Родился 12 (25) июня 1904 года в городе Новороссийск ныне Краснодарского края. Работал колхозником на виноградных плантациях, матросом и грузчиком в порту.
В армии с 1925. До 1927 служил в пехоте. В 1928 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 - Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.
В 1932-1935 - лётчик-испытатель НИИ ВВС. Провёл государственные испытания истребителей И-16 и ДИ-4, участвовал в государственных испытаниях истребителя И-15, а также в испытаниях "Звена" (самолёт ТБ-3 с истребителями И-5 на крыльях). 21.11.1935 на самолёте И-15 достиг высоты 14.575 м (неофициальный мировой рекорд).
В 1935-1964 - старший лётчик-испытатель ОКБ С.В.Ильюшина. Поднял в небо и провёл испытания всех самолётов ОКБ, выпущенных в эти годы - штурмовиков Ил-2 и Ил-10; бомбардировщиков ДБ-3, Ил-4, Ил-22, Ил-28, Ил-30, Ил-46, Ил-54; пассажирских самолётов Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и их различных модификаций, десантного планера Ил-32, а также опытных самолётов. 20.04.1936 впервые в стране выполнил петлю Нестерова на двухмоторном самолёте (ЦКБ-26).
27-28 июня 1938 года на самолёте ЦКБ-30 "Москва" с штурманом А.М.Бряндинским совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Дальний Восток (город Спасск-Дальний, Приморский край) протяжённостью 7580 км по прямой.
За выполнение перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 17.07.1938 присвоено звание Героя Советского Союза.
28-29 апреля 1939 года на самолёте ЦКБ-30 "Москва" с штурманом М.Х.Гордиенко совершил беспосадочный перелёт Москва - Новгород - Хельсинки - Тронхейм - остров Исландия - мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) - США (остров Мискоу) протяжённостью 6516 км по прямой. С 1959 года этот маршрут используется для регулярных беспосадочных перелётов из Москвы в Нью-Йорк и обратно. 14.01.1965 решением Международной Авиатранспортной ассоциации
(IККA) награждён бриллиантовым ожерельем "Цепь пионера розы ветров" как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой.
В годы Великой Отечественной войны совмещал работу лётчика-испытателя, начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности и начальника лётно-испытательной службы авиационной промышленности.
Установил 20 мировых авиационных рекордов: в 1936-1937 - 7 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте ЦКБ-26; в 1958-1960 - 13 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Ил-18.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, 17.09.1957 награждён второй медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза.
После ухода с лётной работы продолжал работать в ОКБ С.В.Ильюшина инженером-методистом, с 1968 - ответственный представитель Генерального конструктора в лётно-доводочном комплексе.
С 1961 - вице-президент, в 1967-1968 - президент, с декабря 1968 - почётный президент ФАИ.
Жил в Москве. Умер 7 января 1985 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Генерал-майор авиации (1943), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), заслуженный мастер спорта СССР (1959). Ленинская премия (1960; за Ил-18). Награждён 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 4 орденами Красной Звезды, медалями, иностранными наградами. Удостоен Золотой авиационной медали ФАИ (1965).
Его именем названа улица в Москве, в Новороссийске установлен бронзовый бюст.
В.К.Коккинаки установлено 20 мировых авиационных рекордов
грузоподъёмности и скорости полёта.
Мировые
авиационные рекорды, установленные В.К.Коккинаки
п/п
|
Дата
|
Самолёт
|
Экипаж
|
Класс
|
Наименование
рекорда
|
Результат
|
1
|
17.07.1936
|
ЦКБ-26
|
В.К.Коккинаки
- лётчик
|
Класс
С
|
Высота с
грузом 500 кг
|
11.294
м
|
2
|
26.07.1936
|
ЦКБ-26
|
В.К.Коккинаки
- лётчик
|
Класс
С
|
Высота с
грузом 1.000 кг
|
11.402
м
|
3
|
03.08.1936
|
ЦКБ-26
|
В.К.Коккинаки
- лётчик
|
Класс
С
|
Высота с
грузом 500 кг
|
12.816
м
|
4
|
07.09.1936
|
ЦКБ-26
|
В.К.Коккинаки
- лётчик
|
Класс
С
|
Высота с
грузом 2.000 кг
|
11.005
м
|
5
|
26.08.1937
|
ЦКБ-26
|
В.К.Коккинаки
- лётчик
А.М.Бряндинский - штурман |
Класс
С
|
Скорость
полёта на 5.000-км замкнутом маршруте |
325,26
км/ч
|
6
|
Класс
С
|
Скорость
полёта на 5000-км замкнутом маршруте с
грузом 500 кг |
325,26
км/ч
|
7
|
Класс
С
|
Скорость
полёта на 5000-км замкнутом маршруте с
грузом 1.000 кг |
325,26
км/ч
|
8
|
14.11.1958
|
Ил-18
|
В.К.Коккинаки
- командир
Э.И.Кузнецов - 2-й пилот
В.Ф.Воскресенский - штурман
П.К.Коккинаки - бортинженер |
Класс
С-1, группа II
|
Высота с
грузом 15.000 кг
|
12.471
м
|
9
|
15.11.1958
|
Ил-18
|
В.К.Коккинаки
- командир
Э.И.Кузнецов -2-й пилот
В.Ф.Воскресенский - штурман
П.К.Коккинаки - бортинженер |
Класс
С-1, группа II
|
Высота с
грузом 10.000 кг
|
13.154
м
|
10
|
19.08.1959
|
Ил-18
|
В.К.Коккинаки
- командир
Э.И.Кузнецов -2-й пилот
В.Ф.Воскресенский - штурман
П.К.Коккинаки - бортинженер
И.С.Силиминов - бортрадист |
Класс
С-1, группа II
|
Скорость
полёта на 2000-км замкнутом маршруте с
грузом 1.000 кг |
719,50
км/ч
|
11
|
Класс
С-1, группа II
|
Скорость
полёта на 2000-км замкнутом маршруте с
грузом 2.000 кг |
719,50
км/ч
|
12
|
Класс
С-1, группа II
|
Скорость
полёта на 2000-км замкнутом маршруте с
грузом 5.000 кг |
719,50
км/ч
|
13
|
Класс
С-1, группа II
|
Скорость
полёта на 2000-км замкнутом маршруте с
грузом 10.000 кг |
719,50
км/ч
|
14
|
Класс
С-1, группа II
|
Скорость
полёта на 2000-км замкнутом маршруте с
грузом 15.000 кг |
719,50
км/ч
|
15
|
25.11.1959
|
Ил-18
|
В.К.Коккинаки
- командир Э.И.Кузнецов - 2-й пилот
В.Ф.Воскресенский - штурман
П.К.Коккинаки - бортинженер
И.С.Силиминов - бортрадист |
Класс
С-1, группа II
|
Высота с
грузом 20.000 кг
|
12.118
м
|
16
|
02.02.1960
|
Ил-18
|
В.К.Коккинаки
- командир
Э.И.Кузнецов - 2-й пилот
В.Ф.Воскресенский - штурман
П.К.Коккинаки - бортинженер
И.С.Силиминов - бортрадист |
Класс
С-1, группа II
|
Скорость
полёта на 5000-км замкнутом маршруте без
груза |
693,55
км/ч
|
17
|
Класс
С-1, группа II
|
Скорость
полёта на 5000-км замкнутом маршруте с
грузом 1.000 кг |
693,55
км/ч
|
18
|
Класс
С-1, группа II
|
Скорость
полёта на 5000-км замкнутом маршруте с
грузом 2.000 кг |
693,55
км/ч
|
19
|
Класс
С-1, группа II
|
Скорость
полёта на 5000-км замкнутом маршруте с
грузом 5.000 кг |
693,55
км/ч
|
20
|
Класс
С-1, группа II
|
Скорость
полёта на 5000-км замкнутом маршруте с
грузом 10.000 кг |
693,55
км/ч
|
Класс С - сухопутные самолёты (по
классификации 1930-х годов)
Класс С-1 - сухопутные самолёты (по
нынешней классификации)
Группа II
- летательные аппараты с турбовинтовыми
двигателями (по нынешней классификации)