Родился в
Петербурге 26 мая 1896 года. Его отец Бруно Васильевич Фарих происходил
из прибалтийских немцев, мать Жанетта Ивановна Фарих (урожденная Гарднер)
была родом из Англии. Бруно Васильевич служил в Петербургском филиале
Страхового общества “Нью-Йорк”, затем был переведен в Московское
отделение компании. В Петербурге семья Фарихов увлекалась велосипедным
спортом. Переехав в Москву, Бруно Васильевич приобрел автомобиль, стал
страстным автомобилистом и принимал участие в первых российских
автогонках. Жанетта Ивановна также водила автомобиль и нередко
участвовала в гонках вместе с мужем.
Интерес к технике передался и детям.
Старший сын Фарихов, Бруно Брунович, прошел курс обучения в
Императорском инженерном училище, младший Фабио, окончив в 1916 году
Михайловское реальное училище, поступил на курсы шоферов и получил
водительские права.
В 1918 году Фабио Фарих добровольцем
ушел в Красную Армию, три года воевал на фронтах
гражданской войны, демобилизован
в конце 1921 года.
В 1923 году Фабио Брунович поступил
механиком в гражданский воздушный флот и в течение пяти лет работал на
среднеазиатских воздушных линиях. В 1928 году, окончив Московскую школу
бортмехаников, он перевелся на север. В экипаже опытного полярного
пилота Маврикия Слепнева Фарих осваивал первую полярную воздушную линию
Иркутск-Якутск.
В конце 1929 года на Чукотке пропали
без вести американские летчики Эйельсон и Борланд, и американское
правительство обратилось к правительству СССР с просьбой организовать их
поиски. Выполнение этого задания было поручено летчику Слепневу и
бортмеханику Фариху. Весной 1930 года им удалось обследовать
предполагаемое место гибели самолета, найти его обломки и тела пилотов.
По просьбе американцев Слепнев и Фарих привезли останки погибших
летчиков на Аляску.
В 1930 году Фабио Брунович, окончив
Московскую школу Гражданского воздушного флота, получил право водить
машину самостоятельно. Зимой 1931 года молодому пилоту было поручено
провести изыскания новой воздушной трассы в Заполярье. На самолете
У-2 он впервые пролетел от Красноярска до Дудинки, преодолев за 35
летных часов 4392 км. В феврале 1932 года летчик Фарих открыл на
самолете К-5 воздушную трассу Москва - Архангельск - Усть-Цильма. Полеты
проходили в сложнейших условиях, без карт и навигационного обеспечения.
В 1932 году Фарих получил задание
вылететь на остров Вайгач и привезти в Москву начальника экспедиции ОГПУ
Федора Эйхманса. В состав экипажа самолета входили бортмеханик Бассейн и
радист Ручьев. На другой день после вылета из Москвы самолет был уже в
Усть-Цыльме. До Вайгача оставалось всего 800 км, но преодолеть их
оказалось чрезвычайно сложно. Густой туман и пурга вынудили пилота
совершить посадку в тундре. Лишь спустя девять дней, когда занесенный
снегом самолет разыскали спасатели, Фарих с их помощью смог запустить
мотор и продолжить путь. Еще одну вынужденную посадку пришлось совершить,
прежде чем самолет 2 мая достиг острова Вайгач. На обратном пути 6 мая
произошла авария двигателя, Фарих сумел посадить самолет на лед, но при
посадке одна из лыж провалилась в промоину. Летчикам пришлось два месяца
на небольшом острове ожидать прихода судна. За этот перелет в сложнейших
условиях Указом ЦИК СССР в августе 1934 г. Ф. Б. Фарих был награжден
орденом Трудового Красного Знамени.
В феврале 1934 года Фарих получил
задание совместно с группой других летчиков отправиться на спасение
участников экспедиции на пароходе “Челюскин”, затонувшем в Чукотском
море. Но принять участие в спасательной операции ему не удалось: из-за
конфликта с командиром эскадрильи Каманиным Фабио Брунович был отстранен
от полетов.
Зиму и лето 1934 года Фарих провел на
Чукотке. В это время ему пришлось совершить труднейший в зимних условиях
полет - с мыса Шмидта до острова Врангеля. В 1935-1936 годах он
продолжил службу в авиации в агитэскадрилье им. Горького. В марте 1936
года Фарих на “СССР Н-120” совершил перелет Москва-Амдерма-Москва.
В феврале-июне 1937 года Фарих на
самолете “СССР Н-120” совершил трансарктический перелет по маршруту
Москва -Уэллен - Москва. На борту самолета, кроме пилота, находилось еще
7 человек: второй пилот Пацынко, штурман Штепенко, бортмеханики Чагин и
Демидов, помощник начальника политотдела Главсевморпути Басс, оператор
Союзкинохроники Ефимов и корреспондент “Правды” Шаров. Продолжительность
полета составила 145 летных часов, за это время был проделан путь в 24
000 километров. Впервые самолет пролетел вдоль трассы Северного морского
пути в тяжелых зимних условиях, во время полярной ночи. За этот перелет
17 июня 1937 года Фабио Брунович Фарих был награжден орденом Ленина.
В августе 1937 года во время перелета
из Москвы на Аляску через Северный полюс над Северным Ледовитым океаном
пропал самолет “СССР Н-209” под командованием С. Леваневского. На поиски
Леваневского были отправлены два отряда самолетов, укомплектованных
экипажами, обученными слепым полетам в Арктике. Руководил экспедицией
начальник Управления полярной авиации Главсевморпути М. И. Шевелев,
отрядами командовали М. В. Водопьянов и Б. Г. Чухновский. В составе
спасательной экспедиции Фарих принимал участие в полетах на Землю
Франца-Иосифа. Весной 1938 года поиски были прекращены.
В ноябре 1939 года в начале
советско-финской войны майор Фарих был призван в ряды ВВС и занимался
подготовкой молодых пилотов. На бомбардировщике ТБ-3 он совершил
двадцать боевых вылетов по тылам финской армии. В годы Великой
Отечественной войны подполковник Фарих совершил 18
боевых вылетов в глубокий тыл врага, занимался испытанием новых типов
самолетов. В 1944 году он был награжден орденом Отечественной войны 2-й
степени.
В послевоенные годы Фарих продолжал
работать на воздушных трассах Арктики - перевозил почту, грузы,
пассажиров. 1 июля 1948 года он был арестован и осужден на 25 лет
исправительно-трудовых лагерей. Лишь 26 июля 1956 г. Фабио Брунович был
освобожден, полностью реабилитирован и восстановлен на летной работе. В
1957 году по состоянию здоровья он ушел из воздушного флота.
С 1962 по 1975 год бывший полярный
летчик Фарих работал нормировщиком, а затем сторожем на заводе “Красный
металлист”.
Умер Фабио Брунович Фарих в Москве 2
июня 1985 года в возрасте 89 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище.
по
материалам http://www.polarmuseum.ru