Большинство асов стремились стать
летчиками с раннего возраста, но Стив
Ритчи был исключением - в высшей школе он
даже не думал о карьере летчика Но в
жизни все меняется, он поступил на
военную службу в USAF и получил
квалификацию летчика в конце 1962 г Свой
первыи боевой опыт во Вьетнаме он
получил, летая на "Фантомах" в
качестве офицера передового поста
наведения авиации "Stormy". Затем в 1972
г., налетав уже около 3000 часов он
вернулся на второй срок, и летал на "Фантомах",
оборудованных системой "Combat Tree" в
составе 432-го TRW.
Свои первые две победы он одержал 10 и 31
мая над истребителями МиГ-21. 8 июля он вел
звено, обеспечивавшее путь отхода, имея
задание обеспечить защиту ударных сил
при отходе. Впереди на большой высоте
один "Фантом" был поврежден ракетой К-13,
примерно в это же время другой "Фантом"
вышел из строя с предупредительным
сигналом об обстреле. Возвращаясь, они
сообщили о своем положении, курсе и
высоте, что было не очень хорошей идеей,
поскольку северовьетнамские силы были
готовы отреагировать. Ритчи повернул
свое звено в их направлении для оказания
помощи, спустившись с высоты в 15 000 до 5000
футов. При приближении звена к Банановой
Долине, в 30 милях юго-западнее Ханоя, он
получил сообщение от "Диско", самолета
радиолокационной службы RC-121 над Лаосом,
контролировавшего радиопереговоры
северовьетнамских ВВС, что МиГи в двух
милях севернее поймали их на прицел и
готовятся к пуску. Ритчи взял резко
влево и установил визуальный контакт на
уровне 10 часов. Всего через несколько
секунд МиГи появились позади него:
"Мы летели (фонарь к фонарю) примерно на расстоянии в тысячу футов друг от друга со скоростью около 600 миль в час. Это был серебристый МиГ-21 с
ярко-красными звездами на крыльях и хвосте. Я не видел второй МиГ, но знал, что он был рядом".
Ритчи сделал горизонтальную "бочку" и
устремился вниз навстречу второму МиГу,
который летел в 8000 футах сзади своего
ведущего. Когда они пролетели, он вошел в
поворот носом вниз с креном в 135 градусов,
перевернулся и засек радаром идущего
сзади МиГа, когда тот повернул резко
вправо. Ритчи сделал векторную "бочку"
влево, выйдя ниже уровня 5 часов и сзади
на расстоянии 6000 футов. Чак ДеБельвю на
заднем сиденье подтвердил о хорошем
захвате радиолокатором, Ритчи выдержал
обязательный отсчет в "четыре
картофелины", установленное время для
запуска "Спэрроу", затем дважды нажал
спуск. Еще полторы секунды - и состоялся
пуск ракеты, к этому времени МиГ
приблизился к зоне с курсовым УГЛОМ в 60
градусов.
Первая ракета "Спэрроу" попала в цель,
а вторая прошла сквозь огненный шар.
Следуя за маневрами Ритчи, его звено
осталось позади, а в это время
сверкающий ведущий МиГ-21 развернулся и
зашел в хвост Томми Физелу, летевшему в
позиции " 4. Физел был ведомым у Ритчи,
когда тот одержал свою первую победу 10
мая. МиГ был справа от Ритчи, хотя
будущий ас сначала не смог его увидеть:
"Когда я зашел сверху огненного шара, я
разрядился в горевший самолет. Главное,
что я сделал, я пересек круг в
направлении, где находился МиГ. Я
пролетел через круг и достаточно
уверенно поймал их обоих на прицел".
МиГ потерял интерес к Физелу и, изменив
курс почти на 180 градусов, бросился вниз
к Ритчи. Американский пилот пустил
ракету "Спэрроу" буквально на пределе
зоны досягаемости со смещением от линии
визирования в 60 градусов на расстоянии в
3000 футов. Как ни удивительно, он попал!
Бой продолжался 1 минуту 29 секунд. Еще
два МиГа летели своим курсом, но Ритчи
вышел из боя, поскольку к тому времени у
него кончились, как он сам ярко описал, "ракеты,
топливо и выдержка".
Всего через 15 минут на "Фантоме" Ритчи
отказал радар. Если бы это случилось
раньше, он не стал бы единственным асом
USAF в этом конфликте. Свою пятую победу,
еще один МиГ-21, он одержал 28 августа,
снова с Чаком ДеБельвю. Весной 1974 г. он
ушел в отставку из USAF, но его попытка
стать политиком провалилась. После
разных рискованных мероприятий в
бизнесе он, на момент написания этой
книги, был основным претендентом на пост
Секретаря ВВС.
F-4 Стива Ритчи