История ВВС этой небольшой центральноамериканской страны началась
в середине 20-х годов, когда в Англии было закуплено два Бристоля
Ф-2В. Только 10 апреля 1931 года конгресс страны торжественно
провозгласил создание ВВС. В 1933 году командующим ВВС стал генерал
Кариас Андино. При нем было закуплено 3 самолета Стинсон. 14 сентября
1939 года состоялся первый выпуск из 9 пилотов национальных ВВС.
Один из них, второй лейтенант Гуиллермо Флорас, стал первым пилотом,
налетавшим 20 тысяч часов в воздухе. Он закончил свою летную карьеру
в звании майора в конце 80-х годов. К тому времени в его летной книжке
было записано 40 тысяч часов налета.
Впервые в боевых условиях ВВС применялись в июле 1969 года, когда
разгорелся конфликт с соседним Сальвадором. Во время этой войны, более
известной как "футбольная", на вооружении ВВС состояли С-47, АТ-6
"Тексан" и истребители Ф4У "Корсар". ВВС Сальвадора были лучше вооружены,
имея большое количество Р-51 "Мустанг" и "Корсар". Результаты
боевых действий оцениваются по-разному.
В середине 70-х ВВС получили первые реактивные самолеты: ими стали
Ф-86 "Сейбр" канадского производства и учебные Т-33 американского.
Впоследствии было закуплено еще четыре Ф-86К, ранее состоявшие на
вооружении ВВС Венесуэлы. Однако самолеты были в плохом состоянии и
летали весьма редко. Первые из 18 штурмовиков А-37Б "Дрэгонфлай"
прибыли в 1975 году. Все реактивные самолеты бвзировались на авиабазу
Сан Педро Суда. В это же время стали прибывать и вертолеты "Ирокез".
В конце 70-х-начале 80-х взоры гондурассцев обратились на
Ближний Восток, в частности на Израиль. В 1976-80 годах на вооружении
ВВС поступили 16 "Супер Мистеров" В. 2, ранее состоявших на вооружении
в Израиле. Евреи модифицировали эти ударные самолеты, заменив французские
двигатели на американские. Кроме того, самолеты могли нести УР
"Шафрир" израильского производства. Вместе с ними было закуплено два
транспортных самолета IАI-201 "Арава" и единственный IАI-1124 "Уэствинд"
(использовавшийся для перевозок ОВП).
Полученные "Супер Мистеры" базировались на новой базе - Ла Гейба. К
этому моменту "Сейбры" уже были сняты с вооружения. В 80-х ВВС тоже не
оставались без дела: повстанцы с соседнего Сальвадора частенько
пересекали границу, кроме того, ВВС поддерживали действия "контрас",
боровшихся с коммунизмом в Никарагуа.
Причем пилоты "Супер Мистеров" действовали как против наземных
частей,так и против их авиации. Например, 13 сентября 1984 года во
время боев недалеко от города Халапа одному из летчиков удалось
сбить пушечным огнем никарагуанский Ми-8.
После завершения в 1990 году гражданской войны в Никарагуа
напряженность на границе стала спадать и "Саары" (а именно такое
наименование получили самолеты в Израиле) стали подниматься все
реже и реже.
Сейчас ВВС Гондураса выполняют другую задачу, а именно борьба
с легкомоторынми самолетами, перевозящими наркотики. В связи с
этим связывают и планы модернизации ВВС. Так, в 1998 году руковод
ство ВВС приняло решение ввести в строй 11 "Сааров", снятых с
вооружения в 1996 году. По проекта в модернизации этих самолетов
должны будут участвовать (и по всей видимости уже участвуют)
израильские фирмы.
Супер Мистер ВВС Гондураса 1976 год.
Дальнейшее развитие ВВС связывается именно с США и их кредитами
на борьбу с наркомафией. Сейчас работу перехватчиков выполняют
около десятка закупленных в 1987 году Ф-5Е "Тайгер".
Уголок неба. 2004
|