Уголок неба ¦ Робин Олдс

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 

 
   главная люди и авиация асы послевоенного периода
 
   Робин Олдс
       
Страна: США

Робин Олдс впервые участвовал в бою, совершая полет на самолете Р-38 "Лайтнинг" из Англии летом 1944 г. Он одержал девять побед на Р-38, прекрасный результат в боях против Люфтваффе на самолете, имевшем славу "индюка", прежде чем он пересел на P-51D "Мустанг", на котором одержал еще три победы. Во время послевоенной службы он снискал репутацию вольнодумца, и генеральский пост ему не светил. В конце 1966 г. полковник Олдс прибыл в Таиланд для командования 8-м тактическим истребительным крылом, прозванным "Волчья стая".

ВВС Северного Вьетнама в то время причиняли все большее беспокойство. Китай тогда уже стал окрепшей ядерной державой, и необходимо было избегать конфронтации с ним. Кажущееся очевидным решение - бомбардировка аэродромов северо-вьетнамских ВВС - представлялось в этой связи слишком рискованным, так как вытеснение МиГов на север, за пределы Вьетнама, могло привести к вмешательству со стороны Китая, как это уже было в Корейскую войну.

Не имея другой альтернативы, Олдс начал операцию "Боло", планируя сократить численность северовьетнамских ВВС в воздухе. По существу она состояла в имитировании массированного бомбардировочного налета, чтобы вытащить оборонявшегося противника в воздух, с применением вооруженных ракетами F-4C "Фантомов" вместо истребителей-бомбардировщиков F-105. Проникнув в воздушное пространство Северного Вьетнама, "Фантомы", звеньями по четыре с интервалом в пять минут, могли вести боевое воздушное патрулирование над всеми аэродромами северо-вьетнамских ВВС, одновременно блокируя китайскую границу, чтобы не дать МиГам ускользнуть.

После переноса срока операции из-за погоды, "Боло" была начата 2 января 1967 г., хотя условия были далеко не подходящими. Ральф Веттерхан, ветеран, имевший за плечами 80 боевых вылетов, участвовал в операции под начальством Олдса. Он так описывает своего командира: "Это был его первый боевой вылет на Ханой, и до самого места назначения он руководил полетом с хладнокровием, которого я никак не ожидал. Этот человек был или самым бесстрашным воином, или безрассудным новичком".

Немного спустя несколько истребителей МиГ-21 вырвались вверх и, по словам Веттерхана, "началась настоящая карусель". После двух неудачных атак Олдс прицепился к МиГу под углом в 10 часов, подсекая его слева направо. Зная, что бесполезно следовать за МиГом в развороте, он начал делать векторную "бочку": "...он стал разворачиваться налево, тогда я поднял нос самолета вверх и развернулся вправо. Я поднялся над ним, опустив верхнюю часть вниз, и завис там, ожидая, когда он завершит свой разворот, и выбирая момент, чтобы продолжить разворот вниз сзади него, установив угол в 20 градусов. Когда я опустился позади него, он был четко высвечен солнцем на фоне ярко-синего неба, я выпустил по нему две ракеты "Сайдуиндер", одна из которых попала в цель и оторвала его правое крыло".

Чтобы победить более маневренный истребитель МиГ-21, Робин Олдс использовал вертикальную плоскость для маневрирования, продемонстрировав мастерство, в основном утраченное многими летчиками-истребителями в эпоху Вьетнамской войны. Он также старался пускать ракеты парами, надеясь, что, по крайней мере, одна из них попадет в цель.

феноменальная способность Олдса следить за быстро меняющимся боем стала легендарной. Будущий пилот "Агрессора" Билл Лэйфевер, бывший его бортовым оператором 4 мая, вспоминает:

"Паско (будущий генерал Ричард М., 2 победы), наш " 2 с правой стороны, заметил двух МиГ-21 под углом в 10 часов. Олдс сказал: "О'кей, я вижу их". Тогда, выполнив вертикальную "бочку", мы стали атаковать, и МиГи, обороняясь, разделились. Мы последовали за одним из них и пустили в него две ракеты "Спэрроу". Одна ушла в воздух, а другая прошла сзади и не взорвалась. МиГ постоянно менял направление, и мы следовали за ним целых пять минут, повторяя каждое его движение, вверх-вниз. Мы выпустили в него три ракеты "Сайдуиндер", одна из которых прошла под его хвостовым обтекателем, самолет загорелся, но продолжал лететь. В то время, как все это происходило, другой МиГ пролетел мимо, но затем вернулся. Я увидел, когда он заходил на нас. Я сказал: "Появился другой МиГ на высоте в 12 часов". Олдс ответил: "Я вижу его". Он знал, он действительно знал, где был другой МиГ в разгар этого боя".

Еще две победы, обе над МиГ-17, были одержаны через шестнадцать дней, и Олдс стал самым результативным летчиком в Юго-Восточной Азии в последующие пять лет. Он сам высказался о своих победах следующим образом:

"Главным является то, что вы можете видеть, определить, предвидеть и оценить движение многих самолетов в трех измерениях. Можете ли вы, увидев самолет, определить свои шансы: сможете ли вы поймать его раньше кого-либо другого, что вы предпримете, если он зайдет сзади вас первым и т.д.? Это и есть видение в трех измерениях, вы должны составить его в считанные секунды. Это самое главное в воздушном бою. Вы должны действовать мгновенно, предвидеть возможные действия другого, знать, что когда вы делаете что-то, он должен предпринять одно из нескольких возможных действий".

Получив звание бригадного генерала, он был назначен начальником Академии ВВС США в Колорадо-Спрингс, прежде чем ушел в отставку и поселился в Стимбоут-Спрингс. Он хорошо известен как величайший лидер истребителей во Вьетнамской войне.





Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100