Гражданская война в Испании
1936-39 годов прочно вошла в судьбы целого
поколения советских летчиков. Без
преувеличения можно сказать, что именно
советские летчики вписали самые
замечательные страницы в историю
воздушной войны над Пиренеями. Не
последнее место в списке асов этой войны
занимает Михаил Нестерович Якушин -
автор первой в истории советской
авиации победы в ночном бою.
Михаил Якушин родился в 1910 году
недалеко от Москвы. Как и многие
советские юноши того времени выбрал
популярную тогда судьбу военного
летчика.По окончании военной
авиационной школы он был распределен в
70-й отдельный отряд, базировавшийся в
Баку. Здесь летал на истребителях
конструкции Поликарпова И-16 с моторами М-22
и М-25. Как вспоминали сослуживцы, по
натуре Якушин был человеком сдержанным,
привыкшим выражать свои мысли кратко и
ясно.
Летом 1937 года из Баку направилась
группа добровольцев для участия в войне
в Испании. Туда кроме Якушина вошли И.
Еременко, Л. Рыбкин,И.Трофимов, М.Петров,
С.Шелыганов и И.Карпов. Добирались они
через Францию с голландскими паспортами,
причем никто не владел в необходимом
объеме ни одним иностранным языком !
Не без приключений советские летчики
прибыли к месту назначения в мае 1937 года.
Как и все Михаил получил псевдоним, под
которым они был известен в Испании, - Rodrigo
Mateu.
Из прибывших организовали вооруженную
И-16 1-ю эскадрилью, которой командовал
Иван Еременко. Первоначально эта часть
несла боевое дежурство под Картахеной,
прикрывая республиканские боевые
корабли и транспорты от налетов авиации
мятежников.
Вскоре правда период вынужденного
бездействия закончился - в середине июня
группа была переброшена на аэродром Лос-Алькасарес,
где была перевооружена на бипланы И-15.
Эскадрилья получила новое название - 1\26.
Само подразделение было
интернациональным, в ее состав входили:
советские добровольцы Леонид Рыбкин,
Михаил Якушин, Сергей Шелыганов, Иван
Карпов, Михаил Петров, Анатолий Серов,
Виктор Кузнецов, Владимир Сорокин, а
также испанцы Jose Redonto, "uis Sardino, австрийцы
Walter Corrows и Tom Dobiash.
Полностью боеготовой эскадрилья стала
готова буквально за два дня до начала
Брунетской операции, в которой авиация
сыграла значительную роль. Мятежники
значительными темпами наращивали свое
присутствие в воздухе, бросив в бой
немецкие и итальянские части,
вооруженные новейшими истребителями.
Советские летчики добивались здесь
значительных успехов, записав в свой
актив немало сбитых самолетов
противника. Открыл свой боевой и Якушин:
30 июня он сбил итальянский истребитель.
В тот день эскадрилья получила задачу
провести разведку всех шоссейных дорог,
идущих к Мадриду с западного
направления. С утра начались плановые
вылеты, однако обнаружить выдвижение
вражеских частей не удалось. В то же
время обострилась ситуация в воздухе: все
чаще стали попадаться немецкие и
итальянские истребители, с которыми
происходили короткие безрезультатные
стычки.
День клонился к вечеру и командование
решило осуществить последний в этот
день вылет всей эскадрильей. 12 машин
направились вдоль дороги, ведущей к
Авиле. В 30-40 км от линии фронта в районе
Толедо встретились с примерно равных
количеством истребителей CR.32. Завязался
бой. Вот что вспоминал потом сам Якушин:"
Не буду описывать бой, да это и
невозможно. Сцепились двадцать четыре
истребителя на небольшом пространстве. Кругом
серые бипланы с черными крестами и
зеленые бипланы с республиканскими
знаками. Горящие самолеты и раскрытые
парашюты. Но чьи ? Постепенно наших
становилось все больше, а вскоре в этой
круговерти остались только наши И-15.
Один из них энергично подавал сигналы
пристроиться к нему. Это был самолет
капитана Еременко, который, взяв курс на
восток, перестраивал эскадрилью...."
В целом эскадрилья добилась в этом бою
шести побед без собственных потерь.
Основной задачей эскадрильи Еременко
на этом этапе операции было прикрытие
столицы для чего базировались они на Campo
Soto. И на этом направлении Якушин
одерживает победы: 6 июля он вместе с
Анатолием Серовым сбил итальянский
истребитель Фиат CR.32 в районе Брунете. А
за следующие два дня боевой счет
советского летчика вырастает сразу на
два самолета противника ( и снова это "фиаты"
).
Активность республиканской авиации
вынудила мятежников перейти к действиям
ночью. Основной тактикой стали
бомбардировки одиночными самолетами
городов, аэродромов и позиций
республиканских войск. Поначалу ничего,
кроме средств пассивной обороны (маскировка
и затемнение), этому не
противопостовлялось. Даже инициатива
наших летчиков использовать их
истребители ночью, была поддержана не
сразу. Только после совещания у
начальника Генерального Штаба
Испанской республики полковника
Винсенте Рохо попробовать разрешили -
вдруг что и получится. И получилось !
Проблему освещения аэродрома решили
благодаря использованию фар
автомобилей, свет которых не был виден с
воздуха. В ночные вылеты командование
первоначально разрешило только
летчикам более тихоходных бипланов.
Была разработана и тактика, согласно
которой в полет отправлялась пара.
Причем патрулировать рекомендовалось
одному на высоте 2000 метров, а другому - 3000
метров. Именно по такому плану и прошел
вылет на ночной перехват пары Якушин -
Серов. Однако в тот день удача была
благосклонна к Михаилу - в результате
атаки был сбит вражеский бомбардировщик.
На следующий день было найдено место
падения "воздушного пирата" и было
выяснено , что четыре человека из
состава экипажа Ju-52 были убиты еще в
воздухе, пятый выбросился с парашютом и
был взят в плен - удар оказался на
редкость точным. Известны и фамилии:
"eutenant "eo Falk, Feldwebel George Ubelhack, Unteroffizier Friz
Berndt,Unteroffizier Walter Brutzmann and Unteroffizier August Heyer from
3.K\88.
Вслед за ним одержал победу Анатолий
Серов (27 июля) - правда, не подтвержденную
данными противной стороны. За эти победы
Республиканское правительство
наградило Якушина и Серова именными
золотыми часами и легковыми
автомобилями, а советское - орденами
Красного Знамени.
Эти первые победы подняли дух всех
летчиков. Не только на Центральном
фронте, но и на других участках стали
организовывать группы ночных
истребителей на самолетах И-15. И дело
пошло. Все чаще ослепительным факелом
стали падать в ночи вражеские машины.
Еще одну победу - в августе Михаил
одержал над Юнкерсом Ю-52,
использовавшихся как известно
мятежниками в качестве
бомбардировщиков. Казалось бы
переделанный из транспортного самолета
такой "бомбардировщик" должен быть
легкой добычей для истребителей. Однако
в отчетах советских летчиков-истребителей
неоднократно отмечалось , что самолеты
этого типа обладают отменной живучестью,
обусловленной
прежде всего тем, что крыльевые
двигатели прикрыты 5-мм стальными
листами, входившими в силовую
конструкцию. Кроме того, нельзя
сбрасывать со счетов и довольно мощное
вооружение, состоящее из нижней, верхней
и двух бортовых пулеметных точек.
Всего же, в небе Испании с мая по
октябрь 1937 года Михаил Якушин одержал 6
воздушных побед ( 5 лично и 1 в составе
группы ), став таким образом асом.
По возвращении из "служебной
командировки" в Советский Союз ( в
октябре 1937 года ), он продолжил службу в
ВВС. Стоит отметить тот факт, что все
летчики, воевавшие на И-15 подлежали
обязательной замене после полугодового
пребывания на войне. В этом был свой
резон: многие летчики не выдерживали
тогда длительных по времени воздушных
боев ( а с Ме-109 воевать было тяжело
прежде всего в психологическом плане ).
Как и многие участники войны на
Пиренеях Якушин резко пошел на
повышение, их опыт использовался для
подготовки ВВС РККА к будущей войне.
Участвовал
в полетах пилотажной пятерки
истребителей И-16, сформированной под
руководством Анатолия Серова. Самолеты,
окрашенные полностью в красный цвет не
раз отмечались в различных
торжественных мероприятиях, включая
парады на Красной площади. В 1938 году он
был назначен в Главную Инспекцию ВВС
РККА. 22 июня 1941 года Михаил Якушин,
будучи в составе инспекционной группы
Генерального штаба, прилетел на один из
аэродромов 11-й Смешанной авиационной
дивизии в районе Старого Двора. Там
размещался истребительный авиаполк под
командованием Николаева. Узнав о
нападении Германии на СССР, он приказал
командиру полка перебазировать
половину самолетов на запасной аэродром
в районе Лиды, и тем самым сохранил часть
техники.
Его однокашник по летному училищу
командир 9-й Смешанной Авиационной
Дивизии генерал-майор Сергей Черных (
тоже участник войны в Испании ) успел
вывести из-под удара противника только
летно-технический состав своей дивизии -
почти все самолеты были уничтожены на
земле (Герой Советского Союза С.А.Черных
был расстрелян 27 июля 1941 года вместе с
группой других военачальников,
обвиненных в провале начального периода
войны).
В то время, когда на аэродромах уже
горели советские самолеты, командиры
частей еще находились под гипнозом
сурового предупреждения - не
поддаваться на пограничные провокации
со стороны немцев. Проявление личной
командирской инициативы было
равносильно тому, что добровольно
предстаешь перед военным трибуналом.
Тем весомее выглядит поступок Якушина,
рискнувшего нарушить этот приказ и
вывести часть техники из под удара,
пусть даже ценой собственной жизни. В
июле 1941 года майор Якушин был назначен
начальником одного из секторов ПВО
Москвы, затем заместителем командующего
6-м Истребительного Авиационного
Корпуса ПВО.
Войну закончил командиром 215-й
Истребительной Авиационной Дивизии,
входящей в состав 8-го Истребительного
Авиационного Корпуса, командиром
которого был еще один герой Испании - А.С.Осипенко.
Летчики 215-й ИАД особенно отличились
осенью 1944 года в период тяжелых боев за
Восточную Пруссию.
После войны был на ответственных
командных должностях. Из авиации Михаил
Нестерович ушел в звании генерал-майора.
Умер 5 июля 1999 года в возрасте 89 лет.