Родился 17 сентября 1921 года.
Боевая карьера Александра Выборнова началась
в октябре 1942 г. Сержантом он совершил
свои первые боевые вылеты на Калининском фронте.
После окончания в 1940 г. Чугуевской школы летчиков его
оставили инструктором. С началом войны в училище сформировали 728-й иап,
отобрав туда лучших летчиков. Александр в их число не попал.
Лишь когда потребовалось
пополнение, вспомнили и о нем. Особых достижений, летая
на И-16; молодой пилот не имел, хотя за 30 боевых вылетов
был награжден медалью "За боевые заслуги". Числился за
ним и один сбитый. Но главным приобретением этого
периода был опыт, тем более, что мастеров воздушного боя
в полку хватало. Особенно выделялся Арсений Ворожейкин,
имевший на счету 6 японских самолетов, сбитых на Халхин -
Голе. К концу войны с 52 победами он выйдет на шестое
место среди советских асов. А в то время Ворожейкин все
чаще брал ведомым Александра. Видимо, прикрытие было
надежным, если этот боевой союз просуществовал до 1944
г., когда оба летчика уже командовали эскадрильями.
9 марта 1943 г. летчики полка без сожаления сдали на
аэродроме Коробово И-16 и отправились в Чкаловскую
переучиваться на Як 7Б. 2 июня тридцать два самолета 728-го
иап сели в Бутурлиновке под Курском, а 5 июля началась
битва на Курской дуге. В воздухе встречались порой до 50
самолетов с каждой стороны, и эти схватки стали временем
быстрого взлета Александра Выборнова. 13 июля им был
сбит Ю-87, на следующий день он отправил на землю еще
два самолета.
В ожесточенных боях полк быстро таял. Через месяц в
строю осталось лишь 8 машин, но ставшему, наконец,
младшим лейтенантом Выборнову сопутствовал успех. Его
фамилия неизменно присутствовала в списках групп, выполнявших
наиболее сложные задачи. В августе в районе
Богодухова под Харьковом, будучи уже командиром звена,
он вышел на поиск корректировщика ФВ-189. Вторую пару
вел А.Тверяков. Далее приводим отрывок из воспоминаний
А.И.Выборнова.
"Рамы" в воздухе не было, но на высоте 2500-3000 м
под прикрытием истребителей шли три девятки Ю-88 и
несколько выше две девятки Хе-111. Курс - на нашу территорию...
Нам удалось подойти к бомбардировщикам сзади.
Расстояние 200-300 м. Их стрелки уже открыли огонь.
Стреляем и мы, но безуспешно. Зашли во вторую атаку и
опять неудачно. Тверяков парой атаковал Хе-111, тот
задымил, но продолжал идти в строю. И тут загорелся Як
Тверякова. Летчик скользит в одну сторону, в другую,
сбивает пламя, но, потеряв ориентировку, ведет машину
вглубь немецкой территории и вскоре садится в поле на
фюзеляж. Самолет дымился, кабина осталась закрытой -
видимо Тверяков тяжело ранен. Я передал: "Прикройте,
сажусь в поле". На пробеге самолет дважды зарывался
носом. Подрулил и, не выключая мотор, бросился к Сашиному
Яку. Летчик в крови, с обожженным лицом, сидит в
кабине. Сдвинул фонарь, помог Тверякову выбраться. Разбив
фанеру гаргрота своей машины, посадил Сашу в фюзеляж.
Отрулил к лесу, дал полный газ, отпустил тормоза и
взлетел.
Этот подвиг сделал имя Выборнова известным во 2-й
воздушной армии, а 11 сентября он записал на личный счет
десятую победу, что по нормам того времени давало право
на звание Героя Советского Союза. В этот день в паре с
Михаилом Сачковым они сбили по Ю-87. За этот бой
летчиков наградили орденами Красного Знамени.
В одном из боев под Киевом самолет Александра был
подбит, и летчик оставил машину. Приземлился неудачно, но
вскоре опять вошел встрой. К концу 1943 г., имея 21 победу,
Выборнов стал командиром 2-й эскадрильи. Окончив в
начале 1944 г. в Липецке курсы помощников командиров
полков по воздушно-стрелковой подготовке, недолго занимал
эту должность. С уходом из полка Ворожейкина в мае
1944 г. Выборнов принял командование его 3-й эскадрильей.
А.Ворожейкин пользовался в полку исключительным
авторитетом. При формировании групп и организаций боя
он далеко не всегда считался и с мнением командира полка
В.С.Василяки. Поэтому Выборнову, уже ставшему комэском,
приходилось порой летать в сборных группах, подобранных
Ворожейкиным. Это не радовало, но безусловное
лидерство будущего Дважды Героя никогда не ставилось
под сомнение.
В 1944 г. Выборнов добавил к своему счету б немецких
машин. Среди них - разведчик Ю-88, который был найден и
сбит по командам с радиостанции наведения. За это летчик
был отмечен званием "Мастер радиосвязи".
Последние в ту войну боевые вылеты старший лейтенант Выборнов
сделал в районе Праги. 27 июня 1945 г. ему
было присвоено звание Героя Советского Союза (как отмечено в
наградном листе, за 20 лично сбитых самолетов
противника). В летной книжке, которая велась ежедневно,
записано 28 личных побед. Среди них: Ме-109 -10, ФВ-190 -
5, Ю-87 - 10. Ю-88 - 2, неопознанный -1.
После войны полк недолгое время оставался в Чехословакии,
а затем перебазировался в Крым на аэродром Кача.
Майор Выборнов стал заместителем командира полка, а в
1947 г. поступил в Военно-воздушную академию в Монино,
Окончив ее в год смерти Сталина, был назначен в Польшу
командиром истребительного, а затем разведывательного
полка (две эскадрильи МиГ-15 и одна Як-25). Пятилетнее
пребывание за рубежом закончилось в должности заместителя
командира дивизии. С 1958 г. Выборнов командовал истребительными дивизиями в Карелии. В 1965 г. его назначили
начальником боевой подготовки истребительной авиации ПВО страны.
В июне 1967 г. армия Объединенной Арабской Республики
потерпела поражение в "шестидневной" войне с Израилем.
Авиация египтян была практически уничтожена. Советское
руководство рассматривало варианты срочной
военной помощи арабам. Один из них предусматривал
размещение на Ближнем Востоке крупной группировки
советских войск, в том числе и авиации в составе 5 полков
ПВО и 7 - ВВС. Для определения возможности осуществления
этого плана в Египет направили группу военных высокого
ранга, которые в дальнейшем должны были командовать
соответствующими направлениями. Возглавил группу
генерал-полковник П.Н.Пащенко. Предполагаемым командующим
авиацией ехал генерал-майор Выборнов. В Египте уже работали советские советники,
а после "шестидневной" воины начались массированные поставки техники, призванные восполнить потери. Постоянно бывая на аэродромах,
общаясь с командирами египетских полков и бригад, Выборнов
не уклонялся от учебных и боевых полетов. Он имел к
тому времени звание "Заслуженный военный летчик" и
свободно пилотировал состоявшие на вооружении у "подопечных"
МиГ-15, МиГ-17 и Су-7. Показать, что советский
летчик чего-то не умеет, он, естественно, не мог и долг свой
понимал вполне однозначно. За неполные три месяца
Выборнов совершил 12-15 боевых вылетов. На каждый из
них, если при этом пересекалась линия фронта, требовалось
разрешение министра обороны. Иногда из Москвы прихо-
дила шифровка "Разрешить", а иногда - "Признать нецеле-
сообразным".
Осложняли жизнь малосерьезное отношение египтян к
секретности и удручающая эффективность израильской
разведки. Связь была проводная и о готовящейся операции
противник, как правило, узнавал заранее. Приехав как-то
перед полетом на аэродром, Выборнов стал свидетелем
штурмовки его израильскими "Миражами". В капонирах
стояли МиГ-21 и лишь в двух центральных и двух боковых -
закрытые чехлами макеты, В одном крыле ангара - исправные
Су-7, в другом - разукомплектованные. Атаками с пикирования
были сожжены все МиГи и разрушен ангар. В
макеты и неисправные истребители-бомбардировщики не
попал ни один снаряд.
Информацию о важных заданиях, выполнявшихся в
интересах советского Генштаба, Выборнов получал в посольстве.
Наряду с несколькими другими пилотами он сделал на
МиГ-25 два разведывательных полета над Израилем.
Операция продумывалась до мелочей. Один из двух МиГ-25,
базировавшихся в Южном Йемене, перегонялся на аэродром в
Египет, где дозаправлялся и немедленно вылетал на
задание. Набрав высоту 25-30 тысяч м и разогнавшись, он
проходил по заданному маршруту (не минуя и Тель-Авив).
Атаковать израильтянам не удавалось. Приземлялся уже на
другом аэродроме, откуда пленки тут же на самолете отправлялись
в Союз, а перегонщик возвращался на МиГ-25 в
Йемен.
В конце концов признали накладным посылать советские
войска в Египет. Ограничились тем. что во всех частях
появились наши советники. Они сыграли серьезную роль в
усилении египетской армии. Среди них были и советские
асы времен Великой Отечественной войны, такие как Герои
Советского Союза В.Н.Голубее и Г.У.Дольников. А генерал
Выборнов, после трех месяцев в Египте, вернулся к своим
делам в штабе ПВО. Его боевая работа на Ближнем Востоке
была отмечена орденом Красного Знамени.
В 1968 г. Выборнов был назначен генерал-инспектором
при министре обороны и продолжал летать, В 1980 г., когда
врачи списали его с летной работы, он не стал задерживать-
ся на наземных должностях и ушел в запас. Сейчас продолжает работать в одном из ВУЗов Москвы.
Генерал-лейтенант авиации А.И. Выборнов награжден
орденом Ленина, 4- Красного Знамени, Александра Невского,
3 - Отечественной войны 1-й степени. 2-Красной Звезды
и "За службу Родине в Вооруженных Силах" 3-й степени.
Самолеты на которых летал А.И. Выборнов.
С октября 1942 по март
1943 г. летал на И-16 различных типов. Среди них были
пушечные и машины последних модификаций, вооруженные
крупнокалиберными пулеметами БС. Некоторые имели
балки для подвески PC. В июле 1943 г. он начал воевать на
Як-7Б, но эти машины недолго удержались в 728-м иап. Во
всяком случае, в конце октября - начале ноября в ходе боев
за Киев полк уже имел Як-9. Именно на этих машинах 6
ноября 1943 г. по предложению Героя Советского Союза
Игоря Кустова носы до крыла были выкрашены в красный
цвет. Несколько удачных боев, проведенных на них, создали
летчикам известность. Но через некоторое время на "красноносые"
пересела молодежь, схватки обострились, и потери
стали расти. Чтобы не привлекать внимания, капоты перекрасили.
Иногда красным оставляли кок винта. "Красноносыми"
самолеты оставались не больше месяца.
В начале февраля 1944г., после двухмесячного перерыва,
полк возвратился на фронт на Як-9Д. Полк выполнял в
основном задачи сопровождения, и поэтому получил несколько
тяжеловатые для воздушного боя, но имевшие больший
радиус действия машины. К такому же типу относился
и самолет, приобретенный для Выборнова на деньги, собранные
школьниками Каширского района Московской области.
На истребитель для земляка они перечислили 72000 рублей.
Як-9Д перегнали на аэродром полка в Польше 2 сентября
1944 г. вместе с несколькими другими- Во второй половине
дня состоялся митинг и торжественное вручение именного
самолета хозяину. Командир полка передал ему формуляр
машины. Александр попросил разрешения облетать подарок
и, основательно проверив его в воздухе, получил 5 суток
гауптвахты за чересчур лихой пилотаж. Жизнь этого самолета
была недолгой. Осенью 1944 г. западнее Сандомира
мотор был поврежден зениткой, из системы охлаждения
вытекла вода, и пришлось садиться с остановившемся
двигателем. В довершение всего не вышла стойка шасси. В
результате посадки на одно колесо было снесено крыло, и
самолет списали, В дальнейшем дарственная надпись то возобновлялась,
то закрашивалась на других самолетах Выборнова.
Як-9Д N38, изображенный ниже, был вооружен
37-мм пушкой. Истребитель имел стандартный камуфляж: на
верхних плоскостях - сочетание пятен темно-серого (АМТ-12)
и серо-голубого (АМТ-11) цвета, снизу - голубой (АМТ-7).
Надпись "А.И.Выборнову от каширских школьников" белого
цвета, выполнена на заводе. Бортовой номер - белый. Красные
звезды с бело-красной окантовкой на фюзеляже, киле
и снизу на крыле. Через несколько дней пребывания самолета
в полку с помощью красной краски более светлого тона
им был придан вид объемных. Двадцать звездочек побед нанесен
в полку сразу после перегонки самолета. Кок первоначально
светло-серый, затем, вероятно, красный. На правом борту
надписи и звездочек не было.
С конца 1944 г. Выборнов часто летал на одном из
шести Як-3, принадлежавших управлению дивизией (затем
их получил и 728-й иап).
В 50-70-е гг. Выборнов освоил все типы самолетов,
которыми были вооружены его полки и дивизии, а став
генерал-инспектором, летал практически на всех советских
истребителях и истребителях-бомбардировщиках. В летной
книжке А.И. Выборнова записаны все МиГи с индексами от
15 до 27, Су-7Б, Су-9, Су-11, Су-15, Су-17. Летал в составе
экипажа на Ил-28, Ту-16, Ту-95, Ту-128.
Список побед
Дата
| Тип сбитого
|
14.07.43 | Ме-109 |
14.07.43 | Ю-87 |
16.07.43 | Ме-109 |
07.08.43 | Ме-109 |
26.08.43 | ФВ-190 |
27.08.43 | ФВ-190 |
09.09.43 | Ю-87 |
11.09.43 | Ю-87 |
11.09.43 | Ю-87 |
25.09.43 | Ме-109 |
11.10.43 | Ю-87 |
11.10.43 | Ю-87 |
20.10.43 | ФВ-190 |
03.11.43 | Ю-87 |
03.11.43 | Ю-87 |
14.07.44 | ФВ-190 |
16.07.44 | Ме-109 |
16.07.44 | Ме-109 |
22.07.44 | Ме-109 |
30.07.44 | Ю-88 |
16.09.44 | ФВ-190 |
14.01.45 | Ме-109 |
03.02.45 | ФВ-190 |
08.02.45 | ФВ-190 |
22.03.45 | ФВ-190 |
22.04.45 | ФВ-190 |
22.04.45 | ФВ-190 |
04.05.45 | Ю-87 |
Як-9Д командира 3-й эскадрилии А.И. Выборнова, 728 иап 256 иад 2ВА. Польша,
осень 1944 г.
|