Робин Олдс впервые участвовал в бою,
совершая полет на самолете Р-38 "Лайтнинг"
из Англии летом 1944 г. Он одержал девять
побед на Р-38, прекрасный результат в боях
против Люфтваффе на самолете, имевшем
славу "индюка", прежде чем он пересел на
P-51D "Мустанг", на котором одержал еще три
победы. Во время послевоенной службы он
снискал репутацию вольнодумца, и
генеральский пост ему не светил. В конце
1966 г. полковник Олдс прибыл в Таиланд для
командования 8-м тактическим
истребительным крылом, прозванным "Волчья стая".
ВВС Северного Вьетнама в то время
причиняли все большее беспокойство.
Китай тогда уже стал окрепшей ядерной
державой, и необходимо было избегать
конфронтации с ним. Кажущееся очевидным
решение - бомбардировка аэродромов
северо-вьетнамских ВВС - представлялось
в этой связи слишком рискованным, так
как вытеснение МиГов на север, за пределы Вьетнама, могло привести к
вмешательству со стороны Китая, как это
уже было в Корейскую войну.
Не имея другой альтернативы, Олдс
начал операцию "Боло", планируя
сократить численность
северовьетнамских ВВС в воздухе. По
существу она состояла в имитировании
массированного бомбардировочного
налета, чтобы вытащить оборонявшегося
противника в воздух, с применением
вооруженных ракетами F-4C "Фантомов"
вместо истребителей-бомбардировщиков
F-105. Проникнув в воздушное пространство
Северного Вьетнама, "Фантомы", звеньями
по четыре с интервалом в пять минут,
могли вести боевое воздушное
патрулирование над всеми аэродромами
северо-вьетнамских ВВС, одновременно
блокируя китайскую границу, чтобы не
дать МиГам ускользнуть.
После переноса срока операции из-за
погоды, "Боло" была начата 2 января 1967 г.,
хотя условия были далеко не подходящими.
Ральф Веттерхан, ветеран, имевший за
плечами 80 боевых вылетов, участвовал в
операции под начальством Олдса. Он так
описывает своего командира: "Это был его
первый боевой вылет на Ханой, и до самого
места назначения он руководил полетом с
хладнокровием, которого я никак не
ожидал. Этот человек был или самым
бесстрашным воином, или безрассудным
новичком".
Немного спустя несколько истребителей
МиГ-21 вырвались вверх и, по словам
Веттерхана, "началась настоящая
карусель". После двух неудачных атак
Олдс прицепился к МиГу под углом в 10
часов, подсекая его слева направо. Зная,
что бесполезно следовать за МиГом в
развороте, он начал делать векторную "бочку": "...он стал разворачиваться налево, тогда
я поднял нос самолета вверх и
развернулся вправо. Я поднялся над ним,
опустив верхнюю часть вниз, и завис там,
ожидая, когда он завершит свой разворот,
и выбирая момент, чтобы продолжить
разворот вниз сзади него, установив угол
в 20 градусов. Когда я опустился позади
него, он был четко высвечен солнцем на
фоне ярко-синего неба, я выпустил по нему
две ракеты "Сайдуиндер", одна из которых
попала в цель и оторвала его правое
крыло".
Чтобы победить более маневренный
истребитель МиГ-21, Робин Олдс использовал вертикальную
плоскость для маневрирования,
продемонстрировав мастерство, в
основном утраченное многими летчиками-истребителями
в эпоху Вьетнамской войны. Он также
старался пускать ракеты парами, надеясь,
что, по крайней мере, одна из них попадет
в цель.
феноменальная способность Олдса
следить за быстро меняющимся боем стала
легендарной. Будущий пилот "Агрессора"
Билл Лэйфевер, бывший его бортовым
оператором 4 мая, вспоминает:
"Паско (будущий генерал Ричард М., 2
победы), наш " 2 с правой стороны, заметил
двух МиГ-21 под углом в 10 часов. Олдс
сказал: "О'кей, я вижу их". Тогда,
выполнив вертикальную "бочку", мы стали
атаковать, и МиГи, обороняясь,
разделились. Мы последовали за одним из
них и пустили в него две ракеты "Спэрроу".
Одна ушла в воздух, а другая прошла сзади
и не взорвалась. МиГ постоянно менял
направление, и мы следовали за ним целых
пять минут, повторяя каждое его движение,
вверх-вниз. Мы выпустили в него три
ракеты "Сайдуиндер", одна из которых
прошла под его хвостовым обтекателем,
самолет загорелся, но продолжал лететь.
В то время, как все это происходило,
другой МиГ пролетел мимо, но затем
вернулся. Я увидел, когда он заходил на
нас. Я сказал: "Появился другой МиГ на
высоте в 12 часов". Олдс ответил: "Я вижу
его". Он знал, он действительно знал, где
был другой МиГ в разгар этого боя".
Еще две победы, обе над МиГ-17, были
одержаны через шестнадцать дней, и Олдс
стал самым результативным летчиком в
Юго-Восточной Азии в последующие пять
лет. Он сам высказался о своих победах
следующим образом:
"Главным является то, что вы можете
видеть, определить, предвидеть и оценить
движение многих самолетов в трех
измерениях. Можете ли вы, увидев самолет,
определить свои шансы: сможете ли вы
поймать его раньше кого-либо другого,
что вы предпримете, если он зайдет сзади
вас первым и т.д.? Это и есть видение в
трех измерениях, вы должны составить его
в считанные секунды. Это самое главное в
воздушном бою. Вы должны действовать
мгновенно, предвидеть возможные
действия другого, знать, что когда вы
делаете что-то, он должен предпринять
одно из нескольких возможных действий".
Получив звание бригадного генерала, он
был назначен начальником Академии ВВС
США в Колорадо-Спрингс, прежде чем ушел в
отставку и поселился в Стимбоут-Спрингс.
Он хорошо известен как величайший лидер
истребителей во Вьетнамской войне.