23 февраля 1958 года Фидель Кастро со своим братом капитаном Раулем Кастро
возглавили отряд 50 бойцов, которые открыли второй фронт революции - "Франк Паис".
Вскоре партизанский отряд начал быстро увеличиваться и встал вопрос о снабжении.
Дело в том, что повстанцы полностью зависели от поставок из-за рубежа. Кубинский
флот господствовал на море и тогда было решено перебрасывать необходимые припасы
по воздуху.
Первый самолет повстанцев совершил посадку в партизанской зоне 30 марта 1958
года. Это был Кертисс С-46 "Коммандо", зарегистрированный как TI-1019C в Коста Рике,
нанятый в Майами за две тысячи долларов. По документам оружие предназначалось
для коста-риканской армии и состояло из 38 винтовок Маузер, 10 Беретт,
нескольких пистолетов-пулеметов М3, 10 пулеметов Рпйнзер и боеприпасов.
Командиром экипажа был Педро Луис Диас Ланц, позже возглавивший Революционные
Кубинские ВВС. Лайнер подломали при посадке в районе Циенгуилла. После разгрузки
аппарат сожгли, чтобы его нельзя было идентифицировать. Но армейские
подразделения вскоре нашли место вынужденной посадки и все таки идентифицировали
самолет и его принадлежность.
Первый блин вышел комом, однако революционные вожаки не отказались от идеи
создания собственной транспортной (а вскоре и боевой) авиации. 12 апреля 1958
года Рауль Кастро отдал официальный приказ о создании Повстанческих ВВС, которые
возглавил Орестес дель Рио Геррера (гражданский летчик с 500 часами налета),
которого по этому поводу повысили до звания лейтенанта. Орестес развернул бурную
деятельность, собирая по всему партизанскому фронту людей более или менее
знакомых с авиацией и закупая самолеты. Вскоре удалось купить один Пайпер РА-20,
два Пайпера РА-12 и Сессну 120.
Одновременно занялись созданием и взлетно - посадочной полосы, место для которой
определили в районе фермы "Эсмеральда". Аэродром повстанцев первый самолет
принял 19 июня 1958 года. Это была Сессна 195, купленная за $5,500. Но уже 20
июня "тандерболты" правительственных ВВС обнаружили полосы. У вечеру ее посетила
"Дакота" (N° 210), экипаж которой провел разведку. Следом прилетел F-47 (N°
456), сбросивший 2 500-фунтовые бомбы, а следом B-26 (N° 903), дополнивший
картину разрушений шестью 100-фунтовыми бомбами. Для того чтобы оценить огневую
мощь стоит добавить, что оба летчика выпустили за 45 минут 1000 патронов.
В 10 часов утра следующего дня атаку повторили F-47 N° 464, B-26 N° 913 и 931 и
"Бивер" N° 18, с борта которого сбрасывали бочки с напалмом. Рауль Кастро
немедленно лично выехал на место, но его "джип" был расстрелян. Сессну еще ночью
пытались перегнать в Майами, но недалеко от Сан Германа остановился двигатель и
самолет упал. Экипаж в составе Орестеса дель рио и Гуэллермо Вердагуэра не
пострадал. 28 июня дель Рио был повышен до звания капитана.
30 августа одинокий Бичкрафт D-18 смог приземлиться в 20.25 в районе Кайо
Эспино, перебросив оружие и боеприпасы отряду Че Гевары. Но посадка была
обнаружена правительственными ВВС и через 25 минут машина была сожжена в
результате налета "Тандерболтов".
Вскоре лейтенант Эванс Розалес предложил начать производство собственных бомб и
мин. Для их производства использовались неразорвавшиеся бомбы правительственных
ВВС. Кроме бомб было налажено производство ружейных гранат и мин.
23 августа два F-47 (N° 463 и 471) из Сантьяго де Куба атаковали ВПП повстанцев
в районе Майяри Арриба. Но вскоре полоса была восстановлена и вскоре стала
основным аэродромом базирования повстанческих ВВС. 22 октября революционно
настроенные боевики угнали DC-3 CU-T266 авиакомпании "Cubana". Самолет посадили
именно на Майяри Аррибу. Другой DC-3 CU-T8 этой же авиакомпании был угнан 5
ноября. Интересно, что пассажиры обоих самолетов были отпущены, причем в их числе был и
Амадо Кантилло - сын генерал Эуложио Кантилло. Но 12 ноября полоса была
обнаружена и В-26-е сожгли оба ДС-3.
Первым боевым самолетом повстанческих ВВС стал Vought Sikorsky OS2U-3 "Кингфишер"
FAN N° 50, совершивший 10 ноября 1958 года вынужденную посадку на партизанской
территории из-за проблем с двигателем. В официальном коммюнике было написано,
что самолет лейтенанта Антонио Баскаро Санчеса был сбит истребителем повстанцев
! В реальности на тот момент у Кастро не было ни одного боевого самолета.
Самолет осмотрели, но сразу восстановить не смогли. Только через несколько
недель удалось переправить двигатель с разбившегося 29 сентября Бич D-17S.
23 ноября на Маяари Аррибу приземлились два North American F-51 "мустанг".
Зенитчики приняли их за вражеские и при посадке обстреляли. Могло быть и хуже,
но огонь остановил дель Рио.
Эти "Мустанги", пилотированные Мишелем Ябором и Адольфо Диасом Васкесом были
куплены в Майами на деньги "Движения 26 июля". Самолеты были куплены как
гражданские и потому не были вооружены. Потому доведение их до боевого состояния
затянулось до окончания войны 31 декабря.
25 ноября повстанческие ВВС пополнились Ryan Navion Super-260, угнанный Марио
Диасом.
Налеты продолжились и на следующий день.
Следующими боевым самолетом стал North American T-28 "Троян", перегнанный 4
декабря из Майами Хорхе Триана.
4 декабря Рауль Кастро назначил преемником дель Рио Эванса Розалеса,
одновременно повысив его до капитана.
Первый боевой вылет новых ВВС был отмечен 7 ноября в районе города Ла Мая, где
окопались 200 солдат правительственной армии.
На штурмовку были брошены все наличные силы. В том числе и авиация. 7 ноября
1958 года "Кингфишер", пилотированный Сильвой Таблада с бортстрелком Леонелом
Паяном взлетел с Маяари Аррибы для проведения операции, гордо названной "А-001".
На их борту было две бомбы.
Когда аппарат появился над городом правительственные солдаты выбежали на
улицы с радостными криками, приняв самолет за правительственный. Однако в трех
заходах их ликование сменилось ужасом. В результате гарнизон выбросил белый
флаг, подведя итог 14 - дневным боям. Повстанцы смогли оседлать стратегически
важное шоссе Сантьяго - Гуантанамо.
Другой стратегической акцией стала "Операция А-002", проведенная 19 декабря. В
тот день на бомбардировку Сагуа де Танамо взлетел все тот же Таблада на "Кингфишере".
Правда, в этот раз его сопровождал Хорхе Триана на Т-28. Хотя на головы солдат
было сброшено две бомбы, однако они не взорвались.
Возглавлявший осаду города майор Кастилло потребовал повторения налета и Таблада
и Триана в 17:50 повторили налет. На этот раз бомбы вовсе не сошли с
направляющих, зато "кингфишер" чуть не был сбит огнем с земли. На следующий день
была проведена "Операция А-004", после чего гарнизон сдался.
Таким образом, на 1 января 1959 года Повстанческие ВВС насчитывали 107 человек,
из которых 10 летчиков и 6 техников. Кроме того, располагали 14 ВПП и 12
самолетами: 1 Пайпер Pa-12
1 Пайпер Pa-23
1 Сессна-120
1 Сессна - 175
2 Сессна-180
1 Ryan Navion Super-260
1 Vought-Sikorsky OS2U-3 "Кингфишер"
1 North American T-28 "Троян"
2 North American F-51 "Мустанг"
1 Fairchid F-24
За восемь с половиной месяцев существования ВВС выполнили 77 вылетов: 50 -
связных, разведывательных и переброска оружия, 4 - переброска людей за границы,
5 - из-за границы, 11 - с военными грузами на Второй фронт и 7 боевых вылета (4
- на бомбардировку и 3 - на эскортирование).
Потери за это время составили 10 самолетов:
1 Пайпер Pa-20 конфискован на Ямайке после в\п 6.05
1 Сессна-182 конфискован в США 12.05
1 Сессна-195 разбился 25.07 недалеко от Сан Германа
1 Aero Commander разбился 16.08 недалеко от Гуантанамо
1 Beechcraft D-18 уничтожен правительственными ВВС 30.08
1 Beechcraft D-17S разбился 29.09
1 Ryan Navion Super 260 конфискован в США 10.10
2 Дуглас DC-3 уничтожены правительственными ВВС 12.11
1 Пайпер Pa-12 списан ? ?
(с) Рубен Уррибаррес, http://www.geocities.com/urrib2000/
Уголок неба. 2004
|