Родился в 1912 году, в семье
рабочего. Жил в Иваново.
В 1932 году по
комсомольской путёвке был направлен на учёбу в Ленинградскую военно -
теоретическую школу. Позднее окончил Оренбургскую военную авиационную
школу пилотов. В 1935 году, получив командирское звание и должность
младшего лётчика, был направлен в так называемую Брянскую истребительную
авиабригаду (по документам служил в составе 41-й истребительной
эскадрилье 83-й ИАБ БВО). В составе этого соединения неоднократно
участвовал в крупных войсковых учениях и праздничных парадах над Красной
площадью в Москве.
С 16 мая 1937 года - в Испании. Боевую деятельность начал под
Мадридом. Затем были Уэска, Брунете, Кампореаль. Как и многие другие
советские лётчики Валериан Яманов вёл воздушные поединки с вражеской
авиацией, штурмовал позиции противника и его аэродромы, летал на
разведку. В групповых воздушных боях сбил несколько неприятельских
самолётов. 22 октября 1937 года был награждён орденом Красного Знамени.
Во время одного из налётов вражеской авиации на аэродром Кампореаль, был
тяжело ранен осколком разорвавшейся бомбы. В Мадридском госпитале ему
была сделана серьёзная операция, после чего Яманов продолжил лечение в
Валенсии, а затем в Москве, в военном госпитале имени Н. Н. Бурденко.
Формально командировка закончилась 27 августа 1937 года. После
излечения продолжил службу в Брянской истребительной авиационной
бригаде.
Летом 1939 года принимал участие в боях на Халгин Голе. Сначала воевал в
составе 22-го истребительного авиаполка, затем - 56-го ИАП, был
командиром звена. В воздушных боях сбил 4 японских самолёта. Об одной из
побед вспоминает сам Валериан Александрович:
"В середине июля в полку был получен приказ командования о штурмовке
двух японских аэродромов. На рассвете наша эскадрилья на малой высоте
пересекла границу с Маньчжурией на южном участке фронта и вместе с
эскадрильей И-16 старшего лейтенанта Я. А. Курбатова обрушилась на
аэродром противника в районе Шутэн - Сумэ. Японцы были застигнуты
врасплох. Ни один их самолёт не смог подняться в воздух. Мы сделали два
захода. 12 истребителей и 1 бомбардировщик, находившиеся на аэродроме,
были сожжены. Был взорван склад горючего. От огня зенитной батареи,
прикрывавшей аэродром и посёлок Шутэн - Сумэ, получили незначительные
повреждения 8 наших самолётов.
На обратном пути над озером Буир - Нур эскадрилья была атакована большой
группой японских истребителей И-97. Завязался воздушный бой. Строй
эскадрильи нарушился, каждый пилот вёл бой самостоятельно. В лучшем
случае действовали парами. Я выбрал объектом атаки ведущего одной из
шестёрок. Атаковал его с пикирования. Меня надёжно прикрывал Лейтенант
Константин Кочетков. Приблизившись к японской машине на 100 - 150
метров, открыл огонь. Пули прошили фюзеляж И-97, но японец как ни в чём
не бывало круто взмыл вверх и, сделав переворот, пытался зайти в хвост
моего самолёта. Однако этот приём врага мне был уже знаком. Разгадав
уловку японца и, повторив его маневр, я ещё более сократил разделявшее
наши машины расстояние. На этот раз короткая очередь пришлась прямо по
кабине и моторной части вражеского истребителя. Вспыхнув, он пошёл вниз
и вскоре исчез в озере Буир - Нур... Это был первый из 4-х японских
самолётов, сбитых мною в воздушных боях на Халгин - Голе".
После завершения боевых
действий, Капитан В. А. Яманов продолжил службу в должности помощника
командира 56-го истребительного авиаполка. Принимал участие в параде,
состоявшемся по случаю победы над японскими захватчиками, в Улан -
Баторе.
Участвовал Валериан Якимов и в Великой Отечественной войны. С 1943 года
он командовал 160-м истребительным авиаполком, летающий на Ла-5 ( с 26
мая 1943 года полк входил в состав 3-й Гвардейской истребительной
авиадивизии, 1-го Гвардейского истребительного авиакорпуса ).
Летом 1943 года лётчики полка приняли участие в боях по прикрытию
наступающих войск Брянского фронта. Даже будучи командиром полка,
Валериан Александрович часто поднимался в воздух, участвовал в воздушных
схватках. Об одном из вылетов он вспоминает так:
"Однажды под Орлом мне пришлось вести бой с большой группой самолётов
противника. Атаковав со своим ведомым немецкий бомбардировщик, который
оторвался от основной группы, я сам неожиданно был атакован четвёркой
вражеских истребителей. Отбив ведомого, противник взял меня в клещи. Я
уворачивался от пулемётных трасс, бросал машину то в одну, то в другую
сторону, но не мог вырваться из цепких "объятий" противника. В эту
минуту неожиданно пришла помощь. Откуда - то сверху молниеносно
свалилась на врага восьмёрка наших "Лавочкиных". Их смелая атака была
удачной: сразу три немецких истребителя пошли к земле.
На последних каплях горючего я пришёл на свой аэродром. Здесь позднее
узнал, что меня выручила группа Алексея Маресьева".
Один из успешных воздушных боёв, с участием Валериана Александрович,
произошёл 21 июля 1943 года. В тот день 11 истребителей Ла-5 под
командованием майора В. А. Яманова над полем боя встретили большую
группу бомбардировщиков Ju-88, шедших в сопровождении 6 истребителей
FW-190. Яманов смело атаковал неприятеля. Сам командир полка в этом бою
сбил 2 вражеских самолёта, ещё 2 машины вогнали в землю его товарищи.
18 марта 1944 года восьмёрка Ла-5 160-го авиаполка, ведомая командиром
полка майором В. А. Ямановым, вылетела по вызову с выносного пункта
управления. При подходе к назначенному району Яманову сообщили, что в
воздухе находятся бомбардировщики противника, следующие курсом 120
градусов на высоте 2500 метров. Яманов, набрав высоту 3500 метров, пошёл
на сближение с противником. Ещё издали он заметил шесть Ju-87 и решил
атаковать их с двух сторон. Майор подал команду и первым устремился в
атаку. Противник не выдержал стремительной атаки наших истребителей. Все
"Юнкерсы" резко спикировали с разворотом в сторону своей территории и
стали поспешно уходить. Но одному уйти не удалось: подожженный нашими
пилотами, он рухнул на землю. Остальные, не сбросив бомб, на бреющем
полёте ушли на запад.
В апреле 1944 года за отличное выполнение боевых заданий, высокую
дисциплину и организованность, отвагу и героизм личного состава 160-й
авиаполк был преобразован в 137-й Гвардейский. В его составе В. А.
Яманов прошёл с боями Белоруссию, Прибалтику, Польшу.
Боевой путь гвардии
подполковник В. А. Яманов закончил в небе Берлина. На тот момент на его
счету числилось 7 сбитых самолетов врага (4 японских и 3 немецких).
После войны Валериан
Александрович продолжил службу в ВВС.
С 1959 года генерал - майор
авиации В. А. Яманов - в отставке.
В 1960 - 1984 годах работал
старшим инженером в Ленинградском механическом институте.
Награждён орденами Красного
Знамени, Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны
1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями.