После окончания Боснийской войны и подписания в конце 1995 г. Дейтонских
мирных соглашений на территории Боснии и Герцеговины образовались две местные
армии: вооруженные силы Боснийской и Хорватской федерации (Vojske Federalije) и
вооруженные силы Республики Сербской (Vojska Republika Srpska). В обеих армиях
имелись собственные военно-воздушные силы.
С началом операции "Союзническая сила" командованию ВВС обоих армий было
настоятельно рекомендовано уведомлять представителей SFOR о каждом полете не
позже, чем за 72 ч до взлета самолета или вертолета. На протяжении всей
воздушной кампании НАТО против Югославии в воздух не поднялся ни один из
летательных аппаратов этих ВВС.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе с формального одобрения
Федеративной республики Югославия и Хорватии разрешила Республики Сербской иметь
лишь ограниченное количество боевых вертолетов и самолетов. Согласно соглашению
в составе ВВС Республики Сербской (Vazduhoplovstvo I Protivvazdusna Odbrana
Voiske Republike Srpske) полагалось иметь семь боевых вертолетов и 21 самолет.
Главными базами являлись расположенные в окрестностях Баня-Луки аэродромы
Залусаны и Латаси. Здесь дислоцировались вертолеты SА.342 "Газель-ОАМА" и порядка
20 боевых самолетов: J-21 "Ястреб", J-22 "Орао" и "Супер Галеб". После того, как
в авиакатастрофе был потерян двухместный NJ-22 "Орало", единственным
учебно-тренировочным самолетом ВВС Республики Сербской остался "Супер Галеб".
Из-за ограничений, наложенных SFOR и недостатка финансирования реактивные
самолеты в воздух практически не поднимались. В 1997 г. посол США в Сараево
Чарльз Кроуфорд сообщил, что общий налет всех (!) реактивных самолетов ВВС
Республики сербской составил всего 2 часа. Первые крупные учения вооруженных сил
Республики Сербской, к которым привлекались ВВС прошли 28 октября 1998 г. на
полигоне Маняеца. В учениях "Sadejstvo" ("Содействие") приняли учения сухопутные
войска численностью до бригады, включая танки Т-55 и БМП М-90. Авиация была
представлена двумя самолетами SOKO J-22 "Орао" и двумя самолетами J-21 "Ястреб".
На учениях присутствовали представители ОБСЕ. По их словам самолеты не несли
практических авиабомб (их использование на учениях запрещено действующими по
отношению к Республике Сербской соглашениями), однако проход
истребителей-бомбардировщиков на малой высоте выглядел впечатляюще.
В марте 2001 года командующий армии республики генерал Новия Симич объявил о
том, что в течение следующих пяти лет ВВС будут модернизированы, однако никаких
деталей не привел.
Для ВВС Боснийско-Хорватской федерации ограничения были установлены на уровне 14
боевых вертолетов и 41 боевой вертолет. Основой подразделений боевых вертолетов
послужили несколько Ми-24, полученных, вероятно, из Украины. В начале боснийской
войны ни босняки, ни хорваты не имели военной авиации. Однако, в ходе войны
правительство в Сараево, в обход эмбарго ООН на поставку военной техники в
республики бывшей Югославии смогло закупить несколько вертолетов Ми-8 и Ми-17.
Все вертолеты были оснащены гражданскими вариантами приемников спутниковой
навигационной системы GPS. По всей видимости, вертолеты были собственностью
"Аэрофлота" и "прокачаны" по "серой" схеме продаже вооружений через Венгрию.
В ходе войны вертолеты совершили не менее 8000 вылетов на задания, главным
образом на перевозку людей, включая раненых, и грузов в анклавы (и из анклавов)
Сребреница, Зепа, Горажде, Бихач. Вертолеты часто подвергались обстрелу,
примерно пять вертолетов было потеряно при выполнении боевых операций.
К началу операции "Союзническая сила" (1999) в составе ВВС Боснийско-Хорватской
федерации имелось девять вертолетов Ми-8/Ми-8МТВ-1 и один Ми-17. Из восьми Ми-8
шесть принадлежало боснийцам и два - хорватам. Вертолеты Ми-17 предназначался
для использования в качестве санитарного, еще один Ми-8МТВ-1 был оборудован для
VIP-перевозок. В конце войны на "сером" рынке был приобретен легкий вертолет
Ми-34, который использовался для первоначальной подготовки летчиков. В 1998 г.
Боснии удалось подготовить 31 пилота вертолетов, половина из них прошла обучение
в Пакистане.
По программе военной помощи в 1998 г. из США было поставлено 15 вертолетов Белл
UH-1H (контракт на 100 млн долларов). Для полетов на этих вертолетах в учебном
центре Бюкебург армейской авиации Германии прошло подготовку 25 боснийских и
хорватских летчиков, а также 29 техников. Все 15 вертолетов "Ирокез" базируются
на авиабазе Раджловач (Сараево), вертолеты Ми-8 рассеяны по полевым аэродромам,
Ми-34 попеременно базируется в Бихаче и Високо. Вертолеты также базируются в
Тузле и Мостаре.
Самолетная компонента ВВС Боснийско-Хорватской федерации в годы войны была
представлена легкомоторными машинами UTVA-75 и Пайпер РА-18 "Супер Куб"; после
окончания боевых действий самолеты возвращены гражданским аэроклубам.
Боевой состав ВВС Боснийско-Хорватской федерации на середину 2004 года
Тип ЛА |
Количество |
Регистрация (предыдущая) |
Примечания |
Миль Ми-24
Миль Ми-17
Миль Ми-8
Ми-8MTВ-1
Миль Ми-34
Piper PA-34-200T
Антонов Aн-74
CASA 212-200
Антонов Ан-2
УТВА-75 |
5
1
4
1
1
1
1
1
6 |
VF-1804 (T9-HAG)
VF-1802 (60404)
VF-1803 (60405)
VF-2814 (H-252)
VF-2815 (H-253)
VF-3601 (51301)
T9-BSA
T9-ABE (ES-NOE)
T9-ABA (F-GHOX)
T9-BAB (9A-BOW?)
T9-DGI (YU-DGI/53173),
T9-DJB (YU-DJB/53221),
T9-DKY (YU-DKY/53161),
T9-CLM (YU-DHB/53187),
T9-DHI? (YU-DHI/53194) |
Все еще в Турции |
(c) Михаил А. Жирохов, 2004-07-11