Уголок неба ¦ История ВВС Конго

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная история авиации история ввс
   История ВВС Конго
             
          


Непрекращающаяся гражданская война в самом большом государстве Африки-Конго-заставляет поближе рассмотреть само начало этого конфликта. Для специалистов, изучающих применение авиации в локальных войнах ХХ века не было бы ничего примечательного, если бы не масштабное участие на стороне Катанги многочисленных европейских наемников. Да и в конфликте 1961-63 годов очень даже активно применялась авиационный корпус войск ООН, состоявший исключительно из самолетов и пилотов нейтральных стран. Все эти причины заставляют поближе присмотреться к этой гражданской войне.

Рис.1 Карта событий

А чтобы лучше понять сам узел противоречий для начала немного истории.
В последней четверти XIX века Бельгия, умело играя на противоречиях между Англией, Францией, Германией и США, смогла установить свой контроль над громадной территорией в самом центре Африки. Большая часть древнего африканского государственного образования Конго была объявлена "Свободным государством", которое в 1908 году стало бельгийской колонией. Северо-западную часть страны захватила Франция, создав колонию Французское Конго.
К концу 50-х годов в обоих Конго усилилось движение за независимость. В феврале 1958 года Французское Конго стало "автономным государством" в составе Французского Сообщества, а 14 августа обрело независимость. После вооруженных восстаний в Елизабетвиле (Лулумбаши) и Леопольдвиле (Киншасе) бельгийское правительство было вынуждено пойти на переговоры с местной оппозицией. На Брюссельской конференции в феврале 1960 года было решено, что 30 июня Конго станет независимым государством, но на его территории останутся бельгийские войска.
Бельгия не сделала ничего, чтобы хоть как-то подготовить свою колонию к независимости. Из всего 14-миллионного чернокожего населения Конго только 17 человек имели высшее образование. Брюссель рассчитывал, что новорожденное государство не сможет самостоятельно справиться с навалившимися на него проблемами и попадет в полную зависимость от бывшей метрополии. Но если первая половина плана была реализована полностью (конголезцы оказались не в состоянии управлять столь огромной страной), то по второму пункту бельгийское правительство потерпело полное фиаско. В развернувшейся кровавой междоусобице бельгийцы быстро потеряли контроль над ситуацией.
На политической арене Конго сражались за власть три основные фигуры: сторонник централизации Патрис Лумумба, федералист Йозеф Касавубу и сепаратист Моис Чомбе. На предварительных выборах победу одержало Национальное движение Конго, и Патрис Лумумба был избран премьер-министром. Йозеф Касавубу стал президентом федеративного государства Конго, поделенного на шесть провинций, в каждой из которых имелось свое правительство.
Через полтора месяца после провозглашения независимости Моис Чомбе, глава провинции Катанга (Шаба), где находились богатейшие залежи меди, разрабатываемые западными компаниями, объявил Лумумбу агентом Кремля (что полностью соответствовало действительности) и отказался подчиняться центральному правительству. Сепаратистские устремления Чомбе поддержала Бельгия, боявшаяся, что Москва положит глаз на медные рудники и алмазные копи. В итоге в Конго началась гражданская война.
Лумумба сразу обратился за помощью в ООН. В ответ был послан военный контингент.

Рис.2  Самолеты J.29 Tunan из шведской эскадрильи J22, Камина  Конго, 1962 год

Изначально вооруженные силы Катанги строились на основе привлечения наемников из стран Европы. Кроме всего прочего был создан и воздушный компонент. Так называемые ВВС Катанги начали формироваться в июле-августе 1960 года. Основу их на начальном этапе составили военнослужащие и техника близлежащей базы ВВС Конго-Н'Доло. Основной авиабазой стал аэродром Луано-небольшой городишко вблизи столицы-г. Элизабетвилль. Но что это были за ВВС! Самое большое количество было гражданских лайнеров D.H Dove-аж 9 штук, однако только два из них прошли капитальный ремонт в ЮАР. Кроме того, было еще 8 учебно-тренировочных Т-6 "Тексан" и по одному экземпляру самолетов и вертолетов различных типов как-то D.H Heron, Sykorsky S-55, Allouet II. Так как обученных африканских пилотов просто не было, то все летные места были заняты европейцами-наемниками.
Правительственные же ВВС не представляли собой никакой силы, а были представлены несколькими совершенно устаревшими тренировочными бипланами "Джипси Мот". Полученные Лумумбой летом 1960 года 10 самолетов советского производства (из которых по крайней мере несколько были типа Ил-14) и пять вертолетов не были освоены личным составом. А прибывшие 60 советских советников в боевых действиях не учавствовали.
С первого же дня существования ВВС стали применяться для поставки припасов и вооружения в другую мятежную провинцию-Южный Касаи. В сентябре все наличные самолеты были привлечены для эвакуации европейцев из тех районов, куда должны были вступить правительственные войска. В этот же период впервые стали применяться летательные аппараты как ударные. Из единственного S-55 сбрасывали на головы войскам ручные гранаты. Широко стали применяться и транспортные самолеты, с которых в люки сбрасывали самодельные бомбы.
В начале января следующего 1961 года ВВС Катанги получили значительное пополнение: из состава ВВС Бельгии было получено три реактивныех учебно-тренировочных самолета СМ.170 "Мажистер". 31 января было отмечено и первой потерей: при бомбардировке районов озера Пемба в результате самовзрыва бомбы в салоне Dove (КАТ-20) самолет был потерян. После этого от такого использования самолетов отказались и стали переделывать их в некое подобие "ганшипов": снималась боковая дверь и ставился крупнокалиберный пулемет в проем.
В это время вооруженные силы Катанги, в основе которых был отряд наемников во главе со знаменитым Майклом Хоаром (по прозвищу "Бешеный Майкл"), начали освобождение северных районов страны от правительственных сил. Так, в марте тройка Dove способствовала освобождению стратегического населенного пункта-г. Маноно.
28 июня 1961 года разбился первый из "Мажистеров". Причем потеря была небоевой и очень обидной. Бельгийский пилот отрабатывал фигуры высшего пилотажа для военного парада в честь Дня Независимости Катанги и не справился с управлением. В июле возникли проблемы с двигателем другого такого самолета-из-за отсутствия специалистов самолет так и остался на земле.
В августе 1961 года произошел коренной перелом в боевых действиях: Генеральный Секретарь ООН У Тан впервые в истории этой организации санкционировал массированное применение вооруженных сил против сепаратистов Катанги. В числе прочего была создана и мощная авиационная группировка. До этого момента авиационная группировка в зоне ответственности сил ООН в других регионах была представлена исключительно транспортными и разведывательными самолетами. На этот раз авиационная группировка ООН возглавлялась генералом канадских ВВС Моррисоном и состояла из ударной группы, представленной шестью фронтовыми бомбардировщиками ВВС Индии "Канбера" и 6 Сааб J-29 ВВС Швеции. Воздушное прикрытие осуществляли шесть истребителей F-86 Sabre ВВС Эфиопии. Комбинированная транспортная эскадрилья была представлена в основном канадскими транспортниками и "Дакотами" ВВС Аргентины и Бразилии. Также было задействовано и 16 С-119 ВВС Италии.
С одной стороны для пилотов и техников нейтральных стран такого рода боевые действия были единственной возможностью получить ценный боевой опыт, но с другой стороны такого рода "услуги" очень хорошо оплачивались с кармана ООН и всех пилотов ВВС ООН таким образом можно рассматривать как наемников! 

Рис.3 Бомбардировщик Canberra B(I).Mk.58 Индийских ВВС, провинция Касай Конго, 1961-62 гг.

Присутствие  профессиональных вооруженных сил европейских государств практически сразу принесло ощутимые результаты: уже 28 августа в результате операции войсками ООН был захвачен аэродром в Луано, где было уничтожено большинство самолетов и вертолетов ВВС Катанги. Однако, рассредоточенные на аэродромах в Кисенегеи и Колвези машины не пострадали и продолжали наносить заметный урон миротворцам.
Чомбе и его европейские покровители позаботились и о возобновлении парка ВВС: на мировом "черном" рынке вооружений было закуплено два Дорнье До.28А, четыре Пайпера РА-24 "Команч".
Оставшийся "Мажистер" продолжал очень активно использоваться, и не без успеха. Так, 13 сентября француз Жозе Магейн уничтожил только в одном вылете две индийских бронемашины и обстрелял подразделение ирландских миротворцев. В последующие дни одинокий самолет нанес несколько ударов по аэродромам ВВС ООН: на Луано им было уничтожено несколько самолетов и серьезно повреждена контрольная башня, а аэродром в Баке вообще на несколько месяцев был выведен из активной эксплуатации.
Однако, превосходство было на стороне ООН и вскоре контингент ООН совместно с правительственными войсками смог захватить и столицу мятежной провинции. Во время пресс-конференции, на которой присутствовало много журналистов и высокопоставленные чины ООН, было заявлено об полном уничтожении ВВС Катанги. Каково же было изумление всех, когда "Мажистер" атаковал здание, в котором проводилась эта победная пресс-конференция. К счастью, никто не пострадал, однако было видно, что до окончания кампании еще очень далеко.
В сентябре-октябре 1961 года произошло и некоторое усиление ВВС Катанги-через ЮАР прибыло 10 учебно-тренировочных "Тексанов" вместе с пилотами и механиками. По прибытии самолеты получили узлы подвески и сразу были брошены в бой. Стоит отметить, что эта группа возглавлялась известным впоследствии наемников-польским асом времен Второй Мировой войны Яном Зумбахом. Этот пилот во время войны сбил 12 немецких самолетов и впоследствии "отметился" еще в нескольких конфликтах на территории Африки, включая печально известную Биафру.
Следует также сказать о том, что несмотря на то, что ООН-вский контингент действовал совместно с правительственными войсками, однако пилоты и техники не были в безопасности. Так, в 1961 году произошел совершенно дикий случай, после которого Италия отозвала свой контингент из этой страны. А произошло следующее: 13 итальянских пилотов С-119 были похищены восставшими солдатами Конголезкой армии: расчленены, а затем были съедены или проданы на местном рынке. Эта трагедия ясно показывает, что такое Конго и что собой представляет война там.
5 декабря все наличные самолеты Чомбе нанесли мощный бомбовый удар по позициям ООН. В ответ двое суток шведские J-29 и индийские "Канберры" обрабатывали аэродромы их базирования. Были достигнуты весомые успехи: на земле был поврежден (и больше не поднимался в воздух) "Мажистер" и три До.28. При налетах огнем с земли была повреждена одна из "Канберр". Хотя экипаж смог благополучно посадить поврежденную машину, однако обоих индийцев пришлось отправить в госпиталь.
Еще год продолжалась агония Катанги. Белые наемники после первых поражений стали покидать ставшую негостеприимной страну, что почти полностью приковало ВВС к земле. 19 октября 1962 года было отмечено последним крупным вылетом ВВС Катанги. Тогда все оставшиеся Т-6 атаковали правительственные войска в северной Катанге, сбросив около 70 бомб.
29 декабря 1962 года все пригодные площадки для базирования ВВС мятежников были атакованы ООН-вскими самолетами. Было уничтожено два только прибывших "Вампира", 6 "Texan", Dove, Piper "Comanch" и D.H Rapide. Эта атака практически поставила точку на историю ВВС Катанги. Четырнадцать оставшихся самолета были в срочном порядке были эвакуированы в Анголу. А буквально через неделю Чомбе заявил о прекращении всякого сопротивления и бежал в Родезию, а оотуда в Европу. Так был подавлен этот мятеж, который однако положил начало непрекращающейся до наших дней нестабильности в этом регионе мира.

 

 Самолеты и вертолеты, принимавшие участие в событиях 1960 в Конго-Катанге

Авикомпания "AIR KATANGA"

Создана в Бельгии с уставным капиталом в 20 миллионов бельгийских франков. На первом этапе большую техническую и организационную помощь оказали сотрудники авиакомпании "Sabena" (прежде всего головной офис в  Элизабетвиле. Оттуда же были и практически все лайнеры. Распущена в марте 1962 года.

Обозначение

Тип

c/n

Предыдущие обозначение

В строю с

списан

Дальнейшая судьба

KA-TCA

Douglas C-47B-10-DK Dakota IV

14799/  26244

USAAF 43-48983 1943, RAF KJ952 1944, Air Charter G-AMSR 1952, Wenela Air Service ZS-DJZ 1954, VP-YSO 1960, Air Namibia ZS-DJZ 1960

1960

28 августа 1961

Захвачен миротворцами ООН на аэродроме Elisabethville-Luano. Передан а\к "Genrec" как 9Q-CGC, затем  Inter-Fret Transport Aérien 9Q-CGW, International Trans Air Business, Ragusa Aeromundo CS-AZL 1989, Air Umbria. Последний раз был замечен на аэродроме Perugia (Италия) под разделкой.

OO-ABS

Douglas DC-4-1009

43095

Sabena OO-CBH (2) 1947, Persian Air Service EP-ADS 1959, OO-ABS (2) 1961

январь 1961

26 апреля 1961

Захвачен повстанцами. Летал в составе Air Congo как 9Q-CBH 9/08/1963, Air Zaïre. Разбился в катастрофе  в Gemena 7/03/1974

OO-ADN

Douglas DC-4-1009

43099

Sabena OO-CBP 1947,  Sabena-Congo 1960, Lebanese International Airways OD-AND 1960, Sabena OO-ADN (2) 1960

23 августа 1960

28 августа 1961

Захвачен войсками ООН на Elisabethville-Luano. Уничтожен в ходе налета Fouga KAT-92  15/09/1961, списан 5/10/1961

OO-AUL

Douglas DC-3D

42968

NC34972 1942, Sabena OO-AUL 1946, Sabena-Congo 1949

10 июля 1960

5 декабря 1961

Возвращен в Бельгию в а\к  Aviaco как EC-ASL 28/04/1962, Sabena OO-AUL 19/12/1962, Air Congo 7/03/1963 9Q-CUL, использовался для переброски наемников из  Kariba в Kisangani 7/07/1967, в составе португальских ВВС как FAP 6169. Уничтожен в Cuito Cuanavale (Ангола) 31/03/1973

OO-AUX

Douglas C-47A-35-DL"DC-3C

9662/  43088

USAAF 42-23800 1942, Sabena OO-AUX 1947, Sabena-Congo 1948

23 августа 1960

28 августа 1961

Захвачен войсками ООН на  аэродроме  Elisabethville-Luano. Передан а\к Sabena как 9O-CUX, возвращен в Бельгию 1/12/1961, Delta Air Transport. Поврежден во время аварийной посадки на аэродром  Schiphol 8/05/1970. Использовался как клуб в Антверпене с  1/06/1970, Вычеркнут из реестра 13/03/1972, утилизирован в сентябре  1973

OO-AWF

Douglas C-47A-25-DK Skytrain

13486

USAAF 42-93561 1942, RAF KG669, Sabena OO-AWF 1946, Sabena–Congo 1951

10 июля 1960

28 августа 1961

 Sabena (9O-CUI), Air Congo 9O-CUF 1962,  9Q-CUF, в составе ВВС Заира как 9T-PKW

OO-AWL

Douglas C-47A-80-DL Skytrain

19551

USAAF 43-15085 1943, RAF TS427, Sabena OO-AWL 1947, Sabena-Congo 1952

10 июля 1960

28 августа 1961

Sabena (9O-CUH), Usumbura 1962, Air Congo 1961 9Q-CUH, в ссотаве ВВС Заира как 9T-PKZ 1973

OO-AWZ

Douglas C-47A-30-DK

13847/ 25292

USAAF 43-48031 1943, RAF KG748, G-AIOD, LX-LAB, Cobeta OO-APB (3), Sabena OO-AWZ 1950, Sabena-Congo 1950

10 июля 1960

15 октября  1960

Sabena, Aviaco EC-ASM 29 1962, Sabena OO-AWZ 1962 (C-47 cargo), Nigerian Airways, затем ВВС Нигерии какNAF-303 1969, списан 1972, утилизирован 1977

OO-CBB

Douglas DC-3-455"C-49K"DC-3A

6339

(Eastern Air Lines NC30037) 1943, USAAF 43-2015 1943, Sabena OO-CBB 1945, Sabena-Congo 1946

23 августа 1960

24 апреляl 1961

Sabena , Air Congo 9O-CBB 3/06/1961, 9Q-CBB 2/08/1963 поврежден в  Kasongo 18/04/1964, FAC 9T-PKR 1971, разбился вблизи Watsa 1972

OO-CBX

Douglas C-47B-35-DK

16476/  33224

USAAF 44-76892 1944, RAF KN589 1945, Orient Airways AP-ACV 1948, Sabena OO-CBX 1953, Sabena-Congo 1953

23 августа 1960

28 августа 1961

Захвачен войсками ООН в Elisabethville-Luano, передан Sabena 11/09/1961,  Usumbura март 1962, в Брюсселе с  5/05/1962, капитальный ремонт в BIAS 19/04/1967, продан Linair N6896  1970,  Southern Air Parcel Inc. N4241P, Частный (Доминиканская республика) HI-374, списан 19/05/1981

OO-SCQ

Convair CV-440 -61 “Metropolitan”

368

Sabena OO-SCQ 1956, Sabena-Congo 1960

август 1960

1960

 Sabena (52 PAX), в строю до 1967, Frontier Airlines N73165 1967 ("CV-580), European Air Transport, разобран на запчасти в 1988, списан 1994 Melsbroek

OO-SED

Cessna 310B

35611

(N5411A), Sabena OO-SED 1957

10 июля  1960

28 августа 1961

возвращен Sabena Grimbergen, на хранении до 1982, продан в США как  N611CE 1985, списан 1985


ВВС Катанги (Avikat) :

Обозначение

тип

c/n

Предыдущая регистрация

В строю с

до

Примечания

KAT-01 / KA-THA ?

De Havilland DH-114 Heron 2

14055

(G-ANPV), AVIFP OT-CGG (3) 1954, (9O-CGG) 1960, D1/OT-CFZ 1960

23 августа 1960

28 августа 1961

Захвачен войсками ООН на Elisabethville-Luano. Хранился на открытом воздухе до  1967, после чего списан по износу.

KAT-02

Douglas C-47B-25-DK

15810/ 32558

USAAF 44-76226 1944, RAF KN305 1945, USAAF 1947, FAB K21/OT-CWJ type VIP 1950

23 августа 1960

28 августа 1961

Захвачен войсками ООН на Elisabethville-Luano. Хранился на открытом воздухе до  1964, после чего списан по износу.

KAT-03

Douglas C-47B-25-DK

15809/ 32557

USAAF 44-76225 1944, RAF KN304 1945, USAAF 1947, FAB K19/OT-CWI 1950, Sabena OO-SMB 1952, FAB 1953

23 августа 1960

28 августа 1961

По одним данным захвачен войсками ООН на Elisabethville-Luano, по другим разбился 25/01/1961

KAT-04

Douglas C-47B-10-DK Skytrain

14814/ 26259

USAAF 43-48998 1943, RAF KJ966 1944, USAAF 1946, Swissair HB-IRL 1947

5 февраля 1961

28 августа 1961

Использовался как набор запчастей. Захвачен войсками ООН на Elisabethville-Luano

KAT-11

De Havilland DH-104 Dove 2

04080

AVIFP OT-CGG (2) 1950, D11/OT-CFK 1954

23 августа 1960

12 декабря 1961

Уничтожен в ходе налета Saab J29 на аэродром Ngule

KAT-14

De Havilland DH-104 Dove 1B

04367

AVIFP D14/OT-CFM 1952

23 августа 1960

28 августа 1961

Захвачен войсками ООН на Elisabethville-Luano

KAT-15 / KA-T15 / KA-TDA

De Havilland DH-104 Dove 1B

04442

AVIFP D15/OT-CFN 1953

23 августа 1960

27 января 1963

В ЮАР на капитальном ремонте. Летал в составе Air Congo 9Q-COB 15/12/1964, 9T-DGA, разбился в Ndjili в 1965

KAT-17

De Havilland DH-104 Dove 1B

04447

AVIFP D17/OT-CFQ 1954

23 августа 1960

28 августа 1961

по одним источникам захвачен ООН на Elisabethville-Luano и списан. По другим летал в составе ВВС Конго как 9T-P41

KAT-18

De Havilland DH-104 Dove 1B

04154

Central African Airways VP-YHV “Hoopoe” 1948, AVIFP D18/OT-CFR 1952

23 августа 1960

28 августа 1961

Захвачен войсками ООН на Elisabethville-Luano

KAT-19

De Havilland DH-104 Dove 1B

04013

Sabena OO-AWE 1947, Institut Géographique du Congo belge 1953,  AVIFP D19/OT-CFS 1956

23 августа  1960

28 августа 1961

По одним источникам захвачен войсками ООН на Elisabethville-Luano, по другим никогда не входил в состав Avikat и летал в конголезских ВВС как 9T-P42

KAT-20

De Havilland DH-104 Dove 1"5

04103

Compagnie des Chemins de Fer du Congo Supérieur et des Grands Lacs Africains OO-CFE 1947, Sabena 1949, Institut Géograghique du Congo belge 1953, AVIFP D20/OT-CFT 1956

23 августа 1960

31 января 1961

пропал в ходе боевого вылета в районе озера  Upemba

KAT-22 / KA-T22

De Havilland DH-104 Dove 5

04507

FAB D22 1959

23 августа 1960

27 января 1963

Эвакуирован на аэродром Луанды (Ангола)списан в 1965

KA-25 “Penny”

North American Texan T-6C-1-NT "Harvard IIA

88-13598

USAAF 41-33752 1941, RAF EX779, SAAF 7409 1942, FAB H43 1947, COGEA OO-GDM 1962

сентябрь 1962

3 января 1963

Перегнан на аэродром  Jadotville-Kamatanda после налета  Saab J29 UN на de Kolwezi 26/12/1962, захвачен войсками ООН, передан конголезским ВВС 14/02/1964, но никогда не летал и списан

KA-26

North American Texan AT-6C-1-NT "Harvard IIA

88-9260

USAAF 41-33154 1941, RAF EX181, SAAF 7045 1942, FAB H18 1947, COGEA OO-GEQ 1958

сентябрь 1962

27 января 1963

Эвакуирован в Луанду, списан

KA-27

North American Texan AT-6C-1-NT "Harvard IIA

88-9689

USAAF 41-33246 1941, RAF EX273, SAAF 7184 1942, FAB H36 1947, COGEA OO-GES 1958

сентябрь 1962

27 января 1963

Эвакуирован в Луанду, списан

KA-28

North American Texan AT-6C-1-NT "Harvard IIA

88-10014

USAAF 41-33344 1941, RAF EX371, SAAF 7187 1942, FAB H26 1947, COGEA OO-GEN 1958

сентябрь 1962

январь 1963

Поврежден в ходе налета SAAB J29 UN.  Взорван на аэродроме Jadotville-Kamatanda 

KA-29

North American Texan AT-6C-1-NT "Harvard IIA

88-12067

USAAF 41-33596 1941, RAF EX623, SAAF 7344 1942, FAB H42 1947, COGEA OO-GDL 1962

сентябрь  1962

29 декабря 1962

Уничтожен в ходе налета Saab J29 UN на аэродроме   Kolwezi-Kengere

KA-30 “Babette”

North American Texan AT-6C-1-NT "Harvard IIA

88-12327

USAAF 41-33634, RAF EX661, SAAF 7315 1942, FAB H31 1947, COGEA OO-GER 1958

сентябрь 1962

29 декабря 1962

Уничтожен в ходе налета Saab J29 UN на аэродроме   Kolwezi-Kengere

KA-31

North American AT-16-Noorduyn "Harvard IIB

14A-2415

RCAF KF715 1943, FAB H67 1951, COGEA OO-GDP 1962

сентябрь  1962

30 декабря 1962

Уничтожен в ходе налета Saab J29 UN на аэродроме   Kolwezi-Kengere

KA-32

North American AT-16-Noorduyn "Harvard IIB

14A-2115

RCAF KF415 1943, FAB H52 1949, COGEA OO-GDO 1962

сентябрь  1962

27 января 1963

эвакуирован на аэродром Vila Luso (Ангола), списан

KA-33

North American Texan AT-6C-1-NT "Harvard IIA

88-10554

USAAF 41-33434 1941, RAF EX461, SAAF 7210 1942, FAB H28 1947, COGEA OO-GEO 1958

сентябрь 1962

27 января 1963

эвакуирован на аэродром Луанда (Ангола), списан

KA-34

North American Texan AT-6A "Harvard IIA

78-6562

USAAF 41-16184 1941, NC55725, FAB H48 1947, COGEA OO-GDN 1962

сентябрь 1962

январь 1963

взорван при отступлении катангийскими войсками на аэродроме Jadotville-Kamatanda

KAT-40 / KA-40

Douglas C-47A-90-DL"EC-47N

20455

USAAF 43-15989 1943, TC-ARA 1955, N55U 1956, République Dominicaine HI-40 1957

август 1962

27 января 1963

задержан на аэродроме Луанда (Ангола) португальскими войсками за контрабанду валюты

KAT-42

Sikorsky H-19D (S-55C)

55-1276

AVIFP S42 1959

23 августа  1960

13 сентября 1961

захвачен войсками ООН на аэродроме Elisabethville-Luano, разобран на запчасти

KAT-43 (не нанесен)

Sikorsky S-58C

58-324

Sabena OO-SHG 1956

27 сентября 1960

декабрь 1962

после ремонта передан  Sabena, включен в состав ВВС Бельгии как B9/OT-ZKI 1962, разбился 21/09/1964 в Koksijde

KAT-44 (не нанесен)

Sikorsky S-58C

58-395

Sabena OO-SHM 1957

27 сентября 1960

декабрь 1962

после ремонта передан  Sabena, затем ВВС Бельгии как FAB B13/OT-ZKM 1962, разбился 15/10/1971 в Broichweiden (Германия)

KAT-52

Sud Aviation Alouette II SE-3130

1365/166C

AVIFP A52 1960

23 августа 1960

28 августа 1961

захвачен войсками ООН в Elisabethville-Luano, списан

KAT-53

Sud Aviation Alouette II SE-3130

1366/167C

AVIFP A53 1960

23 августа 1960

28 августа 1961

по одним данным захвачен войсками ООН на Elisabethville-Luano и списан, по другим летал в составе ВВС Конго как FAZ-1366

KAT-61, 64 & 65

Piper PA-18 Super Cub

?

?

начало 1961

28 августа 1961

поврежден в аварии перед захватом Elisabethville-Luano войсками ООН

?

захвачен войсками ООН в Elisabethville-Luano, перегнал на аэродром  Ndola (Северная Родезия), снова летал в составе Avikat

KAT-62

18-7438

28 августа  1961

захвачен войсками ООН в Elisabethville-Luano

KAT-63

?

27 января  1963

эвакуирован в Луанду (Ангола)

KAT-71

Piper PA-22 Caribbean

 

?

начало 1961

28 августа 1961

захвачен ООН на Elisabethville-Luano

KAT-72

22-3603

27 января  1963

эвакуирован в Луанду (Ангола)

KAT-73

22-7587

28 августа  1961

захвачен ООН на  Elisabethville-Luano, затем 9Q-CWM ?

KAT-74

22-7217

28 августа  1961

захвачен ООН на  Elisabethville-Luano

KAT-75

Piper PA-22 Tri-Pacer

22-4638

ZS-CFO

март 1961

 

13 сентября1961

захвачен ООН на Albertville, отремонтирован и передан ВВС Конго в феврале 1964

KAT-76

22-5484

ZS-CHW

28 августа  1961

захвачен ООн на Elisabethville-Luano

KAT-77

22-5136

?

 

28 августа  1961

захвачен ООн на Elisabethville-Luano

KAT-78

?

28 августа  1961

захвачен ООн на Elisabethville-Luano

KAT-81, 111 & 119

Piper PA-24 Commanche

24-2271

24-2281

24-2431

ZS-CRC

февраль 1962

?

?

?

29 декабря  1962

уничтожен на Kolwezi-Kengere в результате налета Saab J29 UN

?

27 января 1963

эвакуирован в Луанду (Ангола)

KAT-91

Potez Fouga Magister CM-170

294

-

8 апреля 1961

28 июня  1961

разбился в Elisabethville

KAT-92

Potez Fouga Magister CM-170

295

-

8 апреля  1961

июль  1961

не летал из-за проблем с двигателем. захвачен ООН на Elisabethville-Luano, хранился на открытом воздухе, списан в 1964 по износу

KAT-93

Potez Fouga Magister CM-170

296

-

8 апреля 1961

27 января 1963

поврежден в Kolwezi после налета Saab J29 UN, эвакуирован поездом в  Kisenge. Потом в Анголу, списан в Луанде

KA-131

Lockheed 1808 Lodestar

2052

ZS-ATF 1941, SAAF 248, Deta CR-AEP 1954

1962

27 января 1963

эвакуирован в Луанду (Ангола)

KA-3016 / KA-016

Dornier Do-28A-1 Skyservant

3016

D-IBIG 1961

21 сентября 1961

март 1962

разбился Kolwezi-Kengere

KA-3017 / KA-017

Dornier Do-28A-1 Skyservant

3017

D-IBIH 1961

15 октября 1961

январь 1962

оставлен в Lusaka (Северная Родезия) после аварии в Kipushi

KA-3018

Dornier Do-28A-1 Skyservant

3018

D-IBIK 1961

15 октября 1961

4 ноября 1961

после аварии из отсутствия запчастей не летал. стоял на аэродроме Kolwezi-Kengere

KA-3019

Dornier Do-28A-1 Skyservant

3019

D-IBIL 1961

15 октября 1961

5 декабря 1961

уничтожен в результате налета Canberra UN на  Kolwezi-Kengere

KA-3020 / KA-020 ?

Dornier Do-28A-1 Skyservant

3020

D-IBIM 1961

15 октября 1961

15 декабря 1961

разбился недалеко от Solwezi (Северная Родезия)

KA-ADJ

Douglas C-54A-10-DC"R5D-1"DC4

10323

USAAF 42-72218 1942, USNAVY 39170, Pan American Airways N88932 1947, CF-CUK 1951, N9940F 1954, Iran Air EP-ADJ 1958

октябрь 1961

6 декабря 1961

уничтожен в ходе налета Canberra UN на Kolwezi-Kengere

KA-DFN

Douglas C47A-1-DK Skytrain

12161

USAAF 42-92368 1942, RAF FZ606, SAAF 6826 1942, Wenela Air ZS-DFN

?

6 декабря 1961

использовался как связной, уничтожен в результате налета Canberra UN на Kolwezi-Kengere

KA-TDC

De Havilland DH-104 Dove

?

CR-TDC

?

?

?

KA-THR (не наносился )

De Havilland DH-114 Heron 1B

14008

UAT F-BGOH 1953, propriété du Président Youlou (Congo Brazzaville) TN-AAA 1961

начало 1962

27 января  1963

после капитального ремонта в ЮАР летал в Air Congo 9Q-COC 15/12/1964, Air Trans Africa VP-WAM до 1966, разбит в  Enugu (Нигерия) в ноябре 1967, списан в 1979

KA-TBA (не наносился)

Bölkow BO-207

236

D-EBME 1962

август 1962

27 января  1963

эвакуирован в Луанду (Ангола)

KA-TBB (не наносился)

Bölkow BO-207

214

D-EFSO 1961

август 1962

?

?

KA-TBC (не наносился)

Bölkow BO-207

230

D-ECBY 1962

август 1962

?

?

?

Bölkow BO-207

227

D-ECBI 1962

?

?

согласно некоторым источникам не было куплено  4 BO-207

OO-CRG

Orlican Super Aero 45

51192

OO-CRG 1957

декабрь 1962

27 января 1963

эвакуирован в Луанду (Ангола), летал как 9Q-CRG, списан в 1996

-

De Havilland DH-104 Dove

04300

G-AMHM 1951

сентябрь 1962

29 декабря 1962

уничтожен на  Kolwezi-Kengere в результате налета до нанесения обозначений

-

De Havilland DH-115 T55 Vampire

15072

FAP 1801 1953, 5801

?

29 декабря 1962

уничтожен на  Kolwezi-Kengere в результате налета до нанесения обозначений

-

De Havilland DH-115 T55 Vampire

15073

FAP 1802 1953, 5802

?

29 декабря  1962

уничтожен на  Kolwezi-Kengere в результате налета до нанесения обозначений

-

Sikorsky H-19D-5-SI

55-1180

US Army 57-1620 1957, ONU 71620 1960

17 сентября 1961

январь  1963

захвачен войсками ООН в Jadotville, поврежден в ходе налета  Canberra UN на  Kolwezi-Kengere 6/12/1961

-

Dornier Do 27Q-4

2069

D-ELLA

-

-

не доставлен из-за окончания войны. Летал как  9J-ADE 1971

                 



Уголок неба. 2009 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100