Родился в деревне Прокофьево Городецкого
уезда Нижегородской губернии ( ныне Городецкий район Горьковской области)
28 октября 1912 г. Рано остался без отца, погибшего на гражданской, познал
сиротскую долю, голод и нужду, выучился, отслужил срочную в кавалерии.
Поступил было на факультет журналистики Комвуза, но романтика воинской
службы, ее авторитет и надежность были сильнее.
В 1937 г. он окончил Харьковскую военную школу летчиков, а 22 июня 1939
г., ровно за 2 года до начала войны, в гигантском воздушном бою с японцами
на реке Халхин-Гол обрел свое боевое крещение. Там, в Монголии, ему
довелось участвовать в 30 воздушных боях на И-16, сбить 6 японских
самолетов. Там он был тяжело ранен, но, досрочно выбравшись из госпиталя и
"потеряв" справку о списании с летной работы, браво рапортовал о
возвращении в часть. Позднее, в должности комиссара эскадрильи, участвовал
в советско-финляндской войне, а после ее окончания в 1940 г. получил
направление в ВВА.
Великую Отечественную он встретил уже опытным бойцом, имеющим более 100
боевых вылетов, орден и академическое образование. В сентябре 1942 г.
Ворожейкин направлен в 728-й иап на Калининский фронт, под Торопец, где
совершил на И-16 несколько десятков боевых вылетов.
Свои первые победы он одержал на Як-7Б на Курской дуге. Сбив Ме-109,
получил выговор: "юнкерсов" пожалел?". В следующем бою, в районе
Прохоровки, сбил 2 Ю-87 - первого сзади-снизу, второго, ведущего девятки,
неожиданным ударом сверху, из облаков. В этой схватке "як" Ворожейкина
получил серьезные повреждения, система охлаждения вышла из строя, и
приземлился он с уже остановившимся мотором.
В июле капитан Ворожейкин назначен командиром 3-й эскадрильи 728-го иап. В
первом же вылете в должности комэска он сбил Ме-109 с черным носом и
цветным рисунком на фюзеляже. Через несколько дней, четверкой атаковав
большую группу Хе-111, они сбили 4 тяжелых бомбардировщика, из них два -
Ворожейкин. В одном из октябрьских боев он вновь сбил 2 Ю-87 в одной
атаке: бомбардировщик, подбитый атакой снизу, с горки, шарахнулся в
сторону и врезался в соседа. Некоторое время он летал с собакой по кличке
Варвар, натренированной погибшим в бою летчиком его эскадрильи Д.
Чернышевым лаять при появлении чужих самолетов в задней полусфере.
В начале ноября, преследуя ФВ-190, заставил его пилота ошибиться на
пикировании, и тот врезался в землю. Сам с трудом перевел свой Як-7Б в
горизонтальный полет. От перегрузки самолет деформировался и был списан.
В
начале 1944 г. полк перевооружили на Як-9, и Ворожейкин первым обновил
этот истребитель, сбив ФВ-190. В марте в одном из вечерних вылетов
вчетвером они атаковали трех разведчиков. С первой атаки Ворожейкин сбил
"каракатицу" - Хш-123 (скорей всего Хш-126, так как маловероятно, что в
этот период на фронте использовались машины, вышедшие в тираж еще в
Испании), но и сам был подбит, сел на просеку на занятой врагами
территории. Спасла выручка друзей: сумев приземлить на поляну У-2, они
вывезли своего комэска.
...Облетывая новую машину Як-9Т с мощной мотор-пушкой НС-37 мм, он
встретил в районе Тернополя трехмоторный Ю-52. "Юнкерс" вел себя мирно:
турельные пулеметы были задраны вверх, курс изменен, он шел в сторону
советских войск. Ворожейкин с ведомым сблизились с транспортником, даже
разглядели летчиков, поднимающих руки, и множество лиц в иллюминаторах.
Короткой очередью указав направление, Ворожейкин повел свой истребитель
рядом. Можно представить себе его удивление, когда более десятка огненных
трасс протянулись к нему с борта "юнкерса": стрелки и пассажиры, усыпив
его бдительность, открыли огонь. Мгновенно среагировав, Ворожейкин
"провалил" машину, выполнил боевой разворот и длинной очередью сзади
буквально растерзал противника (видимо эту красивую историю летчик
придумал после, чтобы оправдать расстрел безоружного транспортника).
Позднее, в этом же вылете, он сбил еще 2 Ю-52 и Ю-88! Если считать по
количеству моторов, уничтоженных в этом бою, то это был, по-видимому,
самый "урожайный" вылет в истории советских ВВС: на 4 сбитых самолетах
было 11 моторов.
19 апреля 1944 г. Ворожейкин вновь сбивает 2 Ю-87.
В июле он был назначен на должность командира 32-го иап, но вскоре, после
получения второй Золотой Звезды, был переведен на должность старшего
инспектора - летчика Главного управления фронтовой авиации.
Свою последнюю жертву - "арадо" с реактивным двигателем он настиг над
горящим Берлином в апреле 45-го в паре с майором Трещевым. Самолет не был
официально засчитан: подбитый, он скрылся в дыму, и летчики не видели
места падения. Всего Ворожейкин провел около 400 боевых вылетов, сбил 52
самолета противника (из них 6 - на Халхин-Голе). Трижды ранен.
После войны Арсений Васильевич командовал авиаполком, дивизией, был
заместителем командующего ПВО Черноморского флота. В 1952 г. окончил
Военную академию Генштаба. Летал до 1957 г., пока не демобилизовался в
чине генерал-майора. Освоил многие типы реактивных самолетов, среди них
Ла-15, Як-15, Як-17, МиГ-15, МиГ-17.
Жил в Москве, занимался литературной деятельностью. Автор книг:
"Истребители" (М., 1961); "Над Курской дугой" (М., 1962); "Рассвет над
Киевом" (М., 1966); "Под нами Берлин" (Горький, 1970); "Рядовой авиации"
(М., 1972); "Солдаты неба" (М., 1981); "Последние атаки" (М., 1984); "Небо
истребителя" (М., 1991).
Награжден Орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (четыре), Суворова
3-й Степени, Александра Невского, Отечественной Войны 1-й Степени, Красной
Звезды (дважды) и американским "Крестом за боевые заслуги".
Умер в 1997 г.
СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД
Дата
|
Тип сбитого
|
Самолет
|
Часть
|
3.07.39 |
Ки.27 |
И-16 |
22-й иап |
20.08.39 |
вражеский с-т |
14.06.43 |
Ме-109 |
Як-7б |
728-й иап |
14.06.43 |
Ю-87 |
14.06.43 |
14.06.43 |
14.07.43 |
Ме-109Г-2 |
14.07.43 |
Ю-87 |
14.07.43 |
14.07.43 |
14.07.43 |
4.08.43 |
4.08.43 |
4.08.43 |
4.08.43 |
??.08.43 |
Хе-111 |
25.08.43 |
истребитель |
25.08.43 |
25.08.43 |
3.11.43 |
ФВ-190 |
6.11.43 |
28.02.44 |
Хш-126 |
Як-9 |
19.04.44 |
Ю-87 |
19.04.44 |
??.04.44 |
ФВ-190 |
??.04.45 |
Арадо 234 |
32 гиап |