Родился 13 (26) мая 1907 года на
разъезде Тарышта ныне Татарского района Новосибирской области. С 9
лет бродяжил. Затем воспитывался в
Барабинском интернате (Новосибирская
область), но через 2 года был из него исключён. Снова
бродяжил. С 1921 работал строительным рабочим
на Сибирской железной дороге. В 1926 окончил
Омскую железнодорожную профтехшколу.
В армии с 1926. В 1926 окончил Ленинградскую
военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 - Качинскую
военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.
В 1931-1934 - лётчик-испытатель Научно-испытательного
института ВВС (НИИ ВВС). С 1934 учился на
инженерном факультете Военно-воздушной
академии имени Н.Е.Жуковского. Окончил
только первый курс, т.к. весной 1935 был
откомандирован из академии для подготовки
к трансарктическому перелёту на самолёте АНТ-25.
3 августа 1935 в составе экипажа С.А.Леваневского
участвовал в попытке перелёта через Северный полюс в США,
прерванного из-за технических неполадок. После этого
продолжил дальнейшие испытания АНТ-25.
20 - 22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве
второго пилота (командир - В.П.Чкалов, штурман - А.В.Беляков)
совершил
беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан,
Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне - остров Чкалов, в
устье Амура) протяжённостью 9374 км (полётное время - 56 часов 20 минут).
За выполнение перелёта и проявленные при
этом мужество и героизм 24.07.1936 присвоено звание
Героя Советского Союза.
18-20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25
в качестве второго пилота (командир - В.П.Чкалов,
штурман - А.В.Беляков) совершил беспосадочный перелёт
Москва - Северный полюс - Ванкувер (США) протяжённостью 8504 км по прямой (полётное время - 63часа 16 минут).
С 1935 - лётчик-испытатель авиационного завода 22(г.Москва); испытывал
серийные бомбардировщики СБ и Ар-2. В 1937 на самолёте ДБ-А установил мировой
авиационный рекорд скорости полёта.
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 в должности
командира авиационной группы.
В августе-декабре 1941 находился в
правительственной командировке в США по вопросу
приобретения американских самолётов.
Участник Великой Отечественной войны: с
января 1942 - заместитель командира 31-й смешанной
авиационной дивизии (Калининский фронт),
командующий ВВС 4-й ударной армии, командир
212-й (с мая 1943 - 4-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии. С января 1944 -
командир
штурмового авиационного корпуса. Участвовал в
освобождении Киева, Белоруссии, в
Восточно-Прусской операции, освобождении Гданьска,
форсировании Одера.
После войны - на командных должностях в ВВС.
В 1947-1949 - начальник Главного Управления ГВФ. Осенью 1947
принимал участие
в испытаниях пассажирского самолёта Ту-70. В
1949 - 1952 -
заместитель начальника НИИ ВВС по лётной части. В 1951 окончил Военную
академию Генштаба. С 1952 - заместитель, 1-й заместитель начальника Главного штаба
Войск ПВО страны по специальной технике. В 1957-1972 - начальник 4-го
Главного Управления Министерства
обороны СССР, член Военного совета Войск ПВО страны. С
1972 - научный
консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1988 -
в отставке.
Жил в Москве. Член Союза писателей. Умер 28 декабря 1994
года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Генерал-полковник авиации (1961), лётчик-испытатель 1-го
класса (1940). Государственная премия СССР (1970).
Награждён 2 орденами Ленина,
орденом Октябрьской Революции, 4 орденами
Красного Знамени, орденами Кутузова 1-й и 2-й степени, 2 орденами Суворова 2-й степени,
орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орденами Трудового
Красного Знамени, Дружбы народов, 4 орденами Красной Звезды, орденами "За
службу Родине в ВС СССР" 1-й, 2-й и 3-й
степени, медалями, иностранными наградами
(кавалер
наибольшего количества орденов СССР - 22-х).
Его имя носят улицы в Москве, Витебске, Могилёве и Донецке. В его честь переименован остров Лангр
в Охотском море (возле острова Чкалов). Почётный гражданин
города Николаевск-на-Амуре.
Мировой авиационный рекорд,
установленный Г.Ф.Байдуковым
п/п
|
Дата
|
Самолёт
|
Экипаж
|
Класс
|
Наименование рекорда
|
Результат
|
1
|
14.05.1937
|
ДБ-А
|
Г.Ф.Байдуков v командир
Н.Г.Кастанаев v
2-й пилот
Л.Л.Кербер
vштурман-радист
|
Класс С
|
Скорость полёта на 2000-км замкнутом
маршруте с грузом 5000 кг
|
280,25 км/ч
|
Класс С - сухопутные самолёты (по
классификации 1930-х годов)