Датой создания Военно-воздушных сил Грузии считается 19 сентября 1992 года.
Именно в этот день грузинский пилот Изани Церцвадзе совершил первый боевой вылет
в истории независимой Грузии. Он пилотировал штурмовик Су-25, который поднялся в
воздух с аэродрома Тбилисского авиастроительного завода.
В ходе грузино-абхазской войны ВВС Грузии понесли чувствительные потери. По
состоянию на 1 января 1994 года в состав ВВС Грузии входили 7 штурмовиков Су-25,
3 боевых вертолёта Ми-24, 5 военно-транспортных вертолётов Ми-8МТ и Ми17, 4
учебно-тренировочных самолёта Як-52 и 6 Ан-2. В 1997 году Грузия закупила у
Украины 10 учебно-тренировочных самолёта L-29 "Дельфин", которые были необходимы
для подготовки молодых пилотов. Один из "Дельфинов" потерпел катастрофу (пилот
погиб) в ходе выполнения учебно-тренировочного полёта в 2001 году. Кроме того, в
2001 году Соединённые Штаты Америки на безвозмездной основе передали Грузии 10
бывших в употреблении вертолётов UH-1H "Ирокез". В том же 2001 году Турция
последовала примеру США и передала Грузии 2 таких вертолёта. В ходе эксплуатации
было потеряно 2 "Ирокеза", а ещё 4 разобраны на запчасти.
Накануне прихода к власти в Грузии Михаила Саакашвили в грузинской армии, и в
ВВС в частности, начались серьёзные перемены. В 2002 году Чехия поставила Грузии
12 штурмовиков Су-25К, которые ранее эксплуатировались ВВС Чехии. В том же году
Грузия поставила Азербайджану 6 Су-25. В 2004 году Узбекистан поставил Грузии
Ми-35, а Украина 3 Ми-24 и 2 Ми-14 (последние используются в ВВС Грузии для
транспортировки раненных). Спустя год Грузия поставила Азербайджану ещё 7 Су-25,
включая одну спарку Су-25УБ, а затем закупила у Украины 3 Ми-24В и Ми-24П, один
Ми-35 и 13 военно-транспортных Ми-8МТ и Ми-8МТВ-1. В 2006 году Грузия приобрела
у Украины 6 L-39 "Альбатрос", которые заменили в ВВС страны 9 устаревших и
изношенных L-29.
По состоянию на 1 января 2008 года, в состав ВВС Грузии входили: как минимум 10
штурмовиков Су-25 (5 Су-25/Су-25К, 3 Су-25КМ "Скорпион", которые в ВВС Грузии
называют "Мимино" и 1 Су-25УБ), 6 учебно-тренировочных самолётов L-39
"Альбатрос", пара Ан-28, 4 Як-52, 6 Ан-2, 9 боевых вертолётов Ми-24/Ми-35, 16
военно-транспортных вертолёта Ми-8МТ/МТВ-1, 2 Ми-14 и 6 UH-1H "Ирокез". Все
самолёты базируются на авиабазе Марнеули, которая расположена южнее Тбилиси.
Вертолёты базируются в военной части Тбилисского аэропорта Алексеевка. Часть
военно-транспортных вертолётов Ми-8/Ми-17 и UH-1H входят в состав авиации МВД
Грузии.
В течение 2004-2007 годов во многих СМИ ходили слухи о том, что Грузия закупила
у Узбекистана и Чехии 1-4 истребителя-перехватчика МиГ-23МЛД и большое
количество лёгких штурмовиков L-159 "ALCA". Однако эти слухи так и остались
слухами. Правда, Грузия на самом деле была заинтересована в приобретении у Чехии
10-12 лёгких штурмовиков L-159. Однако переговоры по этому вопросу ни к чему не
привели.
Служба в Военно-воздушных силах Грузии является очень престижной. Об этом можно
говорить, отталкиваясь от слов президента Грузии Михаила Саакашвили, который во
время посещения одной из военных баз грузинской армии в начале 2007 года заявил
о повышении зарплат грузинским военным лётчикам до 2300$ с 1 января 2008 года.
Первоочередной задачей для ВВС Грузии является участие в разрешении проблемы так
называемой "территориальной целостности" страны, о чём заявил заместитель
начальника Объединённого штаба Вооружённых Сил Грузии Леван Николеишвили на
праздничной церемонии, посвящённой 14-летию ВВС Грузии 19 сентября 2006 года.
© Сергей Франчук, 2008
Список источников:
-
Сайт Министерства обороны Грузии // www.mod.gov.geo
-
Неофициальный сайт грузинской армии // www.geoarmy.info
-
Сайт об Абхазии // www.abkhazeti.ru
-
Военно-промышленный курьер. - 23-29.05.2007г. - №19 (185).
-
http://www.ctk.cz/english/news/english_view.php?id=252016
-
http://www.prognosis.ru/news/news/2007/5/22/cheh_gruz.html
-
Грузинский информационный портал // www.newsgeorgia.ru/geo
-
Регистр обычных
вооружений в ООН // www.disarmament2.un.org