Кувейт - небольшое государство, расположенное между Ираком и Саудовской Аравией, был под британским протекторатом с 1897
года. Добыча нефти, начатая в 1946 году, сделала Кувейт богатым.
Современные воздушные силы страны ведут свое начало от авиационного крыла Департамента Кувейта, которое состояло из нескольких "остеров"
различных модификаций и пары DeHavilland DH104 Dove. "Настоящие" ВВС были сформированы в 1961 году. Основу его составили четыре вертолета "Уирлинд" и шесть BAC/Hunting Jet Provost T.51. На
первых порах технику пилотировали и обслуживали британцы. В 1964 году дошло дело до закупки и настоящих ударных самолетов - это были Хаукер "Хантеры". Однако основная роль все же отводилась
транспортной авиации - в 1963 году купили пару DHC-4 Caribou, в 1969 - Argosy и наконец в 1971 - два Lockheed L-100-20.
Кувейт стал одним из немногих государств, купившим перехватчики Lightning английского производства (в конце 60-х партия из 12 машин +
2 учебные прибыла в страну).
Недостаток местного технического персонала приводил к тому, что современные самолеты использовались не на полную мощность. Особенно
отчетливо это стало видно, когда в марте 1973 года во время столкновений на границе с Ираком ВВС Кувейта не смогли эффективно противостоять противнику. Сразу же был проведен конкурс (благо денег
было ну очень много) на поставки новых самолетов, в результате французы выиграли контракт на поставку 18 перехватчиков "Мираж" Ф. 1СК и двух тренировочных Ф. 1БК. Контракт был дополнен 24
вооруженными ПТУР "Хот" вертолетами "Газель" и 10 "Пумами".
В 1974 году был подписан контракт на поставку 10 Дуглас А-4 "Скайхок" и 6 тренировочных. Правда из-за технических трудностей первые
самолеты поступили на вооружение ВВС только в 1977 году. Пилоты и техники "под Скайхоки" тренировались в США, а вот для "Миражей" - на территории страны под руководством французских и
пакистанских советников. Одновременно была принята программа переоборудования аэродромов и закупки новейших ЗРК "Усовершенствованный Хок".
С началом в 1980 году ирано-иракской войны иранские ВВС не считались с независимостью небольшой страны, частенько нарушая воздушное
пространство. По крайней мере один раз (в октябре 1981 года) кувейтские объекты подверглись атаке иранских "фантомов".
В 1980 году ВВС Кувейта представляли собой компактные воздушные силы. Истребительный компонент был представлен эскадрильей "Миражей" с
базированием на Али Салим Сабах, две эскадрильи "Скайхоков", эскадрильей легких штурмовиков с 9 "Страйкмастерами", транспортной эскадрильей с базой на международный аэропорт Кувейта с 2
Л-100-20, двумя Дуглас ДС-9 и 12 "Пумами". Вертолетный компонент был представлен двумя эскадрильями: боевой с 12 "Газелями", вооруженными ПТУР "Хот" и связной с вертолетами такого же типа, но
без вооружения.
В 1983 году в связи с поставками 9 "Миражей" Ф. 1 (и четырех учебно-боевых) была сформирована вторая истребительная эскадрилья. В
связи с обострением ситуации в Заливе были срочно закуплены 6 "Супер Пум", могущих нести по две ПКР "Экзесет". С получением четырех Л-100-30, оставшийся один Л-100-20 (второй разбился в 1980)
был продан.
Особенно остро стоял вопрос подготовки пилотов, поэтому вскоре на авиабазе Ахмед эль-Джабер была организована летная школа. Туда же
была куплена и техника: 12 "Хоков" в 1985 и 16 "Тукано" в 1989.
Нормальное развитие ВВС было прервано иракским вторжением 2 августа 1990 года. "Миражи" вовремя не смогли отреагировать на вторжение,
правда впоследствии один "Мираж" сбил иракскую "Газель" (это было единственное столкновение в воздухе на тот момент).
Несколько боевых самолетов (прежде всего "Скайхоков") перелетели на территорию Саудовской Аварии и вместе с самолетами союзников
участвовали в освобождении страны.
После войны ВВС подверглись реорганизации: из боевого состава были выведены "Скайхоки" и "МИражи", а их место заняли McDonnell Douglas
F-18 "Хорнет" (закуплено 40 единиц, сведенных в две эскадрильи). "Миражи" продали в Испанию, а "Скайхоки" - в Бразилию.
Заканчивая наш рассказ, стоит упомянуть и авиации кувейтской полиции. Местные "копы" располагают четырью SA342K "Газелями", одной
"Пумой" SA330H и парой Eurocopter EC135.
Численность военно-воздушных сил Кувейта достигает 2500 чел. На вооружении ВВС находятся 32 истребителя-бомбардировщика F/A-18C "Хорнет",
8 самолетов F/A-18D "Хорнет", 12 УБС "Хок" 64, 2 транспортных самолета L-100-30 "Геркулес", 8 УТС "Тукано" и 26 вертолетов различного назначения (3
AS532AF "Кугар" с ПКР на борту, 5 SA.330 "Пума", 6 патрульных SA-342K "Газель" и 7 транспортных SA-342K "Газель").
Также в резерве и консервации находятся 14 истребителей "Мираж" F-1K (после войны в Заливе были модернизированы при содействии
компании Dassault, но в 1993 г. сняты с вооружения) и 9 УТС "Тукано".
Кроме того, на вооружении частей и подразделений ПВО страны находятся одна батарея ЗРК "Усовершенствованный Хок", 10 систем "Скайгард/Аспид", 5 ЗРК "Пэтриот" (закуплены в 1992г . в комплекте с
210 ЗУР), 5 ЗРК С-200 (соглашение о поставке подписано в конце 1993 г.) и 50 комплексов "Старберст".
Военно-воздушные базы: Ахмед-аль-Джабер, Али-аль-Салем, Хумрайт и Маскат-Сииб. Первые две базы в недавнем прошлом были
реконструированы и расширены при активном участии Соединенных Штатов, которые получили право использовать их для передового базирования своих ВВС.
Видимо, пострадав от вторжения иракских войск, Кувейт после освобождения стал усиленными темпами наращивать боевой потенциал
национальных вооруженных сил, в том числе и ВВС.
Так, официально было объявлено о намерении приобрести дополнительное количество самолетов F/A-18E/F "Супер Хорнет", 16 ударных
вертолетов AH-64D "Апач Лонгбоу" (поставки последних должны начаться в 2005 г., но американцы пока не дали согласие на продажу в комплекте РЛС СУО "Лонгбоу", отсутствие которой серьезно
уменьшает боевые возможности вертолета) и 4 военно - транспортных самолета C-130J-30 для замены состоящих на вооружении L-100-30 "Геркулес".
Следует также отметить, что практически сразу же после освобождения от иракской оккупации военно-политическое руководство (ВПР)
Кувейта заключило 10-летние соглашения по сотрудничеству в военно-технической области с Великобританией, Китаем, Россией, США и Францией.
Уголок неба. 2005
|