Уголок неба ¦ История ВВС Хорватии

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации история ввс
   История ВВС Хорватии
             
          


 

Хорватия является одним из балканских государств, независимое существование которого стало возможно после распада СФРЮ в 1991 году. Хотя это государство было на карте мира и раньше (1941-44 гг.) во время немецкой оккупации. Были в вооруженных силах и ВВС, но это отдельная большая история, которой я займусь в ближайшее время. А пока хотелось бы сосредоточиться на событиях последнего времени и создании ВВС этого государства.

После того как тенденции к распаду государства стали налицо, югославские власти взяли под свой контроль всю авиатехнику на своей территории. Поэтому  когда в конце 1991 года начались столкновения федеральной армии с вооруженными формирования непризнанной тогда Хорватии, последние в боях применили только несколько сельскохозяйственных самолетов. Больше всего было Ан-2, но были и самые  разные Сессны. Их переоборудовали по разному, но чаще всего их применяли как импровизированные бомбардировщики, сбрасывая из салона самодельные бомбы. Естественно, что эффективность их была очень низкая. Тогда хорватское руководство обратилось к летчикам хорватской национальности, которые служили в составе федеральных ВВС (а таких было немало) с предложением вступить в национальные  ВВС. На некоторых это подействовало и уже в октябре 1991 года один МиГ-21Р был угнан в Австрию, а позже на аэропорты Плесо и Загреб перелетели еще три МиГ-21МФ. Именно эти четыре МиГа и стали основой новых ВВС Хорватии.


Практически сразу хорватам пришлось принять активное участие в  развернувшихся боях. Причем два самолета - дезертира были сбиты довольно сильной сербской ПВО. А вообще список потерь хорватов в этой войне выглядит  примерно так: 

1. 24 июня 1992 МиГ-21
2. 2 июля 1992 Ан-2
3. ? январь 1993 Ан-2
4. 14 сентября 1993 МиГ-21
5. 26 марта 1995 Ми-24
6. 1 мая 1995 МиГ-21
7. 2 мая 1995 МиГ-21 непотвержденно независимыми источниками
8. 4 августа 1995 МиГ-21 считается пропавшим без вести

До 1995 года парк пополнялся очень слабо и только после проведения операции "Шторм" и захвата Сербского анклава в стране на вооружение поступили "Ястребы" и "Галебы" югославского производства. Тогда же было отменено эмбарго на поставку вооружений в регион и хорватское правительство смогло на законных основаниях начать закупку авиатехники. Правда состав ВВС согласно Дейтонских мирных соглашений  ограничен 62 боевыми самолетами и 21 боевым вертолетом.

Основным самолетом было решено сделать МиГ-21: благо все летчики очень хорошо освоили, и к тому же на европейском рынке этот самолет стоил чуть дороже подержанного автомобиля ("советские" республики и Восточная Германия активно  избавлялись от парка этих устаревших истребителей). В итоге к 2001 году парк насчитывает примерно 30 самолетов различных модификаций.

К началу 90-х остро встал вопрос о модернизации этих самолетов. Первоначально за это взялись израильтяне, имевшие опыт такого рода деятельности, но по последним (начало 2002 года) контракт получили россияне. По всей видимости, это связано с тем, что МАПО "МиГ" неоднократно заявляло, что техническое сопровождение техники, проданной без участия производителя они вести не будут. То есть без  российского участия в этом проекте сама летнопригодность МиГов была бы весьма проблематичной.



БОЕВОЙ СОСТАВ ВВС ХОРВАТИИ НА 2004 год

Тип ЛА

Количество

Регистрация ( быв. югославские)

МиГ-21 бис

около 30

102 (17235)  101 (17133)
103 (17167)
104 - 126

MиГ-21 УМ \ УМД

6\2

160 - 163-T
164 - 167

Soko J-1 "Ястреб"

1?

601 (24252)

Soko G-2 "Галеб"

1?

661 (23123)

Soko P-2 "Крагуй"

1?

701 (30132)

Пилатус РС-9М

17+3?

051 - 071

UTVA-75 

10+1?

001 (53255)
002 (9A-DGB/53169)
003 9A-DGS (53179)
004 (9A-DED/53107)
005 (9A-DJL/53227)
006 (9A-DLD/53239)
007 (9A-DJI/53224)
008 (9A-DIH/53206)
009 (9A-DGH/53177)
010 (9A-DHF/53191)
011 (9A-DJD/53215)

Миль Ми-24 Д\В 

2/8

H-301 - 310

Миль Ми-8 МТВ-1/Ми-17

11+7?

H-201 - 215, 251, 253, 9A-HRH

Миль Ми-8 T

2+5?

H-101 (12271), 102 - 106, 151

Bell 206

7+3?

H-601 - 610

McDonel Douglas MD 500C

3?

H-451

Антонов Ан-32Б

2?

707 (9A-BAB),
727 (9A-BAC)

Антонов Ан-2 

3?

9A- BMA, 013

Dornier Do-28D2

1?

9A-ISC

Canadair 604

1

9A-CRO

Piper PA-31P-425

1

014 (9A-DSD)

Cessna T210N

1

9A-DAB

Cessna R.172K

1

9A-DMT

Canadair CL-415 T

3+1?

844 (9A-CAG/44)
855 (9A-CAH/55)
866 (9A-CAI/66)

877 (C-GJKZ)

AirTractor AT-802

2

890 (9A-CAJ)
891 (9A

 

 

 




Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100