Пепеляев Евгений Георгиевич,
Герой Советского Союза,
летчик-истребитель, совершил
около 150 боевых вылетов
(из них 108 -
в ходе Корейской войны),
сбил 20 самолетов.
Эра винтовой авиации дала нам немало
славных имен. Но время брало свое. В
конце 40-х реактивная техника пришла на
смену винтовым машинам. Новая плеяда
талантливых летчиков подхватила эстафету мастеров воздушного боя периода
Великой Отечественной войны. Одним из
асов. добившихся выдающихся результатов на реактивных истребителях, является
полковник Е. Г. Пепеляев. сражавшийся в
небе Кореи.
Евгений Георгиевич Пепеляев родился в семье железнодорожника 18 марта
1918 года в городе Бодайбо Иркутской губернии. Он закончил ФЗУ и 1-й курс
железнодорожного строительного техникума в
Омске, а затем переехал в Одессу, где
работал токарем в авиационных механических мастерских и занимался в местном
аэроклубе. В 1936 г. Пепеляев поступил в
Одесскую военную авиационную школу,
которую окончил в 1938-м. и был направлен на Дальний Восток. Великая
Отечественная война застала его в должности
заместителя командира эскадрильи 300-го
истребительного полка.
Как и большинство летчиков, несших
службу в восточных округах. Евгений Георгиевич рвался на фронт.
Однако, в действующую армию ему довелось попасть
только в ноябре 1943 г., и то не надолго -
на период боевой стажировки в 162-м истребительном авиаполку 309-й
авиадивизии. Дивизия входила в состав 16-й
воздушной армии Белорусского фронта.
Там Пепеляев летал на самолетах Як-7, совершил 12 боевых вылетов и провел три
боя. Правда, побед не имел, а. как он сам
отмечал, "однажды едва не был сбит".
Вернувшись со стажировки, Евгений
Георгиевич продолжил службу в том же
300-м полку. В 1945 г. эта часть входила в
состав 254-й дивизии 10-й воздушной армии. которая с началом
советско-японской войны поддерживала войска 2-го
Дальневосточного фронта. Дивизия действовала главным образом по наземным
целям японцев, так как в воздухе противник сопротивления практически не
оказывал. Особенно досталось, вражеским
коммуникациям и судам на реке Сунгари.
В этих боях Е. Г. Пепеляев, будучи уже
заместителем командира полка, совершил
около тридцати боевых вылетов на Як-9Т,
уничтожив паровоз и потопив катер неприятеля.
Осенью 1945-го, сразу после окончания второй мировой войны, отношения
СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стали весьма
напряженными. особенно на Востоке. После ухода
Советской Армии из Маньчжурии в китайских портах Желтого моря стали
высаживаться американские войска. В ответ в
Северо-Восточный Китай были вновь посланы части 6-й гвардейской танковой
армии и авиация, в том числе 300 иап, которым теперь командовал
Евгений Георгиевич. Полк
базировался в Мукдене. Его самолеты выполняли разведывательные полеты над
пунктами высадки американцев. Это продолжалось до весны 1946 г., когда
американцы, наконец, ушли. Вернулись в
Забайкалье и советские части.
МиГ-15 бис, на котором подполковник Е.Г. Пепеляев летал в
начальный период своего участия в Корейской войне.
Осенью 1946 года Е, Г. Пепеляев был
направлен на Высшие летно-тактические
курсы усовершенствования офицерского
состава. Закончив их в конце следующего
года, он стал заместителем командира 196-го истребительного
авиаполка ВВС Московского округа. Здесь Пепеляев осваивал
новую технику, принимал участие в авиационных парадах и праздниках.
Так, в 1949 г.
в Тушине Евгений Георгиевич впервые демонстрировал высший пилотаж на новом
тогда Ла-15. а в следующем году вместе с
В. В. Лапишным подготовил встречный пилотаж на МиГ-15. Предполагалось показать
его на тушинском празднике,
который, однако, не состоялся из-за непогоды. Зрители
увидели этот номер через
год, но уже без Пепеляева.
В конце 1950 года, через
некоторое время после начала
Корейской войны полк, где
подполковник Пепеляев служил тогда в должности командира, отправили в Китай. В
январе 1951 г. 196 иап перебазировался на аэродром Дуньфын, где в
течение четырех
месяцев проходила интенсивная подготовка к предстоящим боям. Затем
последовала очередная
смена дислокации: 1 апреля полк Пепеляева вместе с 176 гв. иап,
также входившим в
324-ю дивизию под командованием
И. Н. Кожедуба, прибыл на пограничный
аэродром Аньдун (берег реки Ялуцзян). Основной задачей дивизии было прикрытие
гидроэлектростанции и железнодорожного моста через Ялуцзян. Первый бой часть
приняла в составе дивизии вечером того же
дня. Тогда наши летчики сбили два "сейбра", но и сами потеряли два "МиГа".
Е. Г Пепеляев же открыл свой победный счет в мае. Он сбил "Сейбр". Бой протекал
весьма быстро: американский летчик не заметил пепеляевский "МиГ". когда
тот зашел сзади с ракурса 0/4. За это и поплатился...
Потянулись фронтовые будни, наполненные ратными заботами и
тревогами. Поначалу 196 иап действовал на
МиГ-15 с двигателем РД-45. а затем, через месяц-полтора, был перевооружен
на МиГ-15бис. Пепеляеву приходилось
руководить истребителями как с наземного КП, так и самому водить своих
летчиков в бой. В один из сентябрьских дней ведомая им группа перехватила
две шестерки самолетов F-94 "Старфайр" и сбила семь машин, из них две -
на счету комполка. В разгар боев, в августе 1951 года. ему было присвоено воинское звание
"полковник".
196 иап пробыл на фронте до февраля 1952 г. Последнюю свою победу полковник
Пепеляев одержал 15 января, сбив очередной "Сейбр". Всего же с 1 апреля 1951 г.
по 1 февраля 1952 г. он совершил 108 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил 20
самолетов: два-три F-80 "Шутинг Стар", один-два F-86 "Сейбр".
По итогам боев в Корее Е.Г. Пепеляев занял второе место среди асов истребителей,
уступив первенство Н.В. Сутягину, одержавшему 23 воздушных победы. Полк под его
командованием уничтожил свыше ста вражеских машин разных типов.
Правда, победы давались нелегко: в боях погибло пять летчиков, было потеряно 24 машины.
22 апреля 1952 года, после возвращения в Союз, Е.Г. Пепеляеву было присвоено
звание Героя Советского Союза.
Ушел в отставку в 1973 году.
СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД
№ |
Дата |
Тип сбитого самолета |
Данные противной стороны |
1. |
20-05-51 |
F-86 |
не подтверждается американскими данными |
2. |
11-07-51 |
F-86 |
по ам. данным - с-т потерян в ходе маневрирования
(пилот Conrad Allard
благополучно катапультировался) |
3. |
21-07-51 |
F-94 |
F9F-2B из состава VMF-311 |
4. |
06-10-51 |
F-86 |
F-86A (49-1178) |
5. |
06-10-51 |
F-86 |
F-86E 50-671 |
6. |
06-10-51 |
F-86 |
предположительно |
7. |
08-10-51 |
F-84 |
по ам.
данным самолет потерян от огня ПВО |
8. |
08-11-51 |
F-86 |
F-86A, Charles Pratt (334 FIS, MIA) |
9. |
08-11-51 |
F-84 |
фактически
RF-80A, Dennis W. Hill |
10. |
27-11-51 |
F-84 |
фактически F-80C, Michael Rebo |
11. |
29-11-51 |
F-86 |
не
подтверждается ам. данными, но по советским данным были найдены
обломки с-та с мертвым пилотом |
12. |
01-12-51 |
F-80 |
F-80C, Thomas T. Mounts (POW)
|
13. |
05-12-51 |
F-80 |
F-84E, Hugh Larkin (MIA) |
14. |
05-12-51 |
F-80 |
не
подтверждается ам. данными |
15. |
06-12-51 |
F-86 |
не подтверждается ам. данными |
16. |
07-01-52 |
F-86 |
F-86E,Charles Stahl (POW), но на эту победу претендуют еще два
л-ка |
17. |
11-01-52 |
F-86 |
не подтверждается ам. данными |
18. |
15-01-52 |
F-86 |
F-86E,
Vernon Wright (POW) |
Полковник Евгений Пепеляев, командир 196-го
ИАП, летал на этом МиГ-15бис, бортовой 925, во
время войны в Корее в 1951 г. МиГ-15 имел
неокрашенную металлическую обшивку с
нанесенными на ней опознавательными
знаками. Все МиГ-15 носили опознавательные
знаки Северокорейских ВВС.
|