Первые шаги.
Военная Авиация, с её
динамичным настоящим и светлым будущим,
имеет славную историю, включая и постоянную
борьбу за свободу и независимость Греции. В
1911 г. Греческое Правительство поручило
французским специалистам создание Службы
Греческой Авиации. В рамках данной попытки,
были откомандированы на обучение во
Франции 6 офицеров, чтобы стать лётчиками и
одновременно были заказаны у французской
фирмы «Farman» первые военные самолёты. 8
Февраля 1912 г. в Греции осуществился первый
полёт на самолёте типа Nieuport 50 л.с. лётчиком
Аргиропулосом Эммануилем. В тот же день
Аргиропулос осуществил и второй полёт, имея
на борту самолёта Элефтериоса Венизелоса,
тогдашнего премьер-министра страны.
13 Мая 1912 г. лейтенант Камберос Димитриос на
первом военном самолёте типа Henry Farman,
осуществил свой первый полёт в Грецию, а
потом он принял участие на военные учения. В
июне того же года, когда начали рассмотреть
вопрос о создании Службы Морской Авиации,
Камберос, превратив первый самолёт Henry Farman в
гидроплан, которому дали имя "Дедал",
летел со средней скоростью в 110 км/час,
установив новый мировой рекорд. Тогда же
другой пионер Авиации, Караманлакис
Александрос, пытаясь совершить полёт с
Палео Фалиро в Патры на самолёте типа Bleriot 50
л.с., совершил безуспешную вынужденную
посадку на воду в Коринфийский залив и
погиб, открывая Пантеон жертв греческой
эпопеи покорения воздушного пространства.
В конце сентября 1912 г., в г. Ларисе, была
сформирована «Рота Лётчиков» четырьмя
греческими офицерами – лётчиками. Первая
военная авиационная часть – стала
реальностью.
Балканские войны
Деятельность греческих лётчиков в течение
Балканских войн делала заметным применение
самолёта в качестве передового военного
средства. 5 октября 1912 г. осуществился
первый разведывательный полёт на фронте
Фессалии. Последовали и другие задачи:
сбрасывание самодельных бомб на
оборонительные сооружения в Бизани, а также
сбрасывание продовольствия и газет
осаждённым жителям г. Янины. 24 января 1913 г.
впервые в мире осуществилась
воздушно-морское сотрудничество над
Дарданеллами, ставшим рубежом в истории
морских операций.
Лейтенант Мутусис Михаил и знаменщик
Мораитинис Аристидис, летая на гидроплане
типа Maurice Farman составил схему позиций
турецкого флота, против которого выбросили
и 4 бомбы. Это событие вызвало обширные
комментарии греческой и мировой прессы. 4
апреля 1913 г. младший лейтенант авиации
Аргиропулос Эммануил погиб при падении его
самолёта Bleriot XI, становясь первой жертвой,
уплаченной Греческой Авиацией, положив
конец авиационной деятельности в
Балканских Войнах 1912 – 1913 г.г.
Первая
мировая война Со
вступлением Греции в Первую Мировую Войну
на стороне союзников, открылись новые
перспективы в организацию Военно-Воздушной
и Морской Авиации. Сразу же после
подготовки персонала в Авиационных
Училищах «Седес» и «Мудрос», были
формированы первые Греческие боевые
эскадрильи. 531-ая эскадрилья истребительной
авиации, 532-ая и 533-ая разведывательные и
бомбардировочные эскадрильи совершали
непрерывные полеты над вражескими линиями.
В боевые действия этих эскадрильей входили:
патрулирование с ведением воздушной
разведки, фотографирование и сбор ценных
разведывательных сведений, как и нападение
на вражеские окопы. Корпус Морской Авиации,
эскадрильей Z, выполнял ночные пограничные
налёты, поиски подводных лодок и поражения
жизненно важных целей и вступал в воздушные
сражения. В число важнейших боевых заданий
входили: в июне 1917 г. ночные налёты на
полуострове Каллиполиса – Константинополя,
яростные бомбардировки с воздуха позиций
врага, нападения на немецкие крейсеры «Гебен»
и «Бреслау», непрерывные налёты при битве в
местности Скра Ди Леген, как и
бомбардировки Измира. В борьбе за свободу и
независимость пали смертью храбрых 17
лётчиков.
Кампания
Малой Азии В мае 1919 г.
греческие вооружённые силы, с согласия
союзников высадились на берег у Измира,
чтобы освободить своих порабощённых
братьев и греческих земель. Греческая
авиация, несмотря на недостаточность
средств, активно участвовала в операциях,
четырьмя эскадрильей Военной Авиации и
одной эскадрильей Морской Авиации.
С 1919 г. по конец 1922 г. Авиация развёртывала
многосторонние операции по разведке,
фотографированию, бомбардировке наземных
целей, но не обошлось и без воздушных
сражений. Таким образом Авиация, в 1921 г.,
успешно покрывала фронт, протяжённостью в
700 км. Особое место в действиях эскадрилий,
занимали задания по бомбардировке Кютахи и
Эски Шехира.
Греческая Авиация поддержала
неослабевающей интенсивностью, как
наступление Греческой полевой армии, так и
её последующее отступление, исчерпывая все
пределы по результативности имеющихся в её
распоряжении средств.
Является достойным воспоминания воздушный
бой от 12 июля 1922 г., при котором лётчик
Ставропулос Христофорос сбил турецкий Briguet
северо-восточнее Афион Карахисара. После
жёстких сражений Греческая авиация среди
последних отступила от ионической земли. 23
летчика отдали свою жизнь для воплощения в
жизнь «Великой Идеи».
Период
между двумя мировыми войнами
После
окончания кампании Малой Азии последовал
долгий мирный период, когда Военная Авиация
перестраивалась и модернизировалась. С 1925 г.
ею были получены новые типы самолётов, в
основном английской и французской
конструкции (Gloster Mars, Nighthawk, Fairey 111 F, Horsley, Avro 621
и 626 и Breguet Bre 19).
В сотрудничестве с английской фирмы Blackburn
Aeroplane был создан в Фалиро завод по
изготовлению самолётов, где производились
гидропланы T.3A Velos и самолёты Atlas и Avro 504.
8 июня 1928 г. был установлен знаменательный
рекорд для возможностей тогдашней
Греческой Авиации. Самолёт Breguet Bn 19 «ЭЛЛАС»,
переделанный соответствующим образом и
пилотируемый лейтенантом Пападакосом
Евангелосом с помощью полковника –
наблюдателя Адамидиса Христоса, взлетел с
Патры и приблизительно за 20 дней облетел
Средиземное море, покрывая расстояние в 12.000
км.
В 1930 г. было создано Министерство Авиации и
объединённая Военная Авиация, стала
самостоятельным видом Вооружённых Сил.
Первым министром Авиации стал Венизелос
Элефтериос, поручая дело по комплексной
реорганизации ВВС опытному лётчику Заннасу
Александросу. В
сотрудничестве с языковедом
Триандафиллидисом Манолисом, были
установлены новые названия званий,
употребляемые и по сегодняшний день.
В 1931 г. в Татои, было создано Авиационное
Училище, в последующем переименованное в
Училище Икаров, которое стало питомником
новых офицеров. Создание Метеорологической
Службы явилось жизненно важным достижением
по обеспечению безопасности полётов, а её
деятельность беспрепятственно
продолжается по настоящее время.
В 1934 г. был создан Главный Штаб ВВС. В рамках
программы по модернизации ВВС в дальнейшем
были получены самолёты нового типа: P.L.Z. P.24,
Dornier Do 22, Avro Anson, Potez Po 63, Henschel Hs 126, Fairey Battle и
Bristol Blenheim, и выполнены значительные
инфраструктурные работы.
Греческо
– итальянская война … Немецкое вторжение
С
момента объявления греческо – итальянской
войны, 77 греческих самолётов передовой
линии были вызваны противостоять 463
итальянским. Несмотря на сокрушительное
превосходство итальянской Regia Aeronautica,
Греческая Авиация, с первых же дней войны,
благодаря несравненному самопожертвованию
экипажей самолётов и при достаточной
поддержки остального личного состава,
сорвала планы противника, потому что ей
удалось препятствовать действиям
итальянской авиации, собирать сведения о
движениях врага, уничтожить значительные
вражеские пути снабжения и предоставлять
дружественным армиям прикрытие с воздуха.
Достойно упоминать поручение от 2 ноября 1940
г., когда самолёт Breguet Bre 19, выполняя полёт на
малой высоте вдоль албанских границ,
обнаружил итальянскую дивизию альпинистов
«Julia» в тот самый момент, когда она
проникнула в горы Пинд и готовилась к
захвату города Мецовона. Это событие
изменило коренным образом положение на
фронте в пользу греков. В тот же день,
лейтенант авиации Митралексис Маринос, при
воздушном сражении и после того, как он
израсходовал все свои боеприпасы, «ударил»
воздушным винтом своего самолёта типа R.Z.L.
рулевое устройство итальянского трех
моторного бомбардировщика, в результате
чего уничтожен о землю итальянский самолёт.
И при наступательных боях действия
греческой авиации продолжались с
неослабевающей интенсивностью, успешно
давая отпор в марте 1941 г. весеннему
наступлению врага. Немецкое
вторжение и, явное с самого начала, неравное
столкновение с Luftwaffe, не мешало греческим
лётчикам полностью выполнять свой долг.
В целом, Греческой авиацией, были сбиты 64
вражеских самолёта, но считается вероятным
сбивание ещё 24 других самолёта.
Оплачиваемая за свободу цена – это 52
погибших лётчика.
Ближний
Восток – Италия
С первых же дней
вражеского вторжения, Греческая Авиация
начинает свою реорганизацию, располагая 5
самолётами типа AVRO ANSON, экипажам которых
после падения фронта, удалось вылететь на
Ближний Восток.
Министерство Авиации, находящееся в Кайре
осуществляет Высшее командование
Греческой Военной Авиации на Ближнем
Востоке. В г. Газе Палестины были созданы
части по ремонту и технической подготовки.
В центрах Южной Родезии и Африки
подготавливаются курсанты школы пилотов и
курсанты других технических
специальностей.
Самолётами типа HURRICANE были образованы 2
греческих истребительных эскадрильи,
которые действуют вместе с Союзными
Воздушными Силами в общей войне
развертывающейся на Ближнем Востоке.
Боевые задания греческих эскадрилий
Ближнего Востока: сопровождения конвоев,
поиски подводных лодок, боевые дозоры,
разведка, атаки и перехватки вражеских
самолётов.
Летом 1943 г. 2 греческих истребительных
эскадрильи участвуют в запланированных
союзниками масштабных налётах, по
поражению немецких военных целей на
острове Крит - стратегический плацдарм
немцев к Ближнему Востоку.
Жертвы авиации: 86
офицеров и унтер-офицеров. Их боевые
действия, которых вызвали восхищение всего
греческого народа и тогдашнего
правительства. Английский министр авиации
Sinclair, между прочим написал, и следующее:
Южная
Корея
В ноябре 1950 г. Греция
содействует Объединённым Нациям, направляя
в Южную Корею 13-ое Звено транспортных
самолётов, состоящее из 8 самолётов типа DACOTA
C-47 и 67 офицеров и солдат.
До мая 1955 г. 13-ое греческое звено выполняет,
при неблагоприятных условиях, 2.916 боевых
заданий и отличается смелостью и
решительностью их экипажей.
В Южней Корее потери греческого звена
ограничивались 12 офицерами и унтер-офицерами
и 2 самолётами. Экипажи, которые участвуют в
этой безжалостной войне, и периодически
сменяются, были почтены президентами США и
Южной Кореи.
Первые
реактивные самолёты
В 50-ые годы, со
вступлением страны в НАТО, был приведен в
действие обширный проект по модернизации и
развитии Военной Авиации. Она была
реорганизована на новых началах,
приспосабливаясь к требованиям
современного развития.
Получением учебно-тренировочных самолётов
типа Е-33А начался обмен винтовых самолётов
реактивными самолётами. 21 сентября 1951 г.
приземлились на военной базе в Элефсине
первые два учебных самолёта типа Silver Star.
Одновременно, вместо существующей до тех
пор организации ВВС, состоящей из Главного
Штаба ВВС и Авиационных Баз, были одобрены 5
уровней командования: Главный Штаб,
Командование ВВС, Авиационные Крылья,
Авиационные Отряды и Эскадрильи.
Образование Командований, как
промежуточный уровень руководства между
Главным Штабом ВВС и Подразделениями,
составило решительный шаг к
децентрализации и осуществлении
эффективного управления..
30 мая 1952 г., в рамках данного
типа командования, было создано 110-ое Боевое
Авиационное Крыло в г. Ларисе.
Новообразованные боевые крылья получили
первые боевые ракетные самолёты типа F-84G.
Первая боевая эскадрилья jet – 337-ая
эскадрилья истребителей –
бомбардировщиков была снабжена этим типом
самолётов. В 1953 г., из данной эскадрильи были
формированы первый авиационный отряд
высшего пилотажа. Данный отряд, участвовал
в десятках авиационных демонстрациях в
Греции и за рубежом, 4-мя самолётами Thunderjets,
завоёвывая славу и известность на мировом
уровне.
Поэтапно, были сформированы самолётами F-84G,
4 эскадрильи истребителей –
бомбардировщиков: 336-ая, 338-ая, 339-ая и 340-ая.
Самолёты первого
поколения
В 1954 г. были получены самолёты
типа F-86-E Sabre и поэтапно были сформированы
эскадрильи перехватчиков 341-ая, 342-ая и 343-ья.
В том же году был создан и Смешанный Центр
Аэрофотосъёмки, который и по настоящее
время оказывает Военным Силам и всему
обществу свою помощь в области
аэрофотосъёмки.
В 1955 г. в рамках программы по реорганизации
системы управления полётами самолётов,
была включена в 28-ое Тактическое
Авиационное Командование 142-ая Группа
управления тактической авиации, которая
позже переросла в Авиационное Крыло.
В 1956 г. было сформировано 114-ое Боевое
Авиационное Крыло и к её силам
присоединились эскадрильи самолётов F-86E «Греческое
Пламя», сформированное в августе 1957 г.
самолётами F-86E 341-ой эскадрильи дневных
истребителей – перехватчиков. Самолёты
эскадрильи, украшенные впечатляющими
синими, белыми и оранжевыми красками,
достойно продолжали успешный путь первого
«ACROTEAM», а её пилоты получали множество
почётных отличий. В 1957 г. был
получен Авиацией новый тип военных
реактивных самолётов, F-84F. 335-ая эскадрилья
истребителей – бомбардировщиков была
снабжена самолётами Thunderstreaks, а силы 335-ой
эскадрильи тактической разведки были
дополнены самолётами тактической разведки
RF-84F Thunderflash.
В мае 1960 г. из 110-ого прилетели в 114-ое Боевое
Авиационное Крыло самолёты типа F-84F 335-ой
эскадрильи истребителей –
бомбардировщиков, которое приняло на себя
роль ударной силы (strike). В июле того же года,
335-ая эскадрилья тактических воздушных
перевозок успешно выполнила операцию по
спасению греков, проживающих в Конго. В 1960 г.
была сформирована 350-ая эскадрилья «НИКИ» («ПОБЕДА»),
вооружённая современными ракетами класса «земля
– воздух». В том же году были получены ВВС
самолёты всепогодных перехватчиков, типа
F-86D Sabre, которыми были дополнены силы 337-ой
эскадрильи всепогодных истребителей.
В
марте 1961 г., после завершения важных работ
инфраструктуры, была образована 117-ая
Боевая Авиационная Группа, которая и
получила самолёты типа F-84F, принадлежащие
339-ой эскадрилье истребителей –
бомбардировщиков. В апреле 1965 г. 114-ым Боевым
Авиационным Крылом получены самолёты типа
F-104G. Самолетами Starfighters была сформирована 335-ая
эскадрилья истребителей –
бомбардировщиков, самолёты F-84F которой были
включены в состав новообразованной
эскадрильи истребителей –
бомбардировщиков. В начале 1965 г. была
создана и вторая эскадрилья самолётов F-104G
– 3 36-ая Эскадрилья Ударной Силы.
Самолёты
второго поколения
В
июле 1974 г. 354-ая эскадрилья самолётов типа
Noratlas, написала блестящую страницу в истории
Военной Авиации операцией по перевозке
греческих десанто – диверсионных войск с
острова Крит на остров – мученик Кипр.
Несмотря на ветхость самолётов и на
неблагоприятные условия полёта, 12 из 18
самолётов участвующих в миссию «НИКИ» («ПОБЕДА»)
совершили посадку на аэродром Никосии. Был
сбит самолёт Noratlas, вследствие чего погибли 4
члена экипажа и 27 десантников –
парашютистов. 1975 год явился
переломным пунктом в модернизации ВВС.
Летом 1975 г. были получены первые
всепогодные бомбардировщики типа А-7Н Corsair,
которые были переданы 340-ой, 345-ой и 347-ой
эскадрильям – бомбардировщикам 115-го
Боевого Авиационного Крыла.
4 августа 1975 г. приземлились на базу 114-го
Боевого Авиационного Крыла первые два
самолёта типа Mirage F.1 CG. Самолёты Mirage F.1 CG,
оборудованные современными системами
вооружения и аэронавигационными системами
управления, сначала были приданы 342-ой, а
спустя два года – 334-ой Всепогодной
Эскадрилье. В сентябре были
получены транспортные самолёты типа С-130,
которые были переданы 356-ой Эскадрилье
Тактических Перевозок и радикально
преобразив характер тактических воздушных
перевозок.
В декабре были включены в 335-ую Эскадрилью
Тактических Перевозок противопожарные
самолёты типа Canadair CL-125, и с тех пор они
непрерывно оказывают помощь в борьбе с
тушением пожаров с воздуха на всей
территории Греции.
В 1976 была создана Школа Родов Войск при 117-ом
Боевом Авиационном Крыле. Эта школа, как
Центр Воздушной Авиационной Тактики,
начиная с 1983 г.
испытывает новые оружия и новую тактику,
содействуя в высшей степени повышению
боевой способности Военной Авиации. В 1979 г.
ВВС включили в свой флот первые самолёты
типа RF-4E, которые были выделены 348-ой
Эскадрилье Тактической Разведки.
Самолёты
третьего поколения
Получение
самолётов третьего поколения послужило
толчком к наступлению новой эры для ВВС. В
апреле 1988 г. на базу 114-ого Боевого
Авиационного Крыла приземлились самолёты
типа Mirage 2000 EG/BG , которыми были вооружены,
сначала 331-ая, а год спустя и 332-ая
Всепогодные Эскадрильи. В январе 1989 г.
прилетели в Неа Анхиалос самолёты типа F-16 C/D
Block 30, которые и вошли в состав 330-ой и 346-ой
Эскадрильи 111-ого Боевого Авиационного
Крыла.
29 марта 1991 г. самолёты типа RF-84F, после 34 года
и 7 месяцев оперативных действий, были
изъяты. В ноябре 1992 г. получены и другие
самолеты типа RF-4E, и они были предоставлены
в распоряжение 348-ой Эскадрильи Тактической
Разведки. В течение 1997 г.
продолжалось процесс получения самолётов
третьего поколения. 27 июля 1997 г.
приземлились на базу 111-го Боевого
Авиационного Крыла первые четыре самолёта
типа F-16 Block 50. Новые самолеты, оснащённые
инфракрасной системой аэронавигации и
ночной наводки ограниченной высоты
передовой технологии (LANTIRN) и ракетами AMRAAM и
HARM, были переданы переформированы 341-ой и 347-ой
Всепогодным Эскадрильям.
На
заре XХI-ого Века
В
настоящее время современные самолёты –
истребители Mirage 2000 и F-16 составляют остриё
копья нашей Военной Авиации. И остальные
самолёты – легенды продолжают
предоставлять свои услуги.
На заре XXI-ого века стремление к
модернизации продолжается усилёнными
темпами. Программа по усовершенствованию
самолётов типа Phantom – в полном развитии.
Недавно была одобрена закупка ракетных
систем дальнего и ближнего действия, Patriot и
Crotal, которые будут в наибольшей степени
содействовать обороне национального
воздушного пространства. Новый
учебно-тренировочный самолёт типа Raytheon T-6A
Texan II коренным образом изменит характер
начальной и основной подготовки пилотов,
эффективнее подготавливая их к
пилотированию боевых самолётов четвёртого
поколения.
Скоро ожидаются решения по закупке новых
боевых многоцелевых самолётов, которые
будут включать в себя самую передовую
технологию в области системы
своевременного предупреждения, как и
нового типа транспортного самолёта. Так
Военная Авиация становится надёжной,
современной силой предотвращения,
способная встречать вызов нового века.
Данные сайта ВВС Греции
Уголок неба. 2004
|