Современная история этого небольшого ближневосточного
государства представляет собой практически сплошную
картину непрерывного противостояния арабов, христиан, евреев,
сирийцев и израильтян. В этих войнах все меньшую роль
играет авиация, так как для нормального существования этого рода
вооруженных сил требуется кой-какая подготовка персонала и
непрерывная финансовая подпитка.
Основаны ВВС Ливана в 1949 году, когда в страну прибыли
английские специалисты вместе с двумя тренировочными самолетами
Персиваль Проктор. Все имевшиеся в стране аэродромы (а их было
немало - Бейрут, Баалбек, Клаят, Раяк ) были построены еще во
времена французского владычества и представляли собой достаточно
современные на тот момент объекты.
Уже на следующий - 1950 год- самолетный парк ВВС пополнился
11 тренировочными "Чипмунками" Т.30, "Дав" и тремя Савойами
СМ.79, использовавшиеся для тренировок и транспортных перевозок.
В 1952 году парк тренировочных машин был значительно усилен за
счет получения сразу шести "Харвардов", причем их количество в
боевом составе постоянно возрастало.
Первые по настоящему боевые самолеты появились на ливанской
земле только в 1954 году - это была четверка учебных "Вампиров"
Т.55 и десять ударных модификации FB.52.
Гражданские беспорядки привели к высадке американских войск
в 1958 году, одновременно таким образом Запад не допустил
присоединения Ливана к ОАР. Постоянно повышалась и мощь ВВС: были
получены шесть "Хантеров",также непрерывно повышалось количество
"Харвардов" за счет снимаемых с вооружения ВВС Ирака и Сирии.
Первые вертолеты в составе ВВС появились в 1961 году: тогда
прибыли четыре "Аллуэт"2, а в 1963-64 годах - еще и пять
"Аллуэт"3.В 1965 году с получением еще 13 "Хантеров" ( из них три
учебно-боевых) удалось сформировать еще одну эскадрилью, причем
"Вампиры" постепенно стали выводиться из боевого состава. В 1966
году стали поступать и реактивные учебные машины СМ.170
"Мажистер".
В 1964 году правительство Ливана собиралось купить 18
"Крусейдеров" или 16 "Скайхоков" в США, однако под давлением
Франции было решено приобрести новые "Миражи"3. В 1965 году
был размещен заказ на 10 истребителей и два учебно-боевых
"Миража". Кроме того был план закупить для их вооружения 15 УР
"Матра" R.530. Поставки по этому контракту начались в сентябре
1967 году и закончились в марте 1969 года. Одновременно ливанские
пилоты прошли подготовку во Франции. Однако в итоге пять
самолетов сразу были поставлены в ангары, а остальные
использовались весьма ограниченно. Новенькие "Миражи" не смогли
вытеснить любимых многими пилотами "Хантеров". Мало того в 1975
году была заказана дополнительная партия самолетов этого типа,
однако до начала гражданской войны были получены только шесть.
Для нужд армии в 1973-74 годах было приобретено шесть
вертолетов АВ-212 в Италии.
Присутствие на территории страны баз по подготовке
палестинских боевиков в значительной степени дестабилизировало
ситуацию и ввергло Ливан в состояние гражданской войны, которая
продолжается до сих пор. Мало того в 1976 году Сирия ввела свой
воинский контингент. Для поддержки сирийского наступления
"Хантеры"совершили несколько вылетов, более активно использовались
вертолеты.
После окончания первой фазы боевых действий были получены
еще "Мажистеры", а также шесть тренировочных "Бульдогов".
Одновременно правительство стало подыскивать замену для "Миражей"
и "Хантеров", однако новый виток напряженности перекрыл все планы.
В 1982 году израильские войска захватили южный Ливан, при
этом не обошлось и без столкновений с сирийцами. Одновременно
ливанская армия начала боевые действия с незаконными вооруженными
формированиями друзов. Широко использовалась и авиация, правда
довольно неудачно - так только за две недели лета 1983 года от огня
ПВО было потеряно сразу четыре ударных "Хантера". После этого
ВВС не использовались в разгоревшихся боях, а ливанские
вооруженные силы оказались на грани развала.
В настоящее время несмотря на заметное улучшение общего
климата в регионе ВВС Ливана находятся в плачевном состоянии и
активно используются в лучшем случае несколько вертолетов,
которые не могут обеспечить полностью потребности
правительственной армии.
В 1995 году были сформированы 10-я и 11-я
эскадрильи на базе 16 Bell UH-1H из состава US Army. "Миражи" были проданы в
Пакистан в 2000 году. В 2005 году была сформирована 15-я эскадрилья на авиабазе
Раяк как учебная вертолетная эскадрилья. На ее вооружении четыре Robinson R44
Raven II.
На сегодняшний день ВВС Ливана состоят из пяти эскадрилий: 10-я и 11-я на UH-1H
базируются на авиабазе Бейрут, 12-я и 15-я - на Раяке, 14-я - на Клеяте. На
данный момент в строю только "Хью" и "Рейвены". Все самолеты - на хранении.
Вертолеты используются как универсальные средства.
В 2007 году из ОАЭ поступили девять SA342L Gazelle, из которых сформировали 8-ю
эскадрилью на авиабазе Бейрут. Использовались как штурмовые в боях с повстанцами
(причем часть вертолетов не несла никаких ОЗ и номеров ВВС Ливана).
По некоторым сведениям ливанцам удалось ввести
в строй два "Хантера" (один из них двухместный). Кроме трех "Газелей" Бейрут
планирует ввести в строй по крайней мере пять из двенадцати полученных AB212.
Также при финансовой помощи Катара планируется ввести в строй два из шести
SA330L.
Уголок неба. 2008
|