Одной из малоизвестных воздушных армий, принимавших участие во II
Мировой войне, были ВВС Словакии. Правда их действия в качестве
первого союзника Люфтваффе едва ли могли быть полноценными, так как
на вооружение состояли довольно устаревшие типы авиатехники. Но тем
не менее сам факт участия словаков в войне с Польшей, а позднее с
СССР, был умело использован гитлеровской пропагандой. Что же касается
боевых качеств, то сами ВВС Словакии были скорее "занозой" в теле
Люфтваффе, нежели "мизинцем на руке".
После окуппации 15 марта 1939 года Германией Чехословакии Словацкая
республика была объявлена суверенной. Сразу же стали создаваться и
ВВС, сформированные на базе ВВС Чехословакии. Словаком досталось
358 боевых самолета, в том числе 66 Авиа В-534, 16 Вк-534 и 101
Летов С-328. Почти вся боевая авиация, за исключением подразделений,
переброшенных в Словакию в сентябре 1938 года во время всеобщей
мобилизации, входила в 3-й авиаполк имени генерала Штефаника. В его
состав входило 4 боевые перути (по чисслености сответствующие полкам)
и одна запасная. Первые включали в себя 12 леток (эскадрилий),а последнняя -
различные учебные и технические подразделения. Основной
авиабазой были Пештяны. В полку насчитывалось до 1400 человек,
командующим был подполковник Я. Амбруш, известный пилотажник.
В конце 1940 года все словацкие авиационные подразделения участвовали в
боях с венграми. Словакам эта мини-война стоила 12-ти сбитых
самолетов, 5 авиаторов погибли, один попал в плен и один был ранен.
Готовящаяся к нападению на Польшу Германия планировала привлечь
к этой операции и вооруженные силы Словакии. На территории страны
располагались части вермахта и Люфтваффе (на словацких аэродромах
базировалось 175 самолетов из состава 4-го Воздушного флота).
Однако действия были весьма ограниченными. По словацким данным
один польский самолет был сбит, а второй - предположительно.
В конце июля 1941 года все шесть действующих эскадрилий были
отправлены на Восточный фронт. Участвуя в боях на киевском направлении,
словаки показали себя не с лучшей стороны, так из всех В-534
остался всего один, который был отправлен домой. Часты были случаи
перелета на советскую сторону. Вся авиатехника была изношенной и
срочно нуждалась в замене. Германская сторона обратила на это внимание
только в 1942 года, когда были переданы следующие самолеты: 30
Клемм Кл-35В, 30 Фокке-Вульф ФВ-44, 30 Гота Го-145, 6 Арадо Ар-96Б,
10 французских С-445. Кроме того были предоставлены и более современные
самолеты: 10 трехмоторных СМ-84бис, 14 разведчиков ФВ-189, 10
Фиезлеров "Шторьх", два Хе-111, 14 Мессершмиттов Ме-109Е, 2 Юнкерса
Ю-52 и 6 Юнкерсов В-34.
Тем временем из словацких летчиков была сформирована истребительная
эскадрилья (№14). Обученная в Германии эскадрилья получила истребители
Ме-109Е. Это подразделение участвовало в войне с СССР, где действовали
в районе Майкопа, прикрывая подразделения "Словацкого
стойкого дивизиона". Эффективность действий была очень низкой, что
однако не помешало доктору Геббельсу заявить о 154 сбитых советских
самолетах. На самом деле эта цифра не соответвует действительности,
так как словацкие пилоты избегали участвовать в столкновения с советскими
истребителями, при одном их появлении уходили домой.
В другом подразделении потеряли пятерых военнослужащих унтер-офицерского
состава, которые угнали одну Авиа Б-71 (чешская копия
знаменитого СБ) в Турцию, а затем в Египет. Там они попали в одну
из частей Чешских Воздушных Сил. Мало того, при отступлении словаки
потеряли несколько "мессеров" из-за недостатка топлива.
Очередное "пришествие" ВВС Словакии на Восток было связано с несением
службы на оккупированной советской территории. На севере
Украины была сформирована Оккупационная дивизия, основной задачей
которой была борьба с партизанами. На их авиационное прикрытие была
направлена и "Скупина Вздушных Збрани", состоящая из 6 разведчиков
и 12 истребителей Авиа В-534.
"Скупина" прибыла на житомирский аэродром в конце 1942 года июля и
находились там до 25 октября 1943 года. За это время изношенные
самолеты выполнили несколько сот боевых вылетов на поиск и уничтожение
партизанских отрядов. Правда к тому времени и ПВО партизан
было значительно усилено и несколько самолетов и летчиков было
потеряно.
В 1944 году основное внимание словаков было приковано к защите
собственного воздушного пространства от налетов союзной авиации. В
результате несколько "Летающих крепостей" было сбито, однако
потери личного состава были весьма высокими.
А 31 августа началось Словацкое народное восстание. В вовсстании
активное участие приняла "Комбинована летка", в состав которой
входило 57 самолетов различных типов. С 30 августа по 10 октября
ее пилоты выполнили 350 боевых вылетов, без собственных потерь,
при этом сбили 6 немецких самолетов и уничтожили около 130 целей
на земле. Когда стало ясно, что восстание разгромлено, находившиеся
в летном состоянии самолеты были перегнаны на контролируемую
советскими войсками территорию. Оставшаяся матчасть попала в
руки немцев. Авиация Словакии прекратила свое существование,
что было оформлено соответвуюшей директивой.
Всего, по словацким данным, с марта 1939 года по июнь 1944
пилоты сбили примерно 215 венгерских, польских, советских, американских
самолетов. Собственные потери составили 67 машин (22 В-534,
13 С-328, 32 Ме-109) и 157 человек.
Словацкие ВВС просуществовали чуть более пяти лет - пяти лет
постоянной головной боли немецкой военной миссии в Братиславе,
контролировавшей действия этой маленькой воздушной армии.
Новый этап истории ВВС был связан с получением независимости этой
страной и распадом ЧССР. Впервые новые знаки ВВС появились на самолетах
18 марта 1993 года: это были Л-39 "Альбатрос", Л-410 и Ан-24, ранее
принадлежавшие ВВС ЧССР. Вообще раздел страны произошел относительно
безболезненно и ВВС Словакии на данном этапе представляли собой
весьма внушительную силу, имея кроме всего прочего на вооружении
новейшие истребители МиГ-29.
Самолеты и
вертолеты, доставшиеся ВВС Словакии после раздела ЧССР в 1992
году:
Тип ЛА |
Количество |
МиГ-21МФ |
49 |
МиГ-21Р |
8 |
МиГ-21УМ \ УС |
11\2 |
МиГ-29 \ УБ |
9\1 |
Су-22М-4 |
18 |
Су-22УМ-3 |
3 |
Су-25К \ УБК |
12 \ 1 |
Ан-12 |
1 |
Ан-24 |
2 |
Ан-26 |
2 |
Як-40 |
1 |
Л-29 "Дельфин" |
17 |
L-39 C\V\ZA\MS |
8\2\9\2 |
L-410 MA\T\UVP\FG |
2\3\2\2 |
Ту-154 Б-2 |
1 |
Ми-2 |
17 |
Ми-8\ППА |
8\1 |
Ми-17 \ Z-2 |
15 \ 2 |
Ми-24 Д\ДУ |
8\1 |
Ми-24В |
10 |
Похоже ВВС в ближайшее время ожидают перемены, так как в 1999
году страна вступила в НАТО и было заявлено, что в течение ближайших
лет вооруженные силы страны должны быть перевооружены по НАТОвским
стандартам. Что касается ВВС, то основным самолетом ВВС Словакии
будет либо американский Ф-16 либо один из его европейских соперников -
"Миражей" или "Торнадо". Сейчас же ВВС укомплектованы личным составом,
подготовленным еще в социалистической Чехословакии и переход на новую
технику будет связан с большими трудностями. Но время покажет.
Уголок неба. 2004
|