Советский летчик - истребитель.
Окончил среднюю школу, работал на заводе.
Осенью 1933 года молодой рабочий Саша
Зайцев стал курсантом Харьковского
авиационного училища, а спустя три года,
уже летчиком - истребителем с двумя "кубарями"
в петлицах, отправился в одну из
авиационных частей для дальнейшего
продолжения службы.
В 1937 году для Лейтенанта
Зайцева кончилась мирная жизнь. В
составе отряда летчиков - добровольцев
он убыл на помощь китайскому народу,
отражающему агрессию со стороны Японии.
За храбрость в боях и сбитые японские
самолеты Александр был представлен к
первому ордену - Красного Знамени и
внеочередному воинскому званию -
Капитан.
После возвращения домой его
направили в авиационный полк,
принимавший участие в боевых действиях
против белофинов. Здесь он совершил 51
боевой вылет, одержал несколько побед,
за что был награжден Орденом Красной
Звезды.
Великую Отечественную войну
Капитан Зайцев встретил опытным
воздушным бойцом в должности командира
эскадрильи 145-го ИАП. Для летчиков
Заполярья война началась фактически 17
Июня 1941 года, когда нарушение воздушного
пространства СССР германскими ВВС стало
постоянным. 25 Июня Александр Зайцев
открыл счет своих побед в этой войне.
Пятерка И-16 под его командованием ушла
на штурмовку самолетов, находящихся на
вражеском аэродроме Луостари. Успешно
выполнив задание, наши истребители
повернули обратно, но в районе Маяка
Мишукова их атаковали два Bf.109. Зная, что
И-16 уступают их машинам в летно-тактических
данных, немецкие летчики повели себя
довольно нагло и тут же были наказаны:
короткая точная очередь ведущего нашей
группы прервала полет одного из "мессеров".
Второй, уклонившись от схватки, поспешил
воспользоваться преимуществом в
скорости.
20 Июля, по личному распоряжению
командующего ВВС Северного флота, в полк
прибыла первая партия новых
истребителей ЛаГГ-3. Тяжелые в
управлении, без радиостанций на борту,
они отличались от И-16 лучшим вооружением
и более высокой скоростью. В боевой
обстановке наши летчики быстро освоили
новую машину и, почувствовав силу,
рвались в бой...
В составе немецких ВВС,
воевавших в Заполярье, служил один из
самых титулованных Асов Германии -
Капитан Отто Шашке. На его счету было 104
победы в воздушных боях и 3 потопленных
корабля. Большинство побед он одержал в
небе Западной Европы. Награжденный
высшими знаками отличия, в том числе и
Рыцарским Крестом с Дубовыми листьями,
он летал на именном самолете, подаренном
ему Герингом. Это был мощно вооруженный
двухмоторный истребитель Bf.110. Шашке
сбивал самолеты в Испании, Польше,
Франции, но особенно отличился в
воздушных боях против Англии. Летчик
носил титул - "непобедимого".
Немало бед натворил он и в
Советском Заполярье. 24 Июня потопил
сторожевик, за короткий срок записал на
свой счет 18 наших самолетов (включая
уничтоженные на аэродромах). Главная
причина его успеха заключалась в том,
что все его атаки постоянно
обеспечивали 12 сопровождавших "мессеров".
Но на 44-й день войны звезда "непревзойденного"
Шашке закатилась навеки, а
разрисованный знаками побед киль его
самолета был установлен в Мурманске на
центральной площади для всеобщего
обозрения.
Киль самолета Отто Шашке (справа) с
отметками побед
4 Августа 1941 года выдался
погожий день: ярко светило солнце, на
небе - ни облачка. Вдруг над нашим
аэродромом появились 13 вражеских
самолетов во главе с Шашке: его
размалеванный самолет трудно было
спутать с любым другим. Первым взлетело
дежурное звено в составе Зайцева,
Пискарева и Старкова. Закружилась
смертоносная карусель.
Старков пошел в атаку на
истребитель ведущего и тут же наткнулся
на встречную разящую очередь. Его кабину
охватило пламя и он вышел из боя. Но дело
свое сделал: заставил своим огнем
вильнуть Шашке в сторону. Этого Зайцеву
с его мгновенной реакцией оказалось
достаточно, чтобы на крутом вираже зайти
в хвост "стодесятке" лидера.
Одновременно Пискарев, правильно оценив
ситуацию, атаковал ведомого Шашке.
Немцев было значительно больше, и они
бросились бы на выручку своего шефа, но
их связало боем второе звено, взлетевшее
вслед за первым.
Всего 4 минуты длилась схватка
Зайцева с Шашке. Немецкий Ас, попав в
трудное положение, стремился уйти из-под
атакующего удара нашего летчика и
занять выгодную позицию. Но все было
напрасно. Зайцев "вцепился" в хвост
Bf.110 мертвой хваткой, и
головокружительные эволюции не помогли
противнику. Вначале Александр заставил
замолчать воздушного стрелка, а затем,
приблизившись, в упор точно поразил и
пилота. Самолет Шашке упал неподалеку от
нашего аэродрома. Еще по одному Bf.109
сбили наши летчики в этой схватке,
длившийся более 40 минут. Но и у нас
потери оказались немалыми - погибли
Николай Пискарев, Лев Звягин и Николай
Шелухин.
...Командир эскадрильи 145-го ИАП
Майор Зайцев погиб 30 Мая 1942 года во время
учебно - тренировочного полета на
истребителе Р-39 "Аэрокобра". К тому
времени он совершил более 200 боевых
вылетов, одержал 14 воздушных побед лично,
еще 21 вражеский самолет сбил в групповых
боях...
Список побед
№
| Вид
| Дата
| Тип сбитого
| Место победы
| Самолет
| Часть
| Примечания
|
1
| лич.
| 25.06.41
| Bf 110
| р-н маяка Мишуково
| И-16
| 145 иап
|
|
*
| лич.
| 04.08.41
| Bf 110
| р-н а/д Шонгуй
| ЛаГГ-3
| 145 иап
| Bf 110E-2, WNr 3761
Hpt G. Schaschke,
IV/ZG 76 (погиб)
|
8
| ?
| 15.09.41
| Bf 110
| р-н Мурманска
| ЛаГГ-3
| 145 иап
|
|
9
| ?
| 16.05.42
| Bf 109
| р-н Западной Лицы
| Airacobra I
| 19 гиап
|
|
ЛаГГ-3 капитана А. Зайцева. 145
иап, а/д Шонгуй, август 1941 г.
|