ВВС Ирана были
основаны в середине 20-х годов.
Первоначально на вооружении состояли De
Havilland DH-82 Tiger Moth, Hawker Furi, Audax и Hind. Во время
шахского правления из США было
поставлено большое количество
самолетов и вертолетов, включая 79
F-14A Tomcat, 32 F-4D Phantom, 177 F-4E и 16 RF-4E, 140 F-5E и 28
двухместных F-5F. Однако после 4 ноября 1979
года и введенного США эмбарго
поддерживать эту технику в летном
состоянии было очень затруднительно,
однако иранцы старались как то решать
эту проблему: где закупками на "черном"
рынке (показателен в этом плане скандал
"Иран-контрас"), где и организацией
производства запчастей на собственных
предприятиях. После революции
единственными закупками авиатехники на
Западе были 35 Pilatus
PC-7, 15 PC-6 Porter и 15 EMB312 Tucano (куплены в 1983 -90 гг.). Основу
же парка составляли самолеты советского
и китайского производства, как то F-7M, МиГ-29,
Ан-74, Су-24МК и Ил-76ТД.
В ходе войны 1991 года в
Иран перелетело несколько десятков
самолетов , которые были поставлены в
строй и из них организованы
подразделения. Так на например
произошло с "Mirage" F1BQ/EQ. Кроме
того, местная авиапромышленность
активно занимается разработками
собственных самолетов и вертолетов и
модернизацией имеющегося парка. Все
проекты перечислить затруднительно из-за
продолжающейся изоляции страны, но
некоторые подробности все таки приведем:
- Симорх
- конверсия Northrop F-5A в F-5B фирмой Iran Aircraft Manufacturing Industries
(IAMI);
- Шафагх
- двухместный самолет для
первоначального обучения и штурмовик.
Создан на основе кооперации с
российскими авиастроителями. Детали
неизвестны, по крайней мере
установлены российские катапультные
кресла;
- Парацу
- модернизация Beech F33 Bonanza;
- Азаракш -
модернизация F-5E;
- JT2-2 "Тазарв"
- третий прототип
реактивного "Дорна", который
предполагается использовать как
тренировочный самолет
- Щахед 274
- вертолет иранского производства,
созданный на основе компонентов
вертолетов нескольких типов, прежде
всего Bell 206;
- Шавабиз 75
- переделанный под другой двигатель Bell 214C;
- Проект 2061
- переделка Bell 206;
- Проект 2091
- программа модернизации AH-1J;
- Иран-140 -
программа лицензионного выпуска Ан-140.
Из новых поступлений
стоит отметить появление на вооружении
у Корпуса Исламских стражей "новых"
Су-25 в 2003 году. Источник получения
неизвестен.
В середине 70-х
годов от ВВС отделилась армейская
авиация. В шахские времена на ее
вооружении состояли около 300 Bell 214As, 200+ Bell AH-1J
"Кобра", 185 Agusta-Bell 206, примерно 100 AB205
и 66 CH-47C "Чинук". Из самолетов
стоит отметить Cessna O-2, Cessna-185, Cessna 310, Dassault Falcon
20E,
Rockwell AC690 Aero Commander и Fokker F27. На сегодняшний
день только самолеты двух последних
типов все еще способны подняться в
воздух. Из послереволюционных закупок
стоит сказать о 9(?) Harbin Y-12.
Морская
авиация состоит из 20 или 30 SH-3D Sea King и
некоторого количества AB212ASW. Кроме
того, на вооружении имеются также
несколько RH-53D, AB205A и AB206A.
Патрулирование в интересах флота
осуществляют также несколько
Dassault Falcon 20E и Fokker F27-400M.
Боевой
состав ВВС Ирана (по состоянию на 2005 г.)
Истребительно-бомбардировочные
эскадрильи
4 ИБ эскадрильи 65 F-4D/E, 4 -
с 60 F-5E/F, 1 - 30 Су-24MK (включая несколько иракских), 7 Су-25K
(бывшие иракские машины), 24 Mirage F-1E (бывшие иракские)
Истребительные
2 иаэ с 25 F-14, 1 с 24 F-7M, 2 с 25
МиГ-29A/УБ (включая бывшие иракские)
Морской разведки
5 P-3MP
ДРЛО
1 Ил-76 (быв. иракский)
Разведчики
1 раэ с 6 RF-4E
Транспортные
эскадрилья заправщиков с 3 Boeing
707, 1 Boeing 747
5 траэ с 4 Boeing 747F, 1 Boeing
727, 18 C-130E/H, 3 Commander 690, 10 F-27, 1 Falcon 20, 2 Jetstar, 10
PC-6B, 2 Y-7, несколько Ил-76 (бывшие иракские), 9 Y-12(II)
Вертолеты
2 AB-206A, 30 Bell 214C, Shabaviz 2061 , 2
CH-47
Тренировочные
20 Beech F-33A/C, 15 EMB-312, 40 PC-7, 7
T-33, 15 FT-7, 20 F-5B, 8 TB-21, 4 TB-200, 22 MFI-17
(с) М.Жирохов
Уголок неба. 2004
|