Родилась 25 декабря 1910 (7 января 1911) года в городе Харьков (Украина). В 1929 окончила Пензенский аэроклуб, занималась планерным спортом, работала лётчиком-инструктором в Тульской авиационной школе. В 1934-1935 - лётчик агитэскадрильи имени М.Горького (г.Москва).
В армии с 1936. В 1937 на самолётах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 установила 5 мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полёта.
24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 "Родина" (второй пилот - П.Д.Осипенко, штурман - М.М.Раскова) совершила беспосадочный перелёт Москва - Дальний Восток (посёлок Керби, Хабаровский край) протяжённостью 6450 км (по прямой - 5910 км). Был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта.
За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2.11.1938 присвоено звание Героя Советского Союза.
С 1939 - начальник Управления международных воздушных линий СССР.
Участник Великой Отечественной войны: в марте 1942-октябре 1943 - командир 101-го транспортного авиационного полка; с октября 1943 - командир 31-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (Авиация дальнего действия). Лично совершила более 200 боевых вылетов, в том числе на ночные бомбардировки (132 вылета), а также доставляя за линию фронта боеприпасы и военные грузы.
С 1946 - в запасе. С 1946 - заместитель начальника НИИ-17 по лётной части. Лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования. В 1963-1972 - начальник ЛИЦ НИИ. С 1972 - заместитель начальника Московского научно-исследовательского института приборостроения по лётной части. 6.01.1986 за многолетний доблестный труд присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Жила в Москве. Умерла 28.04.1993. Похоронена в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Подполковник. Награждена 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. Почётный гражданин Пензы.
В Москве установлен памятник; на доме, где жила (Ленинградский проспект, дом 44) - мемориальная доска.
Мировые авиационные рекорды, установленные В.С.Гризодубовой
п/п
|
Дата
|
Самолёт
|
Экипаж
|
Класс
|
Наименование рекорда
|
Результат
|
1
|
7.10.1937
|
УТ-1
|
В.С.Гризодубова
|
Класс С, 2-я категория,женский
|
Скорость полёта на 100-км замкнутом
маршруте
|
218,18 км/ч
|
2
|
9.10.1937
|
УТ-1 гидро
|
В.С.Гризодубова
|
Класс С-бис, 2-я категория,
женский
|
Скорость полёта на 100-км замкнутом
маршруте
|
190,88 км/ч
|
3
|
9.10.1937
|
УТ-2 гидро
|
В.С.Гризодубова - лётчик
Е.Слобоженко -бортмеханик
|
Класс С-бис, 1-я категория, женский
|
Скорость полёта на 100-км замкнутом
маршруте
|
200,00 км/ч
|
4
|
15.10.1937
|
УТ-2 гидро
|
В.С.Гризодубова - лётчик
Е.Слобоженко -бортмеханик
|
Класс С-бис, 1-я категория, женский
|
Высота полёта
|
3.267м
|
5
|
24.10.1937
|
АИР-12
|
В.С.Гризодубова - лётчик
М.М.Раскова - штурман
|
Класс С,
1-я категория, женский
|
Дальность полёта по прямой
|
1.444,72 км
|
6
|
24-25.09.1938
|
АНТ-37 "Родина"
|
В.С.Гризодубова- командир экипажа
П.Д.Осипенко -2-й пилот
М.М.Раскова - штурман
|
Класс С,
женский
|
Дальность полёта по прямой
|
5.908,61 км
|
Класс С -сухопутные самолёты (по
классификации 1930-х годов)
Класс С-бис -гидросамолёты (по
классификации 1930-х годов)
1-я и 2-якатегория - самолёты с разным взлётным весом (как правило, малым)