В результате действий высшего руководства России при выходе из Чечни части
российской армий в 1992 году оставили практически все свое вооружение, в том
числе самолеты и средства ПВО. На авиабазе "Калиновская" Армавирским авиационным
училищем было оставлено 39 учебно-боевых самолета Л-39 "Альбатрос", 80 Л-29
"Дельфин", 3 истребителя МиГ-17, 2 тренировочных МиГ-15УТИ, 6 самолетов Ан-2 и 2
вертолета Ми-8. На авиабазе "Ханкала" осталось 72 Л-39 и 69 Л-29 "Дельфин".
Стоит отметить, что все самолеты были не боевыми, хотя при определенных
обстоятельствах их можно было использовать в качестве штурмовиков. Таким
образом, численный состав "ВВС Чеченской республики" оценивался в 265 самолетов,
не считая Ан-2 и двух вертолетов.
Однако по данным федеральной разведки к ноябрю 1994 года боеспособными было
около 40%, то есть всего около сотни боевых машин. А относить, например, снятые
с вооружения в 70-х годах МиГ-17 и МиГ-15УТИ к боевым самолетам можно с большой
долей иронии. Стоит отметить, что вполне вероятно техника была оставлена сознательно, так
потом из этого количества самолетов часть передали абхазцам для создания
собственных ВВС:
Отдельный вопрос о количестве летчиков для этих машин. Командующий ПВО
Сухопутных Войск России в начале конфликта оценивал количество подготовленных
летчиков в 41 человека. Однако скорей всего это были либо призванные из запаса
военные пенсионеры, либо пилоты гражданской авиации и лица, прошедшие лишь
начальную летную подготовку. Но кроме них в Грозном находилась группа из десяти
летчиков-инструкторов славянской национальности (есть вариант, что это были
именно те кадровые летчики российских ВВС, которые подготавливали, а потом и
перегоняли "альбатросы" для Абхазии). Именно они 6 сентября 1994 года на военном
параде в честь Дня Независимости в четком строю провели над центром Грозного
эскадрилью "Альбатросов".
Для базирования этих "ВВС" могли быть использованы три авиабазы: "Грозный -
Северный", "Ханкала" и "Калиновская". Кроме того, по некоторым данным велись
работы по приспособлению нескольких участков автострад для базирования
самолетов. ПВО авиабаз насчитывала 10 ЗРК "Стрела-10", 23 зенитно -
артиллерийские установки различных типов и 7 ПЗРК "Игла". Имелось и некоторое
количество ПЗРК "Стрела-3". Некоторые СМИ распространили данные, согласно
которым у отрядов моджахедов, воевавших на территории Чечни имелось некоторое
количество ПЗРК "Стингер" американского производства .
С самого начала образования ВВС оказались втянутыми в столкновения с отрядами
вооруженной оппозиции, которая базировалась в равнинных районах республики и
спонсировалась из Москвы. В составе отрядов оппозиционеров было большое
количество бойцов с военной подготовкой. Имелось и множество современного
вооружения, как например, ПЗРК. В ходе боев с войсками генерала Дудаева (по
существу такими же полупартизанскими формированиями) оппозиционерам удалось
сбить два самолета: Ан-2 21 сентября и Л-39 "Альбатрос" 4 октября (вероятно,
использовавшийся в качестве легкого штурмовика). В обоих случаях экипажи
погибли. С сентября 1994 годе над Чечней появляются и российские боевые самолеты и
вертолеты. Первоначально это были четыре довольно изношенных боевых вертолета
Ми-24, пилотированных летчиками, заключившими индивидуальные контракты с
Временным Советом Чеченской Республики - руководящим органом антидудаевской
оппозиции. Позже количество вертолетов увеличилось, а также добавились боевые
штурмовики Су-25. Эти современные машины пилотировали уже строевые летчики
российских ВВС. Все опознавательные знаки на самолетах и вертолетах были
закрашены. Мало того официальные власти полностью отрицали свою причастность к
этим вылетам. Действовали эти "неопознанные" вертолеты весьма успешно. Так, 30 сентября, 25
октября и 25 ноября они совершили налеты на контролируемые Грозным аэродромы,
уничтожив и повредив на земле несколько самолетов и вертолетов. 10 октября Ми-24
нанесли удар по отрядам генерала Дудаева, а 23 ноября совместно с Су - 25-по
месту дислокации чеченского танкового полка в Шали, уничтожив 21 танк и 4 БТР.
Как сообщается, в результате налета погиб 201 человек. 26 ноября уже семерка
Ми-24 прикрывали неудачный рейд оппозиции на Грозный. По заявлениям официального
Грозного один вертолет был сбит. Россияне и чеченцы эту потерю, конечно, не
подтвердили.
В начале декабря российские погранвойска заявили, что боевые вертолеты
Временного Совета сбили неопознанный транспортный самолет, летевший в сторону
Азербайджана. Теперь по прошествии десяти лет можно пролить свет на этот эпизод
воздушной войны. Автором победы был Ми-24В, а сбил российский летчик Ан-12,
который перевозил из Азербайджана оружие (в том числе 12 ПТУР и 8 ПЗРК) для
дудаевцев, а так же солидную партию долларов для "независимой Чечни". Расходятся
источники и в том, чем был поражен транспортник: так, по заявлению официальных
лиц на "Росвертоле" (пожелавших остаться неизвестными) Ан был поражен на
догонном курсе ракетой Р-63.
Это было последнее сообщение о мятежных ВВС - дальше началась Первая Чеченская
война: Естественно, что чеченские самолеты стали первой целью для российских налетов.
Бомбо-штурмовые удары наносились по 9 объектам. Утром 1 декабря 1994 года такому
удару подверглись "Ханкала" и "Калиновская", где по сообщениям печати было
уничтожены все находившиеся там машины.
Во второй половине дня был подвергнут налету и аэродром Грозный - Северный.
Здесь российские бомбы накрыли около десятка Ан-2, 6 Ту-134, в том числе и
личный самолет Д. Дудаева, 3 Ми-8 и 1 Ту-154. При этом летчики бомбили так,
чтобы для ремонта взлетных полос требовалось минимальное время. Всего же на этом
этапе по сообщению российских официальных лиц было уничтожено и повреждено 177
самолетов (что, конечно, явно завышенные цифры - часть самолетов была
небоеспособными, а часть - как мы уже упоминали раньше, передана Абхазии),
разрушено четыре хранилища с боеприпасами и вооружением. Это обеспечило
благоприятные условия для действий сухопутных войск в ходе всей последующей
операции. Уже в ходе Второй войны в печати появились сведения о попытках мятежников
создать собственную авиацию (нужную прежде всего для переброски оружия и связи).
Так, зимой 2000/2001 годов в Дагестане был обнаружен на одном из озер ледовый
аэродром, в Грозном спецназовцами во время очередной "зачистки" был захвачен
легкий самолет российского производства в разобранном виде. В ходе дальнейшего
расследования выяснилось, что аппарат вполне законно был продан в одну из
арабских стран.
(с) М. Жирохов, 2004-08-09
Уголок неба. 2004
|