В конце 1928 года египетский парламент одобрил создание военно-воздушных
сил Египта. Одновременно был объявлен набор добровольцев и около 200
офицеров высказало желание перейти в новый вид вооруженных сил. Однако
после тщательной комиссии и экзаменов остались только трое - Abd
El-Minuim Miquati, Ahmed Abd El-Raziq, Fuad Abd El-Hamid. Они были
направлены в летную школу RAF №4, которая находилась в Абу Суйэре. После
первоначальной подготовки эти трое были отправлены в Британию, где
прошли окончательный летный курс.
2 ноября 1930 года указом Короля Египта Фуада были основаны Армейские
воздушные силы Египта. В сентябре 1931 года компания De Havilland
aircraft company выиграла тендер на поставку самолетов для ВВС Египта.
Согласно подписанному контракту в Египет ушли 10 учебных машин DH-60
Tiger Moth.
Однако практически сразу начались трения с британскими колониальными
властями и из 10 самолетов египтяне смогли получить только 5, который
морем прибыли в Александрию, здесь были собраны и перегнаны в Каир. 2 июня эти самолеты эти самолеты при большом стечении народу встречал
сам король. Первым командующим ВВС стал канадец squadron leader Victor
Herbert Tait. Именно он и заложил основы будущих ВВС. В 1934 году
британское правительство дало согласие на поставку 10 Avro-626. Это были
первые боевые самолеты ВВС страны. Все эти годы основной задачей
летчиков было фотографирование и борьба с наркотраффиком. В 1937 году
ВВС были выделены из армии и получили название Королевские египетские
ВВС. В 1938 году в их составе было две эскадрильи истребителей Gloster
Gladiator и одна эскадрилья Westland Lysender. Были построены новые
авиабазы в дельте Нила и в Западной пустыне. Боевой состав ВВС Египта на конец 1938 года:
Эскадрилья |
Тип ЛА |
Назначение |
1 аэ
|
Westland Lysender |
взаимодействие с армией и флотом |
2 аэ |
Gloster Gladiator
|
ПВО |
3 аэ |
Anson |
перевозка королевской семьи |
4 аэ |
Anson |
военно-транспортные перевозки |
5 аэ |
Gloster Gladiator
|
ПВО |
Первый боевой опыт египетские летчики получили в ходе Второй Мировой
войны. Египтяне по просьбе англичан проводили патрулирование акватории
Красного моря, кроме того египетские летчики выполнили некоторое
количество вылетов на перехват германских и итальянских бомбовых рейдов.
В одном из таких вылетов им удалось сбить германский Heinkel He-111.В
конце 1943 года из состава RAF было передано 6 P-40 Tomahawk.
Планировалось также закупить целую партию таких истребителей для замены
Gloster Gladiator MK-I, но в итоге просто модернизировали устаревшие
истребители до варианта MK-II.
В апреле 1948 года Египет начал боевые действия с Израилем. На тот момент ВВС фактически не были готовы к крупномасштабным боевым действиям и не смогли эффективно
поддержать наступление. Так, в начальный период был такой случай, когда египетские "Спитфайры" попытались атаковать
аэродром Рамат Давид, но все еще находившиеся там британские истребители
перехватили их и сбили 1 самолет.
В конце 1949 года Египет получил свои первые реактивные истребители –
это были британские Gloster Meteor F4 и Havilland Vampire FB5. Но такая
техника была еще слишком дорога и в Италии продолжили закупки поршневых
Macchi MC205V. Авиация сохраняла нейтралитет в событиях 1952 года, но
несмотря на это сразу после революции вся старая гвардия была отправлена
в отставку. С 1955 года началось сотрудничество со странами
социалистической ориентации и на вооружение стали поступать новейшие
истребители МиГ-15бис и МиГ-17.
Новым испытанием для летчиков стал Суэцкий кризис 1956 года. Египтяне
его встретили совершенно не подготовленными – не была освоена как
следует новейшая техника, поэтому основную тяжесть войны вынесли
советские и чехословацкие инструкторы. Правда, их участие в боях не
афишировалось, да и большинство только прибывших самолетов было сожжено
на аэродромах в первые дни конфликта. В 1958 году ВВС Египта стали сверхзвуковыми – на вооружение стали
поступать истребители МиГ-19. А в 1961 году – МиГ-21 и бомбардировщики
Ту-16. Этот период отмечен участием египетской авиации в событиях в
Йемене (где широко применялась прежде всего ВТА и легкие штурмовики). В
конце 1966 года арабы получили первую партию
истребителей-бомбардировщиков Су-7, параллельно развивалась и
собственная авиастроительная программа. В частности были разработаны и
приняты на вооружение учебные самолеты Ha-100 и Ha-200 (правда,
программа разработки истребителя Ha-300 была остановлена из-за
финансовых трудностей).
В 8:45 утра 5 июня 1967 года с удара по
египетским аэродромам началась война, которая вошла в историю как
"Шестидневная". Несмотря на практически полный разгром израильтянами в
первый момент египетские летчики в ходе войны выполнили большое
количество боевых вылетов, претендуя при этом на не менее чем 72 победы
в воздухе. Для помощи союзнику Алжир прислал целую эскадрилью МиГ-21.
Были и попытки атаковать цели на территории Израиля с борта Ил-28, но
крайне неудачные (по крайней мере, один самолет был сбит).
С 1967 по 1970 годы был периодом мира для египетских ВВС. Были
перестроены многие аэродромы, из СССР было получено большое количество
современной техники.
С начала 1969 года начались локальные схватки вокруг Суэцкого канала.
Каждая из сторон предпринимала рейды на сопредельную территорию,
стараясь уничтожить инфраструктуру. В защите египетского неба приняли
участие и советские летчики из состава "ограниченного контингента". Но
это было только прелюдией к войне 1973 года.
С началом войны около 220 египетских истребителей и бомбардировщиков
нанесли удары по пяти израильским авиабазам, включая Эль Ариш. Кроме
того, ударам подверглись несколько позиций ЗРК "Хок", две батареи
дальнобойной артиллерии, три РЛС и многое другое. Этот успех был оплачен
потерей всего пяти самолетов.
С помощью Ми-8 были выброшены многочисленные тактические десанты,
которые сеяли панику в израильском тылу. Причем вертолетчики Ми-8
отличились, так один из них сбил "Фантом" в ходе пуска НАР. Над Суэцем
развернулась грандиозная воздушная битва, в ходе которой в небе
встречались одновременно по 50-60 машин с каждой стороны. Всего за время
войны египетские ВВС выполнили около 6815 боевых вылета, потеряв 96
самолетов (из которых только 30 в воздушных боях).
Около 30 египетских летчика получили неофициальный статус аса, сбив
около 90 израильских самолета.
После окончания войны на вооружение ВВС страны стали поступать новейшие
МиГ-23, но они так и не были освоены, так как в конце 1975 года
произошел разрыв отношений между Египтом и СССР. Самолеты были проданы в
КНР и технологии потом широко использовались при разработке китайских
истребителей J-6 и J-7 (которые кстати впоследствии стали поступать и на
вооружение ВВС АРЕ). В этот же период в арсенале стала появляться
техника западного производства – в частности, истребители MirageV и
транспортные С-130 "Геркулес".
1977 год отмечен короткой приграничной войны с Ливией, в которой широкое участие приняли и ВВС. По официальным данным потери составили три самолета, а летчики записали себе
на счет 6 сбитых ливийских самолета. 14 октября 1979 года в Египет прибыла первая партия из 36 F-4E "Рhantom".
Интересно, что первым египетским летчиком, освоившим этот тип самолета,
стал Ahmed Atif – первый в ВВС сбивший израильский самолет этого типа !
Начиная с 1982 года на вооружение стали поступать современные F-16, а с
1986 - Mirage-2000. По лицензии было развернуто строительство таких
образцов техники как Alphajet, Gazelle и EMB-312 Tucano. В начале 90-х с
вооружения были сняты все Су-7\20, Ту-16 и Ил-28. В 1987 году страна
получила первые самолеты ДРЛО Е-2С. Была начата модернизация F-16, с тем
чтобы эти самолеты могли нести ракеты AIM-7 Sparrow и AGM-84 Harpoon, а
также телеуправляемые бомбы.
Основу ВВС Египта на сегодняшний день составляют F-16 (из 220 поставленных 196 считаются боеготовыми, есть опцион на поставку дополнительной партии), в 1994 году на
вооружение стали поступать вертолеты АН-64 "Апач" (ныне модернизированы до D Longbow), в 1997 –
противолодочные вертолеты SH-2G (E).
Ныне египетские ВВС одни из самых многочисленных и подготовленных в
регионе. Проводится и программа модернизации. Так, старые L-29 уже
заменены на K-8E (производятся по лицензии в стране).
(с) М.Жирохов
Уголок неба. 2008
|