ВВС Марокко были созданы в ноябре 1956 года при непосредственной французской
помощи и участии. Основу ВВС на начальном этапе составили самолеты, переданные
из состава ВВС Франции: 6 "Алькон",один "Гурон", вертолет Белл 47,пара Бич "Твин
Бонанза" и 3 МН.1521М "Броуссард". Не обошлось и без арабской помощи, так Ирак
передал 4 истребителя Хаукер "Фьюри", которые таким образом стали первыми
боевыми самолетами.
Вскоре был найден и новый поставщик : 10 февраля 1961 года в Рабат прибью теплоход
"Караганда",на борту которого находилась советская военная миссия в составе 100
человек (в основном летчики и техники для поставлена ранее 12 истребителей Мигй17ф и
двух МиГ-15УТИ). Несмотря на все возрастающее советское влияние в стране, связи с
бывшей метрополией не разрывались. Для нужд ВВС было приобретено несколько
самолетов "Кригет", представлявших собой французскую версию знаменитого "Шторьха",
трех "Броуссард",12 Т-6 "Тексан",7 вертолетов Аллуэт-2 и 8 реактивных учебных СМ.170
"Мажистер".
В 1963 году напряженное противостояние с соседним Алжиром переросло в
пограничную войну. СССР в этом небольшом конфликте взяло сторону Алжира, что резко
повлияло на развитие советско-марокканских отношений: вскоре оно было сведено к
нулю. Это повредило готовности ВВС, так как МиГи еще не были освоены личным
составом и поэтому в боевых действиях принимали участие только наспех вооруженные
тренировочные "Тексаны". В дальнейшем МиГ17 были выведены из боевого состава в
1966 году, поставлены на консервацию и сняты с вооружения только в 1983 году.
Дальнейший этап развития ВВС был связан с получением авиатехники американского
производства. В середине 1966 года эта североафриканская страна была включена в список
по оказанию американской военной помощи, одновременно с этим ВВС были переданы 2 С-
119,4 С-47,2 Хиллер УН-12Е и 4 Белл 47. Впоследствии была достигнута договоренность о
поставке в Марокко американских истребителей Ф-5А "Фридом файтер" и началось
переучивание личного состава. Всего было поставлено 16 Ф-5А,2 РФ-5А и 4 двухместных
варианта Ф-5Б. С поступлением новых самолетов была сформирована и новая эскадрилья,
которая стала базироваться на авиабазе в Кенитре (40 км к северу от Рабате) с основной
задачей ПВО столицы.
Из Франции в этот период также поступило 4 С-119, несколько С-47,Т-6,а также
"ударные " Т-28 "Троян". Кроме того, через Францию удалось получить 24 "экс-
германских" СМ. 170 "Мажистер", которыми были укомплектованы две дополнительные
эскадрильи. Следует также отметить, что к этому времени практически все специалисты
летного дела проходили подготовку и стажировку во Франции. На Францию
ориентировалась и основная деятельность ВВС. Так, поставленные С-119 использовались
не только для транспортировки грузов в труднодоступные районы Сахары, но
использовались для перевозки свежих фруктов в Париж. Модернизация ВВС была
приостановлено, после того как пилоты Ф-5А участвовали в неудачном покушении на
жизнь короля Марокко. 16 августа 1974 года возвращавшийся на борту Боинга 727 король
недалеко от Марокко был атакован одиночным Ф-5, за штурвалом которого сидел сам
командир эскадрильи. Еще тройка истребителей возвратилась на базу, после того как
комэск сообщил о том, что Боинг сбит и король погиб. Потом последовали совсем
непонятные события, в результате которых Боинг благополучно приземлился, а пилот-
неудачник был вынужден катапультироваться после израсходования топлива.
Кроме того, один Ф-5 атаковал аэродромные сооружения в Рабат-Сале, а еще четыре -
королевский дворец. Правда о результатах удара ничего не сообщается известно только,
что мятеж был подавлен, а король провел коренную реорганизацию этого вида
вооруженных сил, после которой некоторые стали "на голову короче".
Только в следующем году начались поставки новой авиатехники, в том числе 6 "Кинг
Эйр"-100, 12 АВ.205, 40 "Пума", 5 АВ.212 и 8 АВ.206. Кроме того, было заказано 12
вооруженных Т-34С-I "Турбо Ментор" и 10 учебных "Браво".
Конец 70-х - начало 80-х ознаменовано непрерывным участием авиации в боевых
действиях с партизанскими отрядами фронта ПОЛИСАРИО. Эти бойцы сражались за
независимость Западной Сахары и поддерживались соседним Алжиром, а через него и
всем "социалистическим миром". Из-за огромных расстояний авиация выполняла
буквально все функции: от поиска повстанцев до снабжения собственных пограничных
постов. Так как бойцы ПОЛИСАРИО имели достаточное количество средств ПВО: от
зенитных пулеметов до современных ПЗРК, то и потери были достаточно велики. Так,
было сбито 5 Ф-5А, два СМ.170. А количество потерянных вертолетов по всей видимости
измеряется десятками. Первый успех бойцам ПОЛИСАРИО сопутствовал 21 января 1976
года, когда над Северной Мавританией ракетой был сбит возвращавшийся с боевого
вылета Ф-5. Пилот погиб.
Затем ВВС Марокко получили в свое распоряжение еще более современные "Миражи"
Ф.1, контракт по поставке 25 таких самолетов был подписан в 1975 году. Однако и они
несли тяжелые потери, так только за 1980 год официальные лица признали потерю
четырех таких самолетов. Однако в 1991 году в связи с распадом СССР помощь
ПОЛИСАРИО практически прекратилась и стороны стали более сговорчивыми и сели за
стол переговоров. Вскоре прекратились и боевые действия.
В 1991 году в США были заказаны 20 Ф-16 А/Б, во Франции- 35 "Мираж"2000, которые
должны были заменить соответственно Ф-5 и "Мираж" Ф.1. Интересно отметить, что
поставки "Миражей" были оплачены более богатыми арабскими соседями, а именно
правительством ОАЭ. Транспортный парк был пополнен семью СН-235М испанского
производства.
После этого никаких данных о поступлении современных самолетов на вооружении
ВВС не имеется, по всей видимости коренной модернизации не проводилось.
Боевой состав ВВС Марокко на 2006 год
Тип ЛА |
Количество |
Примечания |
F-5A\B\E\F |
8\3\24\4 |
|
Mirage F-1EH\CH |
14\15 |
|
C-130H |
2 |
переоборудованы в разведчики |
0V-10 |
4 |
|
C-130 |
2 |
РЭР |
Falcon 20 |
2 |
РЭР |
Boeing 707 |
1 |
заправщик |
KC-130H |
2 |
|
C-130H |
12 |
|
CN-235 |
7 |
|
Do-28 |
2 |
|
Falcon 20 |
2 |
|
Falcon 50 |
1 |
VIP |
Gulfstream II |
2 |
VIP |
King Air 100 |
4 |
|
King Air 200 |
3 |
|
SA-342 |
24 |
12 - с ПТУР |
CH-47C |
7 |
|
SA-330 |
29 |
|
AB-205A |
29 |
|
AB-206 |
20 |
|
AB-212 |
3 |
|
AS-202 |
8 |
|
CAP-10 |
2 |
|
CAP-230 |
4 |
|
T-34C |
10 |
|
T-37B |
14 |
|
Alpha Jet |
23 |
|
King Air 200 |
2 |
|
UH-60 Blackhawk |
2 |
|
Самолеты ВВС Марокко
Dassault Mirage F1 |
|
Northrop F-5 |
|
Alpha Jet |
|
Aérospatiale SA 342 Gazelle |
|
SA 330 Puma |
|
Agusta-Bell AB205A Iroquois |
|
Fouga CM.170 Magister |
|
Boeing CH-47 Chinook |
|
МиГ-17 |
|
Уголок неба. 2009
|