Алжир получил независимость 3 июля 1962 года после нескольких лет
вооруженной борьбы, начавшейся еще в 1954 году. К концу войны французские
колонизаторы имели здесь около 800 самолетов и миллион солдат.
Создание ВВС Алжира началось с поддержки Египта, который передал 18
тренировочных самолет собственного производства "Гомхурия". А после того как
Президент Бен Белла заявил о приверженности страны идеям социализма в страну
рекой потекло советское оружие. Уже через несколько месяцев (в ноябре 1962
года) прибыла первая группа советских советников и партия советского
вооружения, том числе 5 учебных МиГ-15УТИ,6 транспортных Ил-14 10 вертолетов
Ми-4.Однако для представительских целей было закуплено два легких Бичкрафт Д-
18. В 1963 года в пограничном конфликте с Марокко СССР полностью принял
сторону Алжира, после чего Марокко стало ориентироваться на Запад, а Алжир
более тесно стал сотрудничать с странами социалистического лагеря. В течение
1964/65 годов в страну прибыло 4 транспортных Ил-18.8 Ил-14,7 Ан-12, 20
истребителей МиГ-15бис,30 МиГ-17Ф,12 бомбардировщиков Ил-28 и еще три
вертолета Ми-1.Подготовка алжирских пилотов проходила в Египте и в Китае.
Кроме того, на территории страны работали советские и египетские советники. В
1965 году в ответ на развертывание на территории Ливии американской военной
базы из Союза стало поступать более современное вооружение: так, только в
1966 году было поставлено дополнительное количество МиГ-17 и Ид-28,вместе с
которыми прибыли первые 6 (из 37 заказанных) МиГ-21Ф и 20 Ми-4. Большинство
алжирских самолетов к этому времени пилотировались иностранными пилотами, так
как собственных подготовленных явно не хватало.
Во время войны 1967 года на Ближнем Востоке некоторые подразделения ВВС
принимали активное участие в боевых действиях на стороне арабов. По крайней
мере, израильтяне обнародовали данные об участии МиГ-21Ф и Ил-28 ВВС этого
государства. По неподтвержденным данным, шесть истребителей стали трофеями
израильтян, когда по ошибке приземлились на захваченный аэродром.
В 1969 году в дополнение к советской техники стали прибывать и западные
образцы: из Франции было получено пять вертолетов "Пума" и 28 тренировочных
Фуга "Мажистер". В итоге к 1970 году на вооружении ВВС Алжира состояло около
200 боевых самолетов: три эскадрильи с 35 МиГ-21Ф, полк(40 МиГ-17Ф),
эскадрилью Ил-28.ВТА была представлена 8 Ан-12,14 Ил-14,3 Ил-18.Тренировочный
компонент:18 "Гомхуриа",12 Авиа С.II,и Фуга "Мажистеры". Вертолетный парк был
представлен 40 Ми-4,3 Ми-1 и 7 Хьюз 269А.
В 1971 году было заключено межправительственное соглашение, согласно
статьям которого Алжир предоставлял на 18 лет свои авиабазы для базирования
ВВС СССР. В итоге вскоре появилось большое количество новых МиГ-25 и Су-7 с
только нарисованными опознавательными знаками ВВС этой страны.
В 1973 году эскадрилья алжирских Су-7 вновь принимала участие в боевых действиях на
Ближнем Востоке, однако никаких подробностей об их боевой работе нет.
В течение этого периода самолетный парк продолжал пополняться и образцами
западного производства, в числе прочего были получены 6 Фоккер Ф-27, один
Бичкрафт "Супер Кинг Эйр",три Бичкрафт "Куин Эйр" и два гидросамолета Кэнэдэйр
КЛ-215 для противопожарных целей.
В 1978 года парк МиГ-21 стал обновляться, на вооружение стали поступать
современные модификации МиГ-21МФ и бис. В следующем году стали поступать и самые
современные советские истребители МиГ-23/БМ/МФ/У. Кроме того, имелись и
"трехмаховые" МиГ-25/Р. Все Су-7 постепенно были заменены на Су-20. Тренировочный
парк был значительно модернизирован за счет закупки в США 6 Бичкрафт Т-34С "Турбо
Ментор" и трех Бичкрафт 200 (это позволило вывести из "первой линии" старенькие
"Гомхурии" и Авиа). В благодарность за помощь в освобождении американских заложников
в Тегеране в 1981 году из США посту пило 6 транспортных С-130Н "Геркулес".
Впоследствии было получено еще 12 самолетов этого типа (по крайней мере семь из них
модификации С-130Н-30). Ан-12 стали постепенно выводиться из состава ВВС.
В начале 90-х годов основную ударную силу ВВС составляли 60 МиГ-23 различных
модификаций,30 Су-20 и 80 МиГ-21.Оставшиеся МиГ-25 по непонятным причинам были
переведены в разряд учебно-боевых. По видимому, после распада СССР прекратился
технический контроль за "зарубежными" самолетами этого типа, что привело к тому, что
самолеты оказались прикованными к земле.
В 1988 году Алжир проявил интерес к закупкам новейших МиГ-29,но первоначально в
этом было отказано, вероятно по политическим причинам.
Только в 1994 году (и то при посредничестве Беларуси) алжирцы приобрели некоторое
количество самолетов этого типа, которые в данный момент и являются основой
обороноспобности страны.
Из закупок стоит отметить и приобретение в 1987-90 годах 24 тренировочных Л-39
"Альбатрос", которые в частях заменили "Мажистеры".
Самолеты ВВС Алжира
МиГ-23 |
|
МиГ-25 |
|
МиГ-29 |
|
Су-24 |
|
Aero L-39 Albatros |
|
Beechcraft T-34 Mentor |
|
Ми-2 |
|
Ми-8\17 |
|
Ми-24 |
|
Ил-76 |
|
Уголок неба. 2009
|