мало шесть немецких истребителей.
Советский летчик смог совершить вынужденную посадку на поврежденном
самолете и уже на земле скончался от полученных ранений.
Вот что вспоминал один из очевидцев гибели (Драбкин, 2003):
"Про Токарева тоже написали: во главе восьмерки атаковал группу из 12 "мессеров", 4 сбил. И все. Здрасьте, я ваша тетя!
Разве в этом его заслуга? Токарева погубил новый командир дивизии – такой засранец – заместитель Галунова по строевой Ларушкин. Все ходил, гонял нас, что плохо ходим
строем. Когда Галунова сделали командиром корпуса, на дивизию поставили Ларушкина. Ларушкин посылал восьмерку прикрывать передний край, а приходили группы по 60 – 70
самолетов, а что могла сделать восьмерка?! Какие то немцы прорывались. Ларушкин приехал вечером 7 го, устроил Токареву разнос. 8 го числа Токарев полетел сам, повел
восьмерку. Вели бой, но все вернулись. Мой самолет тоже летал. Я его подготовил к следующему вылету и пошел на КП полка к Токареву.
Я знал, что Токарев летал в первый вылет. Я ему говорю: "Как?" – "Плохо. Приходят по 60 – 70 штук, что мы восьмеркой можем
сделать". Я был у Токарева в штабе полка, когда прилетел Ларушкин на УТ 1. Он небольшого роста, полный, в комбинезоне. Токарев вздохнул: "Сейчас будет". Мы отошли в
сторону. Ларушкин подошел. Слышали, как он ругал Токарева. У Токарева была Золотая Звезда. Ларушкин сказал: "А это и снять можно". Протянул руку. Токарев отодвинул руку. Я
помню, он сказал: "Не выдавали, не вы снимать будете". Ларушкин, разъяренный, улетел. В это время пришел приказ – лететь нашим. Должна была лететь восьмерка, на которой
Токарев уже не должен был лететь. Я побежал сразу к себе на стоянку, потому что надо было выпускать самолет. Шесть вылетели сразу, потом еще вылетела пара. Через какое то
время вернулось семь самолетов. "Кто не вернулся?" – "Командир полка. Токарев". – "Как? Он не должен был лететь?" Он в последний момент отставил молодого из пары, решил
полететь сам. Тот, кто с ним летел, рассказал, что они прошли линию фронта.
Увидели, что вся шестерка связана боем с "мессерами", которых немцы выслали для расчистки неба, ниже их шла группа из 60
самолетов Ю 87. Токарев парой атаковал эту армаду, которую к тому же прикрывали двенадцать "мессеров". Он 4 самолета сбил и не пропустил бомбардировщиков. В этом бою он был
ранен, посадил самолет в расположении танкистов, вылез из самолета и умер. Все это мы узнали на следующий день. Мы ночью уехали в Старый Оскол, и утром туда приехала
машина. Полковник, танкист, начальник политотдела привез гроб с телом Токарева. И привез грамоту, где все было описано. Вот почему погиб Токарев."
Документального подтверждения этому нет. Согласно оперативным документам 8 ГИАД, самолет командира 40 ГИАП майора Токарева, чья
пара шла замыкающей в восьмерке Ла 5, был сбит при возвращении с боевого задания парой немецких истребителей охотников внезапной атакой сверху сзади со стороны солнца.
Воздушного боя не было: немецкие самолеты, разогнавшись на пикировании, на повышенной скорости покинули район столкновения… "Легенда" о тяжелом воздушном бое и большом
количестве вражеских самолетов, сбитых Токаревым в последнем вылете, была придумана позже, очевидно, для оправдания перед командованием за потерю командира полка.
Список известных побед
№ |
Дата |
Сбитый |
Район |
Часть |
Примечания |
1. |
22.06.41 |
Ю-88 |
р-н Тирасполя |
131-й ИАП |
|
* |
23.06.41 |
Ме-109 |
|
131-й ИАП |
в паре |
* |
23.06.41 |
Ме-109 |
|
131-й ИАП |
в паре |
* |
23.06.41 |
Ме-109 |
|
131-й ИАП |
в паре |
2. |
10.07.41 |
Ме-109 |
Бендеры - Бульбока |
|
данные М.Быкова |
3. |
10.07.41 |
Ю-88 |
Кишинев |
|
данные М.Быкова |
4. |
11.07.41 |
Ме-109 |
аэр. Славяносербка |
|
данные М.Быкова |
5. |
11.07.41 |
Ме-109 |
аэр. Славяносербка |
|
данные М.Быкова |
6. |
23.07.42 |
Ме-109 |
Белая Церковь |
|
данные М.Быкова |
7. |
28.09.41 |
Хш-126 |
вост. Елизаветовка |
|
данные М.Быкова |
8. |
21.10.41 |
Ме-109 |
сев.Голубов |
|
данные М.Быкова |
9. |
??.04.42 |
Юнкерс |
Закавказский фронт |
?? |
|
10. |
??.04.42 |
Юнкерс |
Закавказский фронт |
?? |
|
* |
26.08.42 |
Ме-109 |
Стодольский |
|
в группе. данные
М.Быкова |
11. |
30.08.42 |
Ме-109 |
Ищерская |
|
данные М.Быкова |
12. |
04.09.42 |
Ме-109 |
Моздок |
|
данные М.Быкова |
13. |
09.09.42 |
Ме-109 |
Вознесенская |
|
данные М.Быкова |
14. |
18.12.43 |
Ме-109 |
Чикола |
|
данные М.Быкова |
15. |
18.12.43 |
Ме-109 |
Чикола |
|
данные М.Быкова |
16. |
08.07.43 |
истребитель |
р-н Старого Оскола |
40-й ГвИАП |
|