Бени Пелед родился в 1928 г. в
Тель-Авиве и начал свой путь в авиации
механиком, но, закаленный в огне битв 1948
г., стал одним из первых лётчиков Израиля.
Начав с истребителей
типа «мустанг» и «спитфайр», он перешел
на реактивные «метеоры». В 1956 г. во время
Синайской кампании его самолет был сбит,
и Бени стал первым летчиком в Израиле,
использовавшим катапультирующее
устройство. Раненый в ногу, он сумел
спрятаться от искавших его египетских
солдат и дождаться посланного за ним
связного «Кэба».
После изучения авиации в
израильском университете Бени был
назначен командиром военно-воздушной
базы, где, среди прочего, подготовил и
организовал в Шестидневную войну
операцию израильской авиации по полному
уничтожению находившихся еще на земле
египетских ВВС.
Бени Пелед принял
командование ВВС Израиля в 1973 г., всего
за 5 месяцев до начала войны Йом-Кипур.
Ему казалось, что Израиль сумеет, как и в
1967 г., мгновенно уничтожить египетские и
сирийские самолеты. Увы, ВВС Израиля
потерял более 100 самолетов, сотни
лётчиков были убиты, ранены, попали в
плен прежде всего из-за использования
советских ЗРК, сконцентрированных в
основном на египетском фронте. После
войны, считая, что причины
стратегических неудач крылись в
недостатке разведывательных данных,
Бени организовал разведку ВВС,
независимую от общей военной разведки.
Пиком карьеры Бени Пеледа была
блестящая операция в Энтеббе 4 июля 1976 г.,
когда израильские летчики спасли 103
пассажиров-евреев французского
самолета, угнанного немецкими и
арабскими террористами в Уганду.
Отчаянное положение заложников-евреев (неевреев
террористы отпустили) и молчание
мирового сообщества живо напомнили
евреям недавнюю Катастрофу. Но сегодня у
них было свое государство, и оно пришло
на помощь своим братьям, находившимся в
4000 км от Израиля.
Буквально за несколько часов
перед истечением назначенного
террористами крайнего срока (после
которого они собирались приступить к
методическим убийствам заложников)
Израиль направил в Уганду 4 «Геркулеса»,
2 Боинга 707 и несколько «фантомов». 500
израильских командос были переброшены
через Красное море в Сомали в обход
радаров. Впереди армады, участвовавшей в
операции "Удар молнии", летели в
Боинге Бени Пелед и заместитель
начальника генштаба Кути Адам. В их
самолете располагался передвижной
центр операции. Полет происходил ночью,
без визуальной ориентировки и
радиосвязи. Участвовавшие в операции
врачи и медики тоже прошли специальную
подготовку.
Пока шла операция, Боинг Бени
Пеледа кружил над озером Виктория. Всего
через 53 минуты после её начала самолеты
с освобожденными заложниками поднялись
в воздух. Из 10 террористов 7 - было убито, 3
- захвачено, взорваны все советские МиГи,
взяты на борт некоторые компоненты
приборов радарной станции, а большая
часть оставшейся техники уничтожена,
включая контрольно-диспетчерский пункт.
В невиданной по скорости и
точности исполнения операции Израиль
сумел освободить всех заложников при
минимальных жертвах: 9 раненых и 4 убитых,
среди которых был, к сожалению, и
бесстрашный подполковник Йони
Нетаниягу, старший брат будущего
премьер-министра.
После ухода из армии Бени
Пелед работал в военной индустрии -
директором ведущих предприятий высоких
технологий Израиля Эльбит и Эльсинт.
13 июля
2002 г. после долгой болезни Бени Пелед
скончался.
Из трёх детей и 8 внуков Бени
Пеледа, два его сына пошли по стопам отца
- стали лётчиками.
(с) М.Жирохов,
2005