Республика
Боливия получила независимость 6
августа 1825 года. Небольшая страна с тех
пор пережила множество революций и
наверное была единственным
государством в мире, где в один день (3
октября 1970 года) было избрано пять
президентов. За это время страна
участвовала в нескольких пограничных
войнах, самая известная из которых Гран
Чако (1932-1935).
Военная
авиация в Боливии начинает свой отсчет с
1917 года, когда трое армейских офицеров
были отправлены на обучение в летную
школу Эль Паломар в Аргентине. Однако
официально ВВС Боливии были основаны
только в 1924 году. В 1932 участие боливийцев
в войне с Парагваем было неудачным, что
привело практически к стагнации вооруженных
сил.
ВВС были возрождены только в 1944 году,
после того как страна официально
вступила во Вторую Мировую войну и
попала в сферу влияния американцев. В
Боливию прибыли американские
инструкторы и множество авиатехники
американского производства. В 1947 году на
страну была распространена программа
Military Assistance Program. Под эту программу ВВС
получили небольшое количество North American
AT-6 Texan и B-25J Mithchell. А в середине 1956 года и
семь Boeing B-17G Fortress, которые
использовались преимущественно как
транспортные самолеты. А через четыре
года боливийцы получили и первые
истребители - это были
модернизированные фирмой Cavalier F-51D Mustang. В
этот период наладилось сотрудничество с
соседней Бразилией, откуда были
получено большое количество снимаемых с
вооружения "Мустангов", а также
Fairchild PT-19 и Fokker S-11 местного производства.
Первыми
реактивными самолетами стали 15 Canadair T-33
Mk.3 Silver Star. В дальнейшем поставки такого
рода техники практически не велись, хотя
в прессе изредка появлялись сообщения о
планах закупки то "Кфиров", то "Миражей",
то "Старфайтеров", однако из-за
недостатка средств ни один из этих
проектов не был осуществлен.
Ограничились только покупкой в конце 80-х
во Франции дополнительного количества
Canadair T-33SF. И на сегодняшний день
канадская фирма Kelowna занимается
модернизацией этих самолетов.
На
нынешнем этапе ВВС Боливии со штаб
квартирой в Ла Пас насчитывают 4500
человек и разделены на четыре Brigadas Aéreas.
Эти Бригады базируются соответственно в
Эль Альто, Кочабамба и Санта Крус де ла
Сиерра. Кроме этих основных баз, по всей
стране разбросано большое количество
полевых площадок.
Основной
задачей боливийских летчиков
являются военно - транспортные
перевозки, которые осуществляются
самолетами Grupo Aéreo de Transporte 71, которая
базируется в Эль Альто, что недалеко от
столицы. Кроме того, широко привлекаются
гражданские лайнеры авиакомпаний Lloyd
Aéreo Boliviano и Aero Sur. Основными
транспортными самолетами являются Lockheed
C-130, Fokker F.27 и Convair CV-580T.
На
данный момент 18 T-33 разделены между двумя
подразделениями - Grupo Aéreo de Caza 31 в Эль
Альто и Grupo Aéreo de Caza 32 в Санта Крус де
ла Сиерра. В мае 2001 года было объявлено о
закупке 8 Т-33 в Эквадоре (правда,
техническое состояние самолетов
оставляет желать лучшего, так как они с
1996 года находятся на открытых стоянках
аэродрома Манта). Тем не менее первые
самолеты были перегнаны в страну в июне
2001 года.
Самой
многочисленной частью ВВС являются
учебные и легкие самолеты. Большинство
из них принадлежит Colegio Militar de Aviación,
который осуществляет подготовку
местных летных кадров. Первоначальная
летная подготовка осуществляется на
базе 19 Aerotec A.122 Uirapuru, поставленных в 1974
году из Бразилии. На них курсант
налетывает 120 часов, после чего
переходит на Beech T-34 Mentor (80 часов), а затем
на Cessna Ce.152 Aerobat (50 часов). Закончившие
базовый курс летчики распределяются по
строевым частям, где происходит
специализация. Истребители продолжают
подготовку на Pilatus PC-7, с которых
пересаживаются на Т-33.
Борьбой
с наркомафией занимается специальное
ударное подразделение ВВС - Diablos Rojos ("Красные
Дьяволы"). Подразделение имеет на
вооружении 16 Bell UH-1 Huey, поставленные
американским Госдепартаментом и
принадлежащим Вашингтону. Хотя на
вертолеты нанесены ОЗ страны и летают на
них преимущественно боливийцы.
Большинство их вылетов происходит в
район Вилла Тунари - неофициальной
столице производства боливийской коки.
(С) Михаил Жирохов
Уголок неба. 2004
|