Уголок неба ¦ История ВВС Ичкерии

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная история авиации история ввс
   История ВВС Ичкерии
             
          


 

В результате действий высшего руководства России при выходе из Чечни части российской армий в 1992 году оставили практически все свое вооружение, в том числе самолеты и средства ПВО. На авиабазе "Калиновская" Армавирским авиационным училищем было оставлено 39 учебно-боевых самолета Л-39 "Альбатрос", 80 Л-29 "Дельфин", 3 истребителя МиГ-17, 2 тренировочных МиГ-15УТИ, 6 самолетов Ан-2 и 2 вертолета Ми-8. На авиабазе "Ханкала" осталось 72 Л-39 и 69 Л-29 "Дельфин". Стоит отметить, что все самолеты были не боевыми, хотя при определенных обстоятельствах их можно было использовать в качестве штурмовиков. Таким образом, численный состав "ВВС Чеченской республики" оценивался в 265 самолетов, не считая Ан-2 и двух вертолетов.

Однако по данным федеральной разведки к ноябрю 1994 года боеспособными было около 40%, то есть всего около сотни боевых машин. А относить, например, снятые с вооружения в 70-х годах МиГ-17 и МиГ-15УТИ к боевым самолетам можно с большой долей иронии.

Стоит отметить, что вполне вероятно техника была оставлена сознательно, так потом из этого количества самолетов часть передали абхазцам для создания собственных ВВС:

Отдельный вопрос о количестве летчиков для этих машин. Командующий ПВО Сухопутных Войск России в начале конфликта оценивал количество подготовленных летчиков в 41 человека. Однако скорей всего это были либо призванные из запаса военные пенсионеры, либо пилоты гражданской авиации и лица, прошедшие лишь начальную летную подготовку. Но кроме них в Грозном находилась группа из десяти летчиков-инструкторов славянской национальности (есть вариант, что это были именно те кадровые летчики российских ВВС, которые подготавливали, а потом и перегоняли "альбатросы" для Абхазии). Именно они 6 сентября 1994 года на военном параде в честь Дня Независимости в четком строю провели над центром Грозного эскадрилью "Альбатросов".

Для базирования этих "ВВС" могли быть использованы три авиабазы: "Грозный - Северный", "Ханкала" и "Калиновская". Кроме того, по некоторым данным велись работы по приспособлению нескольких участков автострад для базирования самолетов. ПВО авиабаз насчитывала 10 ЗРК "Стрела-10", 23 зенитно - артиллерийские установки различных типов и 7 ПЗРК "Игла". Имелось и некоторое количество ПЗРК "Стрела-3". Некоторые СМИ распространили данные, согласно которым у отрядов моджахедов, воевавших на территории Чечни имелось некоторое количество ПЗРК "Стингер" американского производства .

С самого начала образования ВВС оказались втянутыми в столкновения с отрядами вооруженной оппозиции, которая базировалась в равнинных районах республики и спонсировалась из Москвы. В составе отрядов оппозиционеров было большое количество бойцов с военной подготовкой. Имелось и множество современного вооружения, как например, ПЗРК. В ходе боев с войсками генерала Дудаева (по существу такими же полупартизанскими формированиями) оппозиционерам удалось сбить два самолета: Ан-2 21 сентября и Л-39 "Альбатрос" 4 октября (вероятно, использовавшийся в качестве легкого штурмовика). В обоих случаях экипажи погибли.

С сентября 1994 годе над Чечней появляются и российские боевые самолеты и вертолеты. Первоначально это были четыре довольно изношенных боевых вертолета Ми-24, пилотированных летчиками, заключившими индивидуальные контракты с Временным Советом Чеченской Республики - руководящим органом антидудаевской оппозиции. Позже количество вертолетов увеличилось, а также добавились боевые штурмовики Су-25. Эти современные машины пилотировали уже строевые летчики российских ВВС. Все опознавательные знаки на самолетах и вертолетах были закрашены. Мало того официальные власти полностью отрицали свою причастность к этим вылетам.

Действовали эти "неопознанные" вертолеты весьма успешно. Так, 30 сентября, 25 октября и 25 ноября они совершили налеты на контролируемые Грозным аэродромы, уничтожив и повредив на земле несколько самолетов и вертолетов. 10 октября Ми-24 нанесли удар по отрядам генерала Дудаева, а 23 ноября совместно с Су - 25-по месту дислокации чеченского танкового полка в Шали, уничтожив 21 танк и 4 БТР. Как сообщается, в результате налета погиб 201 человек. 26 ноября уже семерка Ми-24 прикрывали неудачный рейд оппозиции на Грозный. По заявлениям официального Грозного один вертолет был сбит. Россияне и чеченцы эту потерю, конечно, не подтвердили.

В начале декабря российские погранвойска заявили, что боевые вертолеты Временного Совета сбили неопознанный транспортный самолет, летевший в сторону Азербайджана. Теперь по прошествии десяти лет можно пролить свет на этот эпизод воздушной войны. Автором победы был Ми-24В, а сбил российский летчик Ан-12, который перевозил из Азербайджана оружие (в том числе 12 ПТУР и 8 ПЗРК) для дудаевцев, а так же солидную партию долларов для "независимой Чечни". Расходятся источники и в том, чем был поражен транспортник: так, по заявлению официальных лиц на "Росвертоле" (пожелавших остаться неизвестными) Ан был поражен на догонном курсе ракетой Р-63.

Это было последнее сообщение о мятежных ВВС - дальше началась Первая Чеченская война:

Естественно, что чеченские самолеты стали первой целью для российских налетов. Бомбо-штурмовые удары наносились по 9 объектам. Утром 1 декабря 1994 года такому удару подверглись "Ханкала" и "Калиновская", где по сообщениям печати было уничтожены все находившиеся там машины.

Во второй половине дня был подвергнут налету и аэродром Грозный - Северный. Здесь российские бомбы накрыли около десятка Ан-2, 6 Ту-134, в том числе и личный самолет Д. Дудаева, 3 Ми-8 и 1 Ту-154. При этом летчики бомбили так, чтобы для ремонта взлетных полос требовалось минимальное время. Всего же на этом этапе по сообщению российских официальных лиц было уничтожено и повреждено 177 самолетов (что, конечно, явно завышенные цифры - часть самолетов была небоеспособными, а часть - как мы уже упоминали раньше, передана Абхазии), разрушено четыре хранилища с боеприпасами и вооружением. Это обеспечило благоприятные условия для действий сухопутных войск в ходе всей последующей операции.

Уже в ходе Второй войны в печати появились сведения о попытках мятежников создать собственную авиацию (нужную прежде всего для переброски оружия и связи). Так, зимой 2000/2001 годов в Дагестане был обнаружен на одном из озер ледовый аэродром, в Грозном спецназовцами во время очередной "зачистки" был захвачен легкий самолет российского производства в разобранном виде. В ходе дальнейшего расследования выяснилось, что аппарат вполне законно был продан в одну из арабских стран.

 

(с) М. Жирохов, 2004-08-09



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100