Уголок неба ¦ Мордехай Алон

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 

 
   главная люди и авиация асы послевоенного периода
 
   Мордехай Алон
       
Страна: Израиль
Годы жизни: 1921-1948

Родился в 1921 году в киббуце Сафед (Палестина) недалеко от границы с Ливаном. Свою летную карьеру начал под британскими знаменами. В RAF вступил в 1940 году в возрасте 19 лет.

После окончания войны некоторое время летал на "спитфайре" и "мустанге" в Италии. Тут его нашли еврейские агенты, предложив вступить в Шерут Авир (будущий костяк ВВС Израиля).

С декабря 1947 года летал в составе эскадрильи Тель Авив. Был в числе 10 пилотов, отобранных для обучения на S-199 в Чехословакии. 6 мая на арендованном ДС-3 они вылетели в Женеву (делая остановки на Кипре и в Риме). Из Женевы поездом добрались до Цюриха. Оттуда ДС-3 Чехословацких Авиалиний в Прагу. После двух дней военный Юнкерс 52-й перебросил их на основную базу в Будейовице.

Только пятеро, имевших военный опыт, чехословацкие инструкторы допустили к обучению. Сообщение о начале боевых действий только подстегнуло израильских курсантов и полный курс они не прошли.

Уже утром 20 мая пилоты и разобранные "мулы" на борту С-54 отправились в Израиль. 
Вечером 29 мая все четыре S-199 оснастили немецкими 70-кг бомбами TPL-70 (по две штуки). В боевой вылет отправились Лоу Ленарт, Моди Алон, Эзер Вейцман и Эдди Коэн. Целью было скопление египетских войск в районе арабской деревни Исдуд (32 км от Тель-Авива).

Лоу Ленарт сбросил свои бомбы на центр деревни и несмотря на сильный зенитный огонь, совершил еще два захода поливая противника пулеметным огнем (обе подвесные пушки заклинило после 10 выстрелов). Моди Алон в двух заходах расстрелял по египтянам свой боезапас, но ему не повезло при посадке - из-за отказа левого тормоза самолет получил сильные повреждения.

Не обошлось без проблем у Эзера Вейцмана - пушки отказали, сделав по одному выстрелу. Но это не помешало ему трижды атаковать противника используя пулеметы. Кому действительно не повезло - так это Эдди Коэну. Его самолет вероятно был подбит зенитками, но он связался с землей и сообщил, что все о'кей и скоро будет садиться. Однако по ошибке сел на аэродром Хатзор (бывший Акир), при этом поврежденный самолет потерпел катастрофу и летчик погиб. Направленные к месту аварии израильтяне опоздали - первыми прибыли египетские солдаты.

Cледующий боевой вылет Алона произошел 31 мая. Планирование его было скоротечным. Наземные войска потребовали от ВВС уничтожить артиллерийские позиции иорданцев, которые непрерывно обстреливали "Бирманскую дорогу" - дорогу соединявшую Латрун и Иерусалим. Алон на единственном боеспособном на тот момент истребителе взлетел на прикрытие "Дрэгон Рэпида". Они выполнили несколько вылетов и как выразился один из механиков "их самолеты были все в дырках и неизвестно как они держались в воздухе".

Несмотря на появление у противника истребителей, арабы не собирались уступать превосходство в воздухе и вечером того же дня (3 июня) над Тель-Авивом появились два "Дакота-бомбер" египетских ВВС под прикрытием двух "Спитфайров". Моди Алон снова взлетел и стремительно атаковал противника. Часто пишут, что "подбитая "Дакота" взорвалась в небе над Яффой". Хотя реально самолет совершил вынужденную посадку в 2 милях южнее Бат Яма и восстановлению не подлежал.

Один из "Спитфайров" зашел "мессеру" в хвост, но Алон уклонился от атаки, и повредил второй "бомбардировщик" противника. Теряя высоту и дымя двигателем "Дакота" дотянула до своей территории и, предположительно, тоже села на вынужденную в районе Вади Сухрир. Видимо, самолет был разбит, хотя экипаж не пострадал.

Это был шестнадцатый налет REAF на Тель-Авив с начала войны. Моди Алон добился победы на глазах тысяч жителей Тель-Авива! С этого момента "Дакоты" днем Тель-Авив больше не бомбили, но на атаках "Спитфайров" это никак не отразилось.

В начале июня с прибытием большого количества подготовленных пилотов Алон официально стал командовать истребительным подразделением, получившим название 101-я эскадрилья ВВС Израиля.

22 июля в 17:30 три S-199 пилотируемые Моди Алоном, Сидом Энтином и Руди Огартеном, бомбили египтян в Негеве. Возвращаясь, Энтин обнаружил пару египетских "Спитфайров". Первым атаковал противника Огартен, а когда у него кончился боезапас, в дело вступил Моди Аллон. Именно на счет Аллона и был записан Спитфайр Мк-5С (¦ 610) из 6-й эскадрильи REAF, который пилотировал командир истребительных сил Эль Ариша, подполковник Саид Афифи Эль Джанзури.

Египетский летчик пытался посадить свой истребитель среди холмов, но погиб при этом. Энтин слегка повредил свой истребитель при посадке. 

Моди Алон принимал участие в перегонке "спитфайров" из Югославии 24 сентября 1948 года.

15 октября операцию "Юав" израильтяне начали в 17.40 с атаки на Эль Ариш, в которой участвовали два Бофайтера (Дэн Розин и Лен Фитчетт) и три Спитфайра с бомбами, которые пилотировали Сид Коэн,Руди Огартен и Моди Алон.

Бофайтеры, оснащенные каждый двумя 114-кг бомбами и 4 РС, разбомбили большой ангар, а летчики-истребители заявили об уничтожении или тяжелом повреждении 4 египетских Спитфайров. Фактически же, взрывом бомбы перед ангаром были повреждены только два истребителя. Зенитчики открыли огонь только после первых взрывов и один израильский Бофайтер получил повреждения и с трудом приземлился в Тел-Нофе.

16 октября в 17.00 Моди Аллон на D-114 и Эзер Вейцман на D-122, вооруженных двумя 70-кг бомбами каждый, штурмовали отступающие египетские войска в районе Ашдода. При заходе на посадку в Херцалах, Вейцман увидел столб черного дыма - это догорали обломки истребителя Моди Аллона.

В рапорте 101-й эскадрильи сообщается: "Самолет возвращался из полета и пилот не смог выпустить шасси. Aвиа кружил некоторое время и одна стойка шасси вышла. Пилот продолжил кружить, пробуя выпустить вторую стойку, но неожиданно двигатель заглох. Истребитель рухнул на землю и взорвался".

Во время атаки летчики потеряли друг друга и можно лишь догадываться, что послужило причиной катастрофы самолета Аллона - боевые повреждения или обычный отказ матчасти. Однако, в тот день Египет заявил о второй воздушной победе одержанной Спитфайром.

Как вспоминал потом Руди Огартен "в ту ночь в эскадрильи плакали все.."



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100