Непрекращающаяся гражданская война в самом большом государстве Африки-Конго-заставляет поближе рассмотреть само начало этого конфликта. Для специалистов, изучающих применение авиации в локальных войнах ХХ века не было бы ничего примечательного, если бы не масштабное участие на стороне Катанги многочисленных европейских наемников. Да и в конфликте 1961-63 годов очень даже активно применялась авиационный корпус войск ООН, состоявший исключительно из самолетов и пилотов нейтральных стран. Все эти причины заставляют поближе присмотреться к этой гражданской войне.
|
Рис.1 Карта событий |
А чтобы лучше понять сам узел противоречий для начала немного истории.
В последней четверти XIX века Бельгия, умело играя на противоречиях между Англией, Францией, Германией и США, смогла установить свой контроль над громадной территорией в самом центре Африки. Большая часть древнего африканского государственного образования Конго была объявлена "Свободным государством", которое в 1908 году стало бельгийской колонией. Северо-западную часть страны захватила Франция, создав колонию Французское Конго.
К концу 50-х годов в обоих Конго усилилось движение за независимость. В феврале 1958 года Французское Конго стало "автономным государством" в составе Французского Сообщества, а 14 августа обрело независимость. После вооруженных восстаний в Елизабетвиле (Лулумбаши) и Леопольдвиле (Киншасе) бельгийское правительство было вынуждено пойти на переговоры с местной оппозицией. На Брюссельской конференции в феврале 1960 года было решено, что 30 июня Конго станет независимым государством, но на его территории останутся бельгийские войска.
Бельгия не сделала ничего, чтобы хоть как-то подготовить свою колонию к независимости. Из всего 14-миллионного чернокожего населения Конго только 17 человек имели высшее образование. Брюссель рассчитывал, что новорожденное государство не сможет самостоятельно справиться с навалившимися на него проблемами и попадет в полную зависимость от бывшей метрополии. Но если первая половина плана была реализована полностью (конголезцы оказались не в состоянии управлять столь огромной страной), то по второму пункту бельгийское правительство потерпело полное фиаско. В развернувшейся кровавой междоусобице бельгийцы быстро потеряли контроль над ситуацией.
На политической арене Конго сражались за власть три основные фигуры: сторонник централизации Патрис Лумумба, федералист Йозеф Касавубу и сепаратист Моис Чомбе. На предварительных выборах победу одержало Национальное движение Конго, и Патрис Лумумба был избран премьер-министром. Йозеф Касавубу стал президентом федеративного государства Конго, поделенного на шесть провинций, в каждой из которых имелось свое правительство.
Через полтора месяца после провозглашения независимости Моис Чомбе, глава провинции Катанга (Шаба), где находились богатейшие залежи меди, разрабатываемые западными компаниями, объявил Лумумбу агентом Кремля (что полностью соответствовало действительности) и отказался подчиняться центральному правительству. Сепаратистские устремления Чомбе поддержала Бельгия, боявшаяся, что Москва положит глаз на медные рудники и алмазные копи. В итоге в Конго началась гражданская война.
Лумумба сразу обратился за помощью в ООН. В ответ был послан военный контингент.
|
Рис.2 Самолеты J.29
Tunan из шведской эскадрильи J22, Камина
Конго, 1962 год |
Изначально вооруженные силы Катанги строились на основе привлечения наемников из стран Европы. Кроме всего прочего был создан и воздушный компонент. Так называемые ВВС Катанги начали формироваться в июле-августе 1960 года. Основу их на начальном этапе составили военнослужащие и техника близлежащей базы ВВС Конго-Н'Доло. Основной авиабазой стал аэродром Луано-небольшой городишко вблизи столицы-г. Элизабетвилль. Но что это были за ВВС! Самое большое количество было гражданских лайнеров D.H Dove-аж 9 штук, однако только два из них прошли капитальный ремонт в ЮАР. Кроме того, было еще 8 учебно-тренировочных Т-6 "Тексан" и по одному экземпляру самолетов и вертолетов различных типов как-то D.H Heron, Sykorsky S-55, Allouet II. Так как обученных африканских пилотов просто не было, то все летные места были заняты европейцами-наемниками.
Правительственные же ВВС не представляли собой никакой силы, а были представлены несколькими совершенно устаревшими тренировочными бипланами "Джипси Мот". Полученные Лумумбой летом 1960 года 10 самолетов советского производства (из которых по крайней мере несколько были типа Ил-14) и пять вертолетов не были освоены личным составом. А прибывшие 60 советских советников в боевых действиях не учавствовали.
С первого же дня существования ВВС стали применяться для поставки припасов и вооружения в другую мятежную провинцию-Южный Касаи. В сентябре все наличные самолеты были привлечены для эвакуации европейцев из тех районов, куда должны были вступить правительственные войска. В этот же период впервые стали применяться летательные аппараты как ударные. Из единственного S-55 сбрасывали на головы войскам ручные гранаты. Широко стали применяться и транспортные самолеты, с которых в люки сбрасывали самодельные бомбы.
В начале января следующего 1961 года ВВС Катанги получили значительное пополнение: из состава ВВС Бельгии было получено три реактивныех учебно-тренировочных самолета СМ.170 "Мажистер". 31 января было отмечено и первой потерей: при бомбардировке районов озера Пемба в результате самовзрыва бомбы в салоне Dove (КАТ-20) самолет был потерян. После этого от такого использования самолетов отказались и стали переделывать их в некое подобие "ганшипов": снималась боковая дверь и ставился крупнокалиберный пулемет в проем.
В это время вооруженные силы Катанги, в основе которых был отряд наемников во главе со знаменитым Майклом Хоаром (по прозвищу "Бешеный Майкл"), начали освобождение северных районов страны от правительственных сил. Так, в марте тройка Dove способствовала освобождению стратегического населенного пункта-г. Маноно.
28 июня 1961 года разбился первый из "Мажистеров". Причем потеря была небоевой и очень обидной. Бельгийский пилот отрабатывал фигуры высшего пилотажа для военного парада в честь Дня Независимости Катанги и не справился с управлением. В июле возникли проблемы с двигателем другого такого самолета-из-за отсутствия специалистов самолет так и остался на земле.
В августе 1961 года произошел коренной перелом в боевых действиях: Генеральный Секретарь ООН У Тан впервые в истории этой организации санкционировал массированное применение вооруженных сил против сепаратистов Катанги. В числе прочего была создана и мощная авиационная группировка. До этого момента авиационная группировка в зоне ответственности сил ООН в других регионах была представлена исключительно транспортными и разведывательными самолетами. На этот раз авиационная группировка ООН возглавлялась генералом канадских ВВС Моррисоном и состояла из ударной группы, представленной шестью фронтовыми бомбардировщиками ВВС Индии "Канбера" и 6 Сааб J-29 ВВС Швеции. Воздушное прикрытие осуществляли шесть истребителей F-86 Sabre ВВС Эфиопии. Комбинированная транспортная эскадрилья была представлена в основном канадскими транспортниками и "Дакотами" ВВС Аргентины и Бразилии. Также было задействовано и 16 С-119 ВВС Италии.
С одной стороны для пилотов и техников нейтральных стран такого рода боевые действия были единственной возможностью получить ценный боевой опыт, но с другой стороны такого рода "услуги" очень хорошо оплачивались с кармана ООН и всех пилотов ВВС ООН таким образом можно рассматривать как наемников!
|
Рис.3
Бомбардировщик Canberra B(I).Mk.58 Индийских
ВВС, провинция Касай Конго, 1961-62 гг. |
Присутствие профессиональных вооруженных сил европейских государств практически сразу принесло ощутимые результаты: уже 28 августа в результате операции войсками ООН был захвачен аэродром в Луано, где было уничтожено большинство самолетов и вертолетов ВВС Катанги. Однако, рассредоточенные на аэродромах в Кисенегеи и Колвези машины не пострадали и продолжали наносить заметный урон миротворцам.
Чомбе и его европейские покровители позаботились и о возобновлении парка ВВС: на мировом "черном" рынке вооружений было закуплено два Дорнье До.28А, четыре Пайпера РА-24 "Команч".
Оставшийся "Мажистер" продолжал очень активно использоваться, и не без успеха. Так, 13 сентября француз Жозе Магейн уничтожил только в одном вылете две индийских бронемашины и обстрелял подразделение ирландских миротворцев. В последующие дни одинокий самолет нанес несколько ударов по аэродромам ВВС ООН: на Луано им было уничтожено несколько самолетов и серьезно повреждена контрольная башня, а аэродром в Баке вообще на несколько месяцев был выведен из активной эксплуатации.
Однако, превосходство было на стороне ООН и вскоре контингент ООН совместно с правительственными войсками смог захватить и столицу мятежной провинции. Во время пресс-конференции, на которой присутствовало много журналистов и высокопоставленные чины ООН, было заявлено об полном уничтожении ВВС Катанги. Каково же было изумление всех, когда "Мажистер" атаковал здание, в котором проводилась эта победная пресс-конференция. К счастью, никто не пострадал, однако было видно, что до окончания кампании еще очень далеко.
В сентябре-октябре 1961 года произошло и некоторое усиление ВВС Катанги-через ЮАР прибыло 10 учебно-тренировочных "Тексанов" вместе с пилотами и механиками. По прибытии самолеты получили узлы подвески и сразу были брошены в бой. Стоит отметить, что эта группа возглавлялась известным впоследствии наемников-польским асом времен Второй Мировой войны Яном Зумбахом. Этот пилот во время войны сбил 12 немецких самолетов и впоследствии "отметился" еще в нескольких конфликтах на территории Африки, включая печально известную Биафру.
Следует также сказать о том, что несмотря на то, что ООН-вский контингент действовал совместно с правительственными войсками, однако пилоты и техники не были в безопасности. Так, в 1961 году произошел совершенно дикий случай, после которого Италия отозвала свой контингент из этой страны. А произошло следующее: 13 итальянских пилотов С-119 были похищены восставшими солдатами Конголезкой армии: расчленены, а затем были съедены или проданы на местном рынке. Эта трагедия ясно показывает, что такое Конго и что собой представляет война там.
5 декабря все наличные самолеты Чомбе нанесли мощный бомбовый удар по позициям ООН. В ответ двое суток шведские J-29 и индийские "Канберры" обрабатывали аэродромы их базирования. Были достигнуты весомые успехи: на земле был поврежден (и больше не поднимался в воздух) "Мажистер" и три До.28. При налетах огнем с земли была повреждена одна из "Канберр". Хотя экипаж смог благополучно посадить поврежденную машину, однако обоих индийцев пришлось отправить в госпиталь.
Еще год продолжалась агония Катанги. Белые наемники после первых поражений стали покидать ставшую негостеприимной страну, что почти полностью приковало ВВС к земле. 19 октября 1962 года было отмечено последним крупным вылетом ВВС Катанги. Тогда все оставшиеся Т-6 атаковали правительственные войска в северной Катанге, сбросив около 70 бомб.
29 декабря 1962 года все пригодные площадки для базирования ВВС мятежников были атакованы ООН-вскими самолетами. Было уничтожено два только прибывших "Вампира", 6 "Texan", Dove, Piper "Comanch" и D.H Rapide. Эта атака практически поставила точку на историю ВВС Катанги. Четырнадцать оставшихся самолета были в срочном порядке были эвакуированы в Анголу. А буквально через неделю Чомбе заявил о прекращении всякого сопротивления и бежал в Родезию, а оотуда в Европу. Так был подавлен этот мятеж, который однако положил начало непрекращающейся до наших дней нестабильности в этом регионе мира.
Самолеты и вертолеты, принимавшие участие в событиях 1960 в Конго-Катанге
Авикомпания "AIR KATANGA"
Создана в Бельгии с уставным капиталом в
20 миллионов бельгийских франков.
На первом этапе большую техническую и организационную помощь оказали сотрудники авиакомпании
"Sabena" (прежде всего головной офис в
Элизабетвиле. Оттуда же были и практически все лайнеры. Распущена в марте
1962 года.
Обозначение |
Тип |
c/n |
Предыдущие обозначение |
В строю с |
списан |
Дальнейшая судьба |
KA-TCA |
Douglas C-47B-10-DK Dakota IV |
14799/ 26244 |
USAAF 43-48983 1943, RAF KJ952 1944, Air
Charter G-AMSR 1952, Wenela Air Service ZS-DJZ 1954, VP-YSO 1960, Air Namibia ZS-DJZ 1960 |
1960 |
28
августа 1961 |
Захвачен миротворцами ООН на аэродроме
Elisabethville-Luano. Передан а\к "Genrec"
как 9Q-CGC, затем
Inter-Fret Transport Aérien 9Q-CGW, International Trans Air Business, Ragusa Aeromundo CS-AZL 1989, Air Umbria. Последний раз
был замечен на аэродроме Perugia (Италия) под разделкой.
|
|
OO-ABS |
Douglas DC-4-1009 |
43095 |
Sabena OO-CBH (2) 1947, Persian Air
Service EP-ADS 1959, OO-ABS (2) 1961 |
январь
1961 |
26
апреля 1961 |
Захвачен повстанцами. Летал в составе
Air Congo как 9Q-CBH
9/08/1963, Air Zaïre. Разбился в катастрофе в
Gemena 7/03/1974 |
|
OO-ADN |
Douglas DC-4-1009 |
43099 |
Sabena OO-CBP 1947, Sabena-Congo 1960,
Lebanese International Airways OD-AND 1960, Sabena OO-ADN (2) 1960 |
23
августа 1960 |
28
августа 1961 |
Захвачен войсками ООН на
Elisabethville-Luano. Уничтожен в ходе налета
Fouga KAT-92 15/09/1961,
списан 5/10/1961 |
|
OO-AUL |
Douglas DC-3D |
42968 |
NC34972 1942,
Sabena OO-AUL 1946, Sabena-Congo 1949 |
10
июля 1960 |
5
декабря 1961 |
Возвращен в Бельгию в а\к
Aviaco как EC-ASL
28/04/1962, Sabena OO-AUL 19/12/1962, Air Congo 7/03/1963 9Q-CUL, использовался для переброски наемников из
Kariba в Kisangani
7/07/1967, в составе португальских ВВС как FAP 6169.
Уничтожен в Cuito Cuanavale (Ангола)
31/03/1973 |
|
OO-AUX |
Douglas C-47A-35-DL"DC-3C |
9662/ 43088 |
USAAF 42-23800 1942, Sabena OO-AUX 1947,
Sabena-Congo 1948 |
23
августа 1960 |
28
августа 1961 |
Захвачен войсками ООН на аэродроме
Elisabethville-Luano. Передан а\к
Sabena как 9O-CUX,
возвращен в Бельгию 1/12/1961, Delta Air Transport.
Поврежден во время аварийной посадки на аэродром Schiphol 8/05/1970.
Использовался как клуб в Антверпене с
1/06/1970, Вычеркнут из реестра
13/03/1972, утилизирован в сентябре
1973 |
OO-AWF |
Douglas C-47A-25-DK Skytrain |
13486 |
USAAF 42-93561 1942, RAF KG669, Sabena OO-AWF
1946, Sabena–Congo 1951 |
10
июля 1960 |
28
августа 1961 |
Sabena (9O-CUI), Air Congo 9O-CUF 1962,
9Q-CUF, в составе ВВС Заира как
9T-PKW |
|
OO-AWL |
Douglas C-47A-80-DL Skytrain |
19551 |
USAAF 43-15085 1943, RAF TS427, Sabena OO-AWL
1947, Sabena-Congo 1952 |
10
июля 1960 |
28
августа 1961 |
Sabena (9O-CUH), Usumbura 1962, Air Congo
1961 9Q-CUH, в ссотаве ВВС Заира как 9T-PKZ 1973 |
OO-AWZ |
Douglas C-47A-30-DK |
13847/ 25292 |
USAAF 43-48031 1943, RAF KG748, G-AIOD,
LX-LAB, Cobeta OO-APB (3), Sabena OO-AWZ 1950, Sabena-Congo 1950 |
10
июля 1960 |
15
октября 1960 |
Sabena, Aviaco EC-ASM 29 1962, Sabena OO-AWZ
1962 (C-47 cargo), Nigerian Airways, затем ВВС Нигерии какNAF-303 1969,
списан 1972, утилизирован
1977 |
|
OO-CBB |
Douglas DC-3-455"C-49K"DC-3A |
6339 |
(Eastern Air Lines NC30037) 1943, USAAF
43-2015 1943, Sabena OO-CBB 1945, Sabena-Congo 1946 |
23
августа 1960 |
24
апреляl 1961 |
Sabena , Air Congo 9O-CBB 3/06/1961, 9Q-CBB
2/08/1963 поврежден в Kasongo 18/04/1964, FAC 9T-PKR 1971,
разбился вблизи Watsa 1972 |
|
OO-CBX |
Douglas C-47B-35-DK |
16476/ 33224 |
USAAF 44-76892 1944, RAF KN589 1945, Orient
Airways AP-ACV 1948, Sabena OO-CBX 1953, Sabena-Congo 1953 |
23
августа 1960 |
28
августа 1961 |
Захвачен войсками ООН в
Elisabethville-Luano, передан
Sabena 11/09/1961, Usumbura март
1962, в Брюсселе с 5/05/1962,
капитальный ремонт в BIAS 19/04/1967, продан
Linair N6896 1970, Southern Air Parcel Inc. N4241P, Частный (Доминиканская
республика) HI-374, списан
19/05/1981 |
OO-SCQ |
Convair CV-440 -61 “Metropolitan” |
368 |
Sabena OO-SCQ 1956, Sabena-Congo 1960 |
август
1960 |
1960 |
Sabena (52 PAX),
в строю до 1967, Frontier Airlines N73165 1967 ("CV-580),
European Air Transport, разобран на запчасти в 1988,
списан 1994 Melsbroek |
OO-SED |
Cessna 310B |
35611 |
(N5411A), Sabena OO-SED 1957 |
10
июля 1960 |
28
августа 1961 |
возвращен Sabena Grimbergen,
на хранении до 1982, продан в США как
N611CE 1985, списан
1985 |
ВВС Катанги (Avikat) :
Обозначение |
тип |
c/n |
Предыдущая регистрация |
В строю с |
до |
Примечания |
KAT-01 / KA-THA ? |
De Havilland DH-114 Heron 2 |
14055 |
(G-ANPV), AVIFP OT-CGG (3) 1954, (9O-CGG)
1960, D1/OT-CFZ 1960 |
23
августа 1960 |
28
августа 1961 |
Захвачен войсками ООН на
Elisabethville-Luano. Хранился на открытом воздухе до
1967, после чего списан по износу. |
KAT-02 |
Douglas C-47B-25-DK |
15810/ 32558 |
USAAF 44-76226 1944, RAF KN305 1945, USAAF
1947, FAB K21/OT-CWJ type VIP 1950 |
23
августа 1960 |
28
августа 1961 |
Захвачен войсками ООН на
Elisabethville-Luano. Хранился на открытом воздухе до
1964,
после чего списан по износу. |
|
KAT-03 |
Douglas C-47B-25-DK |
15809/ 32557 |
USAAF 44-76225 1944, RAF KN304 1945, USAAF
1947, FAB K19/OT-CWI 1950, Sabena OO-SMB 1952, FAB 1953 |
23
августа 1960 |
28
августа 1961 |
По одним данным захвачен войсками ООН на
Elisabethville-Luano, по другим разбился
25/01/1961 |
|
KAT-04 |
Douglas C-47B-10-DK
Skytrain |
14814/ 26259 |
USAAF 43-48998 1943, RAF KJ966 1944, USAAF
1946, Swissair HB-IRL 1947 |
5
февраля 1961 |
28
августа 1961 |
Использовался как набор запчастей. Захвачен войсками
ООН на Elisabethville-Luano |
KAT-11 |
De Havilland DH-104 Dove 2 |
04080 |
AVIFP OT-CGG (2) 1950, D11/OT-CFK 1954 |
23
августа 1960 |
12
декабря 1961 |
Уничтожен в ходе налета
Saab J29 на аэродром Ngule |
|
KAT-14 |
De Havilland DH-104 Dove 1B |
04367 |
AVIFP D14/OT-CFM 1952 |
23
августа 1960 |
28
августа 1961 |
Захвачен войсками ООН на
Elisabethville-Luano |
KAT-15 / KA-T15 / KA-TDA |
De Havilland DH-104 Dove 1B |
04442 |
AVIFP D15/OT-CFN 1953 |
23
августа 1960 |
27
января 1963 |
В ЮАР на капитальном ремонте. Летал в составе
Air Congo 9Q-COB 15/12/1964, 9T-DGA, разбился в
Ndjili в 1965 |
KAT-17 |
De Havilland DH-104 Dove 1B |
04447 |
AVIFP D17/OT-CFQ 1954 |
23
августа 1960 |
28
августа 1961 |
по одним источникам захвачен ООН на
Elisabethville-Luano и списан. По другим летал в составе ВВС Конго как
9T-P41 |
KAT-18 |
De Havilland DH-104 Dove 1B |
04154 |
Central African Airways VP-YHV “Hoopoe” 1948,
AVIFP D18/OT-CFR 1952 |
23
августа 1960 |
28
августа 1961 |
Захвачен войсками ООН на
Elisabethville-Luano |
KAT-19 |
De Havilland DH-104 Dove 1B |
04013 |
Sabena OO-AWE 1947, Institut Géographique du
Congo belge 1953, AVIFP D19/OT-CFS 1956 |
23
августа 1960 |
28
августа 1961 |
По одним источникам захвачен войсками ООН на
Elisabethville-Luano, по другим никогда не входил в состав
Avikat и летал в конголезских ВВС как
9T-P42 |
KAT-20 |
De Havilland DH-104 Dove 1"5 |
04103 |
Compagnie des Chemins de Fer du Congo
Supérieur et des Grands Lacs Africains OO-CFE 1947, Sabena 1949, Institut Géograghique du Congo belge 1953, AVIFP D20/OT-CFT 1956 |
23
августа 1960 |
31
января 1961 |
пропал в ходе боевого вылета в районе озера
Upemba |
|
KAT-22 / KA-T22 |
De Havilland DH-104 Dove 5 |
04507 |
FAB D22 1959 |
23
августа 1960 |
27
января 1963 |
Эвакуирован на аэродром Луанды (Ангола)списан в
1965 |
|
KA-25 “Penny” |
North American Texan T-6C-1-NT
"Harvard IIA |
88-13598 |
USAAF 41-33752 1941, RAF EX779, SAAF 7409
1942, FAB H43 1947, COGEA OO-GDM 1962 |
сентябрь
1962 |
3
января 1963 |
Перегнан на аэродром
Jadotville-Kamatanda после налета
Saab J29 UN на de Kolwezi
26/12/1962, захвачен войсками ООН, передан конголезским ВВС 14/02/1964,
но никогда не летал и списан |
KA-26 |
North American Texan AT-6C-1-NT
"Harvard IIA |
88-9260 |
USAAF 41-33154 1941, RAF EX181, SAAF 7045
1942, FAB H18 1947, COGEA OO-GEQ 1958 |
сентябрь
1962 |
27
января 1963 |
Эвакуирован в Луанду, списан |
KA-27 |
North American Texan AT-6C-1-NT
"Harvard IIA |
88-9689 |
USAAF 41-33246 1941, RAF EX273, SAAF 7184
1942, FAB H36 1947, COGEA OO-GES 1958 |
сентябрь
1962 |
27
января 1963 |
Эвакуирован в Луанду, списан |
KA-28 |
North American Texan AT-6C-1-NT
"Harvard IIA |
88-10014 |
USAAF 41-33344 1941, RAF EX371, SAAF 7187
1942, FAB H26 1947, COGEA OO-GEN 1958 |
сентябрь
1962 |
январь
1963 |
Поврежден в ходе налета
SAAB J29 UN. Взорван на аэродроме Jadotville-Kamatanda
|
KA-29 |
North American Texan AT-6C-1-NT
"Harvard IIA |
88-12067 |
USAAF 41-33596 1941, RAF EX623, SAAF 7344
1942, FAB H42 1947, COGEA OO-GDL 1962 |
сентябрь
1962 |
29
декабря 1962 |
Уничтожен в ходе налета
Saab J29 UN на аэродроме
Kolwezi-Kengere |
|
KA-30 “Babette” |
North American Texan AT-6C-1-NT
"Harvard IIA |
88-12327 |
USAAF 41-33634, RAF EX661, SAAF 7315 1942,
FAB H31 1947, COGEA OO-GER 1958 |
сентябрь
1962 |
29
декабря 1962 |
Уничтожен в ходе налета
Saab J29 UN на аэродроме
Kolwezi-Kengere |
KA-31 |
North American AT-16-Noorduyn
"Harvard IIB |
14A-2415 |
RCAF KF715 1943, FAB H67 1951, COGEA
OO-GDP 1962 |
сентябрь
1962 |
30
декабря 1962 |
Уничтожен в ходе налета
Saab J29 UN на аэродроме
Kolwezi-Kengere |
KA-32 |
North American AT-16-Noorduyn
"Harvard IIB |
14A-2115 |
RCAF KF415 1943, FAB H52 1949, COGEA
OO-GDO 1962 |
сентябрь
1962 |
27
января 1963 |
эвакуирован на аэродром
Vila Luso (Ангола), списан |
|
KA-33 |
North American Texan AT-6C-1-NT
"Harvard IIA |
88-10554 |
USAAF 41-33434 1941, RAF EX461, SAAF 7210
1942, FAB H28 1947, COGEA OO-GEO 1958 |
сентябрь
1962 |
27
января 1963 |
эвакуирован на аэродром Луанда (Ангола), списан |
KA-34 |
North American Texan AT-6A
"Harvard IIA |
78-6562 |
USAAF 41-16184 1941, NC55725, FAB H48
1947, COGEA OO-GDN 1962 |
сентябрь
1962 |
январь
1963 |
взорван при отступлении катангийскими войсками на
аэродроме Jadotville-Kamatanda |
|
KAT-40 / KA-40 |
Douglas C-47A-90-DL"EC-47N |
20455 |
USAAF 43-15989 1943, TC-ARA 1955, N55U 1956,
République Dominicaine HI-40 1957 |
август
1962 |
27
января 1963 |
задержан на аэродроме Луанда (Ангола) португальскими
войсками за контрабанду валюты |
KAT-42 |
Sikorsky H-19D (S-55C) |
55-1276 |
AVIFP S42 1959 |
23
августа 1960 |
13
сентября 1961 |
захвачен войсками ООН на аэродроме
Elisabethville-Luano, разобран на запчасти |
KAT-43 (не
нанесен) |
Sikorsky S-58C |
58-324 |
Sabena OO-SHG 1956 |
27
сентября 1960 |
декабрь
1962 |
после ремонта передан
Sabena, включен в состав ВВС Бельгии как
B9/OT-ZKI 1962, разбился
21/09/1964 в Koksijde |
KAT-44 (не
нанесен) |
Sikorsky S-58C |
58-395 |
Sabena OO-SHM 1957 |
27
сентября 1960 |
декабрь
1962 |
после ремонта передан
Sabena, затем ВВС Бельгии как
FAB B13/OT-ZKM 1962, разбился
15/10/1971 в Broichweiden (Германия) |
KAT-52 |
Sud Aviation Alouette II SE-3130 |
1365/166C |
AVIFP A52 1960 |
23
августа 1960 |
28
августа 1961 |
захвачен войсками ООН в
Elisabethville-Luano, списан |
KAT-53 |
Sud Aviation Alouette II SE-3130 |
1366/167C |
AVIFP A53 1960 |
23
августа 1960 |
28
августа 1961 |
по одним данным захвачен войсками ООН на
Elisabethville-Luano и списан, по другим летал в составе ВВС Конго как
FAZ-1366 |
KAT-61, 64 & 65 |
Piper PA-18 Super Cub |
? |
? |
начало
1961 |
28
августа 1961 |
поврежден в аварии перед захватом
Elisabethville-Luano войсками ООН |
? |
захвачен войсками ООН в
Elisabethville-Luano, перегнал на аэродром
Ndola (Северная Родезия),
снова летал в составе Avikat |
KAT-62 |
18-7438 |
28
августа 1961 |
захвачен войсками ООН в
Elisabethville-Luano |
KAT-63 |
? |
27
января 1963 |
эвакуирован в Луанду (Ангола) |
KAT-71 |
Piper PA-22 Caribbean |
|
? |
начало
1961 |
28
августа 1961 |
захвачен ООН на
Elisabethville-Luano |
KAT-72 |
22-3603 |
27
января 1963 |
эвакуирован в Луанду (Ангола) |
KAT-73 |
22-7587 |
28
августа 1961 |
захвачен ООН на
Elisabethville-Luano, затем
9Q-CWM ? |
KAT-74 |
22-7217 |
28
августа 1961 |
захвачен ООН на
Elisabethville-Luano |
KAT-75 |
Piper PA-22 Tri-Pacer |
22-4638 |
ZS-CFO |
март
1961
|
13
сентября1961 |
захвачен ООН на
Albertville, отремонтирован и передан ВВС Конго в феврале
1964 |
KAT-76 |
22-5484 |
ZS-CHW |
28
августа 1961 |
захвачен ООн на
Elisabethville-Luano |
KAT-77 |
22-5136 |
?
|
28
августа 1961 |
захвачен ООн на
Elisabethville-Luano |
KAT-78 |
? |
28
августа 1961 |
захвачен ООн на
Elisabethville-Luano |
KAT-81, 111 & 119 |
Piper PA-24 Commanche |
24-2271
24-2281
24-2431 |
ZS-CRC |
февраль
1962 |
? |
? |
? |
29
декабря 1962 |
уничтожен на
Kolwezi-Kengere в результате налета
Saab J29 UN |
? |
27
января 1963 |
эвакуирован в Луанду (Ангола) |
|
KAT-91 |
Potez Fouga Magister CM-170 |
294 |
- |
8
апреля 1961 |
28
июня 1961 |
разбился в
Elisabethville |
|
KAT-92 |
Potez Fouga Magister CM-170 |
295 |
- |
8
апреля 1961 |
июль
1961 |
не летал из-за проблем с двигателем. захвачен ООН на
Elisabethville-Luano, хранился на открытом воздухе, списан в
1964 по износу |
|
KAT-93 |
Potez Fouga Magister CM-170 |
296 |
- |
8
апреля 1961 |
27
января 1963 |
поврежден в
Kolwezi после налета Saab J29
UN, эвакуирован поездом в Kisenge.
Потом в Анголу, списан в Луанде |
KA-131 |
Lockheed 1808 Lodestar |
2052 |
ZS-ATF 1941, SAAF 248, Deta CR-AEP 1954 |
1962 |
27
января 1963 |
эвакуирован в Луанду (Ангола) |
KA-3016 / KA-016 |
Dornier Do-28A-1 Skyservant |
3016 |
D-IBIG 1961 |
21
сентября 1961 |
март
1962 |
разбился
Kolwezi-Kengere |
KA-3017 / KA-017 |
Dornier Do-28A-1 Skyservant |
3017 |
D-IBIH 1961 |
15
октября 1961 |
январь
1962 |
оставлен в
Lusaka (Северная Родезия)
после аварии в Kipushi |
KA-3018 |
Dornier Do-28A-1 Skyservant |
3018 |
D-IBIK 1961 |
15
октября 1961 |
4
ноября 1961 |
после аварии из отсутствия запчастей не летал. стоял на
аэродроме Kolwezi-Kengere |
KA-3019 |
Dornier Do-28A-1 Skyservant |
3019 |
D-IBIL 1961 |
15
октября 1961 |
5
декабря 1961 |
уничтожен в результате налета
Canberra UN на
Kolwezi-Kengere |
KA-3020 / KA-020 ? |
Dornier Do-28A-1 Skyservant |
3020 |
D-IBIM 1961 |
15
октября 1961 |
15
декабря 1961 |
разбился недалеко от
Solwezi (Северная Родезия) |
KA-ADJ |
Douglas C-54A-10-DC"R5D-1"DC4 |
10323 |
USAAF 42-72218 1942, USNAVY 39170, Pan
American Airways N88932 1947, CF-CUK 1951, N9940F 1954, Iran Air EP-ADJ 1958 |
октябрь
1961 |
6
декабря 1961 |
уничтожен в ходе налета
Canberra UN на
Kolwezi-Kengere |
|
KA-DFN |
Douglas C47A-1-DK Skytrain |
12161 |
USAAF 42-92368 1942, RAF FZ606, SAAF 6826
1942, Wenela Air ZS-DFN |
? |
6
декабря 1961 |
использовался как связной, уничтожен в результате
налета Canberra UN на
Kolwezi-Kengere |
KA-TDC |
De Havilland DH-104 Dove |
? |
CR-TDC |
? |
? |
? |
KA-THR (не
наносился ) |
De Havilland DH-114 Heron 1B |
14008 |
UAT F-BGOH 1953, propriété du Président
Youlou (Congo Brazzaville) TN-AAA 1961 |
начало
1962 |
27
января 1963 |
после капитального ремонта в ЮАР летал в
Air Congo 9Q-COC 15/12/1964, Air Trans Africa VP-WAM до
1966, разбит в Enugu (Нигерия)
в ноябре 1967, списан в
1979 |
KA-TBA (не
наносился) |
Bölkow BO-207 |
236 |
D-EBME 1962 |
август
1962 |
27
января 1963 |
эвакуирован в Луанду (Ангола) |
KA-TBB (не
наносился) |
Bölkow BO-207 |
214 |
D-EFSO 1961 |
август
1962 |
? |
? |
KA-TBC (не
наносился) |
Bölkow BO-207 |
230 |
D-ECBY 1962 |
август
1962 |
? |
? |
? |
Bölkow BO-207 |
227 |
D-ECBI 1962 |
? |
? |
согласно некоторым источникам не было куплено
4 BO-207 |
OO-CRG |
Orlican Super Aero 45 |
51192 |
OO-CRG 1957 |
декабрь
1962 |
27
января 1963 |
эвакуирован в Луанду (Ангола), летал как
9Q-CRG, списан в 1996 |
- |
De Havilland DH-104 Dove |
04300 |
G-AMHM 1951 |
сентябрь
1962 |
29
декабря 1962 |
уничтожен на
Kolwezi-Kengere в результате налета
до нанесения обозначений |
- |
De Havilland DH-115 T55 Vampire |
15072 |
FAP 1801 1953, 5801 |
? |
29
декабря 1962 |
уничтожен на
Kolwezi-Kengere в результате налета
до нанесения обозначений |
- |
De Havilland DH-115 T55 Vampire |
15073 |
FAP 1802 1953, 5802 |
? |
29
декабря 1962 |
уничтожен на
Kolwezi-Kengere в результате налета
до нанесения обозначений |
- |
Sikorsky H-19D-5-SI |
55-1180 |
US Army 57-1620 1957, ONU 71620 1960 |
17
сентября 1961 |
январь
1963 |
захвачен войсками ООН
в Jadotville,
поврежден в ходе налета Canberra UN на
Kolwezi-Kengere 6/12/1961 |
- |
Dornier Do 27Q-4 |
2069 |
D-ELLA |
- |
- |
не доставлен из-за окончания войны.
Летал как 9J-ADE 1971 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уголок неба. 2009
|