До 1971 года это небольшое государство находилось под управлением английского генерал-губернатора. При нем были сформированы Силы Национальной Безопасности. А произошло это 30 марта
1968 года при непосредственной английской помощи. Так, в числе прочего было получено два вертолетa Уэстланд "Уирлвинд", на которых правда летали английские же пилоты.
В декабре 1971 года ВВС получили и первые боевые самолеты: три "Хантера" Ф.78 и один тренировочный Т. 79. В 1974 году ВВС стали независимыми от Сил Национальной Безопасности и
получили современное название - Эмирские Военно-воздушные силы Катара, основной задачей которых стала поддержка наземных подразделений. Для этой цели были закуплены четыре Уэстланд "Коммандо" Мк. 2А,
которые были сведены в 9-ю эскадрилью. Кроме того для перевозки особо важных персон был закуплен один Мк. 2С, что позволило вывести из боевого состава устаревшие "Уирлвинды". Отдельно было
организовано и авиационное подразделение Полиции Катара. Полицейские эксплуатировали до 1983 года два вертолета "Газель", впоследствии переданные на баланс ВВС.
Доходы от экспорта нефти позволили начать перевооружение ВВС. Так, в декабре 1979 года был подписан контракт на поставку шести ударных "Альфа Джет": первые три машины приземлились
на авиабазе Доха (кстати единственной в стране) в октябре 1980 года. Эти самолеты организовали в 11-ю эскадрилью. В конце 1980 года во Франции был подписано соглашение о поставках 12 истребителей
"Мираж" Ф.1 и двух тренировочных Ф. 1 ДДА. Однако первый самолет приземлился в Катаре только в июле 1984 года, так как согласно все того же соглашения французы обязались подготовить и пилотов, что и
было проделано за прошедшие четыре года на авиабазе Мон-де-Марсан.
В 80-х значительно обновился и вертолетный парк: 9-я эскадрилья в 1982 году была дополнена шестью "Супер Пумами", туда же попали и 8 "Коммандо" Мк. 3 и 12 вооруженных ПТУР "Хот"
"Газелей". Однако впоследствии из "Коммандо" организовали 8-ю эскадрилью с основной задачей борьба с надводными судами (одновременно приспособив их для несения ПКР), а "Газели" попали в 6-ю
эскадрилью. Туда же попали и "полицейские" "Газели" и три Уэстланд "Линкс" Мк. 28, которые использовались для разведки и наблюдения.
В это время для перевозки правительственных лиц использовались два Боинга 707 и один более современный Боинг 727.
В ходе войны в Персидском заливе 1991 года Катар поддержал США и ее союзников. Так, на
авиабазе Доха базировались канадские и французские ударные самолеты. "Миражи" и "Альфа Джеты" ВВС Катара тоже приняли довольно активное участие, сопровождая союзнические штурмовики во время ударов по
иракским объектам в Кувейте. Это был первый в истории ВВС случай боевого использования.
В середине 1994 года появились сообщения, что 11 уцелевших "Миражей" Ф. 1ЕДА и два Ф. 1ДДА были проданы в Испанию.
Военно-воздушные силы, численность которых составляет около 1500 человек, организационно состоят из штаба (г. Доха), 6 авиационных эскадрилий, двух батарей ПВО (оснащенных 18 ЗРК
"Усовершенствованный Хок" и "Рапира"), а также подразделений обеспечения.
Авиационные эскадрильи:
-
7-я истребительно-штурмовая (ВВБ Аль-Гарийе, 9 истребителей "Мираж" 2000-5EDA и 3 "Мираж" 2000-
5DDA);
-
11-я истребительно-штурмовая (ВВБ Аль-Гарийе, 5 "Альфа Джет");
-
транспортная (ВВБ Доха, 2 Boeing 707-320, 1 Boeing 727-200, 2"Фалькон" 900 VIP и 1 Airbus A340-200
в VIP-конфигурации);
-
6-я, 8-я и 9-я вертолетные (ВВБ Доха, 3 транспортных S-61 Mk2A "Коммандо", 8 S-61 Mk3 "Коммандо" в варианте ударного с ПКР АМ-39 "Экзосет", 6 SA330J
"Пума", 6 AS332F "Супер Пума"
и 10 вооруженных ПТРК "Хот" вертолетов SA-342L/G "Газель").
По неподтвержденным данным, в составе авиаотряда, обслуживающего королевскую семью, имеется по одному самолету Airbus A300, A310, A320 и Boeing
747SP. Кроме того, в распоряжении полиции находится 3 вертолета "Линкс" HC.28 и 2 вертолета SA341G "Газель".
Военно-воздушные базы: Доха и Аль-Гарийе.
В начале 2001 г. было объявлено о планах по закупке партии тактических истребителей F-16C/D для формирования отдельной авиаэскадрильи, однако до настоящего времени реального
воплощения этих планов не произошло.
Уголок неба. 2005
|