В марте 1918 года шведский граф Крейви фон Розен перегнал в Финляндию
Morane-Saulnier Type D, который стал первым самолетом новых ВВС. На самолет была нанесена голубая свастика на белом круге, которая вскоре стала опознавательным знаком – "хакаристи". Однако окончательная
организация ВВС произошла только в 1919 году с помощью Франции и
Великобритании. 30 ноября 1939 года в результате подписания пакта Молотова-Рибентропа
страна оказалась втянутой в конфликт с СССР. В результате этой войны финские пилоты показали свое мужество и
подготовку, одержав 207 подтвержденных побед при потере всего 48
собственных машин.
Однако через 15 месяцев финским летчикам снова пришлось столкнуться со
своими бывшими противниками. Так называемая "Продолженная война" продолжалась с 22 июня 1941 года до
4 сентября 1944 года. На земле финские и германские войска пытались
перерезать Мурманскую железно дорожную ветку, по которой шел основной
поток "ленд-лиза". Однако эти попытки провалились. В 1944 году после начала поражения Германии сдались и финны. На тот
момент в первой линии находилось Brewster Model 239, 25 Fiat G.50, а
также Curtiss Hawk 75A, Fokker D.XXI, M.S.406. Из немецких машин на вооружение поступили 30 Messerschmitt Bf 109G-2 and
132 Bf 109G-6, 15 Dornier Do 17Z-2 и такое же количество Ju 88A-4. Всего
за эту войну финские пилоты претендуют на 1600 сбитых советских самолета
при потере 211 собственных. В апреле 1945 года финская свастика была сменена современными
бело-голубыми ОЗ. По Парижскому миру 1947 года Финляндия потеряла 30000
kм2 своей территории и порт Петсамо на севере. Мало того Хельсинки разрешалось иметь только 60 истребителей и 3000
персонала ВВС. Были запрещены бомбардировщики, подводные лодки и все что
могло теоретически нести ядерное оружие – исключительно оружие для
обороны. Не случайно послевоенный девиз финских ВВС звучит как 'Qualitas
Potentia Nostra' (В качестве лежит наша сила). Послевоенное перевооружение осуществлялось как с Запада так и с Востока,
так и собственными силами. Сегодня Парижские соглашения уже утратили
силу и количество истребителей составляет 67. В 1953 году на вооружение
стали поступать первые реактивные самолеты – это были шесть de Havilland
Vampire Mk 52, через два года пополненные девятью Vampire Mk 55, которые
эксплуатировались до 1965 года. В 1958 году ВВС получили 11 Folland Gnat Mk I, которые служили до 1972
года. В 1962 году все это великолепие было дополнено четверкой
МиГ-15УТИ. Они послужили переходным типом к 22 МиГ-21Ф-13, полученных
двумя партиями (в апреле и ноябре) 1963 года. С 1965 по 1980 года
функции учебно – боевых выполняли и два МиГ-21У. МиГи служили в качестве истребителей – перехватчиков до 1986 года. На
тот момент пять МиГ-21Ф были потеряны в авариях, а два стали музейными
образцами). В 1956 году транспортные возможности ВВС были пополнены
парой Percival Pembroke (служили до 1968 года). С 1961 по 1981 три Ил-28Р занимались тем, что тягали мишени. Интересно,
что несмотря на запрет был получен и один "чистый" бомбардировщик Ил-28.
В 1960-70-е годы были куплены семь Douglas C-47 Dakota и два Douglas
C-53. "Дакоты" верой и правдой прослужили 24 года, совершив последний
полет 18 декабря 1984 года. Всего один год – 1974 – финны
эксплуатировали BN-2A Islander и Piper PA-31-310 Navajo. Недолго
прослужили и два Cessna 402B Businessliner. Функции первоначальной летной подготовки с 1958 года были возложены на
36 Saab 9ID Safir, выведенные из боевого состава только в 1983 году. В
том же году на вооружение поступили и 18 Fouga CM 170 Magister, причем
самолеты настолько пришлись ко двору, что в 1960 году по лицензии были
собраны еще 62 таких самолета. Как и другие самолеты эти "летающие
парты" прослужили два десятка лет, совершив последний полет 19 декабря
1988 года. Финские вертолетчики в разное время летали на WSK SM-lSZ/M (польская версия Ми-1), потом были "Аллуэты". Параллельно с 1962 по 1979 годы
эксплуатировались три Ми-4, которые были сменены AB 206A. В конце 80-х годов возникла необходимость замены морально и физически
устаревших МиГ-21. В 1989 году был объявлен конкурс, на который были
выставлены JAS 39A Gripen, General Dynamics F-16 MLU, McDonnell Douglas
F/A-18C, Dassault Mirage 2000-5 и МиГ-29. В итоге в апреле 1992 года были выбраны "Хорнеты".
На данный момент финские ВВС сведены в три авиационных командования,
каждое из которых состоит из одной Havittajalentolaivue (HavLLv,
эскадрильи) и радарной станции. Каждая аэ состоит из четырех звеньев.
Север страны находится в ведении Лапландского авиакомандования со штабом
в Рованием, юго-восток прикрыт Карельским авиакомандованием (штаб в
Kuopio-Rissala) и наконец юго- запад в ведении командования Сатакунта (Tampere-
Pirkkala). Главная штаб – квартира находится в Tikkakoski- Jyaskyla,
Военно-воздушная академия (Ilmasotakoulu) – в Kauhava. Все подразделения имеют высокую степень готовности, так как в стране нет такого понятия как штат военного времени. Всего на замену МиГ-21
и "Дракен" финны
купили 64 F-18 Hornet (57 одноместных F-18C и семь F-18D). 7 ноября 1995 года в Финляндию своим ходом прилетели первые четыре
F-18D, а еще раньше (в октябре) на заводах Валмет началась сборка первых
F-18C, которые начали поступать на вооружение с июня 1996 года. Для вооружения "Хорнетов" были закуплены УР AIM-9M Sidewinder и AIM-120B
AMRAAM. Финляндия также стала первой иностранной страной, которая
получила истребители с более мощной РЛС APG-73. Кроме того, компания "Нокия" установила системы, которые полностью интегрировали данные с "Дракенов" и МиГ-21. Первые "Дракены" поступили на вооружение ВВС Финляндии в 1972 году в виде шести "бэушных" Saab J 35B. Они были взяты в аренду у ВВС Швеции, а
с апреля 1974 по июль 1975 года на Валмете были построены десяток Saab
35S. Всего было получено и построено 47 "Дракенов", из которых 30 уцелели до
сегодняшнего дня. Кроме встроенной 30-мм пушки эти истребители могут
нести 3 типа УР: AIM-4 Falcon (производимые по лицензии в Швеции),
AIM-9J Sidewinder и Р-13М. F-18 стали первыми всепогодными истребителями в составе ВВС Финляндии. С получением большего количества "Хорнетов" с вооружения постепенно снимаются "Дракены" Третье звено в каждом авиакомандовании составляет тренировочное звено,
вооруженное BAe Hawk. В 1980 году на вооружении появились первые четыре
Hawk Mk 51, после чего в Финляндии были собраны остальные 46 машин.
Кроме того, с 1993 по 1994 год были куплены еще 7 машин. Несмотря на то,
что они заявлены как "тренировочные" самолеты они скорей всего "легкие
истребители". Судите сами: кроме 30-мм пушки Аден самолеты могут нести
три типа УР – Р-13М, AIM-9J Sidewinder и Р-60. Кроме того, в каждом командовании есть связное звено, в котором, как
правило, один Piper PA-28
Arrow, один Piper PA-31 Chieftain, два Valmet L-90 TP Redigo и один –
два Valmet (L-70)
Vinka. Юноша, желающий стать летчиком, проходит 4-х годичный курс в Военно –
воздушной академии. Первоначальная подготовка проходит на Valmet L-70
Vinka. На этих самолетах курсанты за 11 месяцев совершают 45 вылетов. В
следующие три года их основными машинами остаются Vinka и Hawk.
После 60 часов на Винке и 100 часов на "Хоке" студент становится летчиком. После чего он направляется в действующие части, где за следующий год он должен совершить еще 150 вылетов на "Хоке". И
только на второй год он допускается к полетам на "Хорнете". В январе 1997 года была расформирована разведывательная эскадрилья (Tiedustelulentolaivue),
а ее шесть разведчиков МиГ-21бис\Т и некоторое количество Hawk,
способных нести разведконтейнеры, были переданы по частям. Тогда же была расформирована транспортная эскадрилья и ее Fokker F27 и
Learjet вместе с "разведывательными" "Хоками" составили новую эскадрилью
– Оперативной поддержки, которая подчиняется непосредственно
командующему ВВС. Причем один из Фоккеров переделан в некий летающий ВКП,
а остальные выполняют транспортные функции. Армейская авиация Финляндии.
1 января 1997 года вертолетное звено ВВС было расформировано, а его два
Hughes 500D, пять Ми-8Т и два Ми-8П были переданы только сформированной
армейской авиации.
Пограничные войска. Полувоенные пограничные войска располагают большим количеством
бронетехники и патрульных катеров. Кроме того, в его составе есть
эскадрилья воздушного патрулирования, которая базируется на трех
аэродромах – Хельсинки, Турку и Рованиеми. На сегодняшний день в сего составе четыре AB 206, четыре AB 412, три AS
332L1 Super Puma и два Dornier Do 228. один АВ.206А передан из ВВС и
кроме патрульных функций выполняет тренировочные задачи. Из АВ.212 две машины представляют собой стандартные AB 412SP, а один
вертолет – это AB 212EP, оснащенный РЛС Bendix 1500. Оба АВ.212 и "Супер
Пумы" оснащены для проведения поисково – спасательных операций. Дорнье
имеют оборудование для проведения морской разведки. Все летчики
пограничных войск ранее служили в ВВС, но самолеты несут гражданские
регистрационные коды. Во время войны пограничные войска передаются в
ведение флота.
(с) М. Жирохов, 2005
Уголок неба. 2005
|