Уголок неба ¦ История ВВС Словакии

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации история ввс
   История ВВС Словакии
             
          


 

Одной из малоизвестных воздушных армий, принимавших участие во II Мировой войне, были ВВС Словакии. Правда их действия в качестве первого союзника Люфтваффе едва ли могли быть полноценными, так как на вооружение состояли довольно устаревшие типы авиатехники. Но тем не менее сам факт участия словаков в войне с Польшей, а позднее с СССР, был умело использован гитлеровской пропагандой. Что же касается боевых качеств, то сами ВВС Словакии были скорее "занозой" в теле Люфтваффе, нежели "мизинцем на руке".

После окуппации 15 марта 1939 года Германией Чехословакии Словацкая республика была объявлена суверенной. Сразу же стали создаваться и ВВС, сформированные на базе ВВС Чехословакии. Словаком досталось 358 боевых самолета, в том числе 66 Авиа В-534, 16 Вк-534 и 101 Летов С-328. Почти вся боевая авиация, за исключением подразделений, переброшенных в Словакию в сентябре 1938 года во время всеобщей мобилизации, входила в 3-й авиаполк имени генерала Штефаника. В его состав входило 4 боевые перути (по чисслености сответствующие полкам) и одна запасная. Первые включали в себя 12 леток (эскадрилий),а последнняя - различные учебные и технические подразделения. Основной авиабазой были Пештяны. В полку насчитывалось до 1400 человек, командующим был подполковник Я. Амбруш, известный пилотажник.

В конце 1940 года все словацкие авиационные подразделения участвовали в боях с венграми. Словакам эта мини-война стоила 12-ти сбитых самолетов, 5 авиаторов погибли, один попал в плен и один был ранен.

Готовящаяся к нападению на Польшу Германия планировала привлечь к этой операции и вооруженные силы Словакии. На территории страны располагались части вермахта и Люфтваффе (на словацких аэродромах базировалось 175 самолетов из состава 4-го Воздушного флота). Однако действия были весьма ограниченными. По словацким данным один польский самолет был сбит, а второй - предположительно.

В конце июля 1941 года все шесть действующих эскадрилий были отправлены на Восточный фронт. Участвуя в боях на киевском направлении, словаки показали себя не с лучшей стороны, так из всех В-534 остался всего один, который был отправлен домой. Часты были случаи перелета на советскую сторону. Вся авиатехника была изношенной и срочно нуждалась в замене. Германская сторона обратила на это внимание только в 1942 года, когда были переданы следующие самолеты: 30 Клемм Кл-35В, 30 Фокке-Вульф ФВ-44, 30 Гота Го-145, 6 Арадо Ар-96Б, 10 французских С-445. Кроме того были предоставлены и более современные самолеты: 10 трехмоторных СМ-84бис, 14 разведчиков ФВ-189, 10 Фиезлеров "Шторьх", два Хе-111, 14 Мессершмиттов Ме-109Е, 2 Юнкерса Ю-52 и 6 Юнкерсов В-34.

Тем временем из словацких летчиков была сформирована истребительная эскадрилья (№14). Обученная в Германии эскадрилья получила истребители Ме-109Е. Это подразделение участвовало в войне с СССР, где действовали в районе Майкопа, прикрывая подразделения "Словацкого стойкого дивизиона". Эффективность действий была очень низкой, что однако не помешало доктору Геббельсу заявить о 154 сбитых советских самолетах. На самом деле эта цифра не соответвует действительности, так как словацкие пилоты избегали участвовать в столкновения с советскими истребителями, при одном их появлении уходили домой.

В другом подразделении потеряли пятерых военнослужащих унтер-офицерского состава, которые угнали одну Авиа Б-71 (чешская копия знаменитого СБ) в Турцию, а затем в Египет. Там они попали в одну из частей Чешских Воздушных Сил. Мало того, при отступлении словаки потеряли несколько "мессеров" из-за недостатка топлива.

Очередное "пришествие" ВВС Словакии на Восток было связано с несением службы на оккупированной советской территории. На севере Украины была сформирована Оккупационная дивизия, основной задачей которой была борьба с партизанами. На их авиационное прикрытие была направлена и "Скупина Вздушных Збрани", состоящая из 6 разведчиков и 12 истребителей Авиа В-534.

"Скупина" прибыла на житомирский аэродром в конце 1942 года июля и находились там до 25 октября 1943 года. За это время изношенные самолеты выполнили несколько сот боевых вылетов на поиск и уничтожение партизанских отрядов. Правда к тому времени и ПВО партизан было значительно усилено и несколько самолетов и летчиков было потеряно.

В 1944 году основное внимание словаков было приковано к защите собственного воздушного пространства от налетов союзной авиации. В результате несколько "Летающих крепостей" было сбито, однако потери личного состава были весьма высокими.

А 31 августа началось Словацкое народное восстание. В вовсстании активное участие приняла "Комбинована летка", в состав которой входило 57 самолетов различных типов. С 30 августа по 10 октября ее пилоты выполнили 350 боевых вылетов, без собственных потерь, при этом сбили 6 немецких самолетов и уничтожили около 130 целей на земле. Когда стало ясно, что восстание разгромлено, находившиеся в летном состоянии самолеты были перегнаны на контролируемую советскими войсками территорию. Оставшаяся матчасть попала в руки немцев. Авиация Словакии прекратила свое существование, что было оформлено соответвуюшей директивой.

Всего, по словацким данным, с марта 1939 года по июнь 1944 пилоты сбили примерно 215 венгерских, польских, советских, американских самолетов. Собственные потери составили 67 машин (22 В-534, 13 С-328, 32 Ме-109) и 157 человек.

Словацкие ВВС просуществовали чуть более пяти лет - пяти лет постоянной головной боли немецкой военной миссии в Братиславе, контролировавшей действия этой маленькой воздушной армии.

Новый этап истории ВВС был связан с получением независимости этой страной и распадом ЧССР. Впервые новые знаки ВВС появились на самолетах 18 марта 1993 года: это были Л-39 "Альбатрос", Л-410 и Ан-24, ранее принадлежавшие ВВС ЧССР. Вообще раздел страны произошел относительно безболезненно и ВВС Словакии на данном этапе представляли собой весьма внушительную силу, имея кроме всего прочего на вооружении новейшие истребители МиГ-29.

Самолеты и вертолеты, доставшиеся ВВС Словакии после раздела ЧССР в 1992 году:

Тип ЛА

Количество

МиГ-21МФ 49
МиГ-21Р 8
МиГ-21УМ \ УС 11\2
МиГ-29 \ УБ 9\1
Су-22М-4 18
Су-22УМ-3 3
Су-25К \ УБК 12 \ 1
Ан-12 1
Ан-24 2
Ан-26 2
Як-40 1
Л-29 "Дельфин" 17
L-39 C\V\ZA\MS 8\2\9\2
L-410 MA\T\UVP\FG 2\3\2\2
Ту-154 Б-2 1
Ми-2 17
Ми-8\ППА 8\1
Ми-17 \ Z-2 15 \ 2
Ми-24 Д\ДУ 8\1
Ми-24В 10

 

Похоже ВВС в ближайшее время ожидают перемены, так как в 1999 году страна вступила в НАТО и было заявлено, что в течение ближайших лет вооруженные силы страны должны быть перевооружены по НАТОвским стандартам. Что касается ВВС, то основным самолетом ВВС Словакии будет либо американский Ф-16 либо один из его европейских соперников - "Миражей" или "Торнадо". Сейчас же ВВС укомплектованы личным составом, подготовленным еще в социалистической Чехословакии и переход на новую технику будет связан с большими трудностями. Но время покажет.

 

 




Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100