История ВВС Болгарии начинается в 1912
году. Потом была Первая и Вторая Балканские войны, Первая и Вторая
Мировые войны. Во время ВМВ у нас на вооружения были
Ме-109 разных модификациях (до Bf-109G-6
включительно), Девуатин Д-520 и т.д. До 1944 Болгарские ВВС
участвовали на стране Оси, главным образом обороняя Болгарии от
английских и американских бомбардировщиках - интересно, что на
территории страны
упали более 100 из них (Б-17, Б-24, несколько П-38). По большей
части эти самолеты были повреждены зенитками или истребителями во
время налетов на румынские нефтепромыслы, хотя несколько самолетов
были сбиты и болгарскими летчиками.
После сентября 1944 Болгария встала на стороне СССР. ВВС
использовались для
штурмовых действиях - участие принимали Ju-87, Do-17 и Bf-109G-6. В этот период
ВВС совершили 3744 боевых вылетов, уничтожили 25 немецких самолетов (на земле),
85 батареях, 694 боевых машинах, 23 паровозов, 496 вагонов.
После войны началось перевооружение Болгарских ВВС с советской техникой - Як-9,
Ил-2 и 10, Ту-2. Потом появились реактивные Як-23, Як-17УТИ, МиГ-15 (УТИ),
МиГ-17, Ил-28. В 1955-ом году два болгарские МиГ-17 уничтожили пассажирский
Констелейшн C-69 Израиля - самолет нарушил воздушное пространство, не выполнил
многократные команды со земли и с воздуха и попытался удрать.
В начале 60-ых началась эра МиГ-21. Болгарские ВВС имели МиГ-21Ф-13, М, МФ, ПФ,
ПФМ, У, УМ, Р, бис до конца 80-ых - около 220 самолетов. В 70-х поступил МиГ-23
в вариантах МФ, БН, УБ, МЛА, МЛД (5 из которых ВВС Болгарии получи из Росии в
1991 г. в замен на 3 МиГ-25РБТ) - около 80-90 самолетов. В 1989-ом получили 22
МиГ-29 (18 изд. 9-12 и 4 УБ). Бомбардировочная и штурмовая авиация представлена
была Ил-28, МиГ-17 (летели до середине 80-х), Су-22 (М3, М4, УМ3), Су-25К и УБК
(больше 40). Транспортная - Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, L-410УВП и УВП-Е.
Учебная - L-29, L-39.
Вертолеты - Ми-1, 2, 4, 8, 17, 14БТ и 14ПЛ, Ми-24В и Д.
Отдельная строка в истории ВВС представляет использование 3 МиГ-25РБТ и 1
МиГ-25РУ. Один из них разбился в 1984 г. (потеря ориентации пилота и недостаток
топлива), остальные - вернули в России в замен на 5 МиГ-23МЛД.
Сегодня.
Все варианты МиГ-23 выведены из вооружения, подобная судьба и у Су-22-х.
У ВВС есть несколько баз - истребительная - Граф Игнатиево (МиГ-29 и МиГ-21бис),
штурмовая - Безмер (Су-25К и УБК), транспортная - Враждебна, Учебная - Каменец,
вертолетная - Крумово и морская вертолетная - Чайка.
На вооружение остаются 21 МиГ-29 (17 МиГ-29 и 4 МиГ-29УБ) - в начале марта
подписана договоренность о ремонте с РСК МиГ стоимостью 48 млн евро - новую
жизнь получат 12 9-12 и все 4 УБ. Остаются и около 30 МиГ-21бис. Штурмовая -
около 40 Су-25 из которых летают только около 12. Несколько штук получили GPS и
ILS-системы. Учебная авиация - L-29 выводятся, остались около 30 L-39 разных
вариантов, 6 Pilatus PC-9M.
Транспортная - заключен договор о покупке 5 C-27J Spartan на стоимостью 91 млн.
евро, остаются L-410, Ан-26, Ан-30.
Вертолеты - несколько штук Ми-24 - есть договор о их модернизации с
израильской
фирмой Ельбит, Ми-8 и Ми-17, 6 Бел-206.
В составе ПВО - С-300П, С-200, С-125, С-75, Куб, Оса-АК, Стрела-10, ПЗРК -
Стрела-2М (производятся также Стрела-3 и Игла, но на вооружение не поступали),
23-мм, 57-мм и 100-мм зенитные пушки.
Опознавательные знаки
Выражаем огромную благодарность за
помощь в подготовке статьи Калояну Стоеву (Болгария)
Уголок неба. 2008
|