Компания 1917 года.
В начале 1917г. русский Императорский Военно-воздушный флот
действовал на пяти фронтах: Северном, Западном,
Юго-Западном,
Румынском и Кавказском. Николай II высоко оценил заслуги своих
летчиков в Великой войне: тысячи из них удостоились различных
наград, в том числе стали Георгиевскими кавалерами. На 1.03.1917
обладателями ордена Святого Георгия 4-й степени стал 51 летчик и
наблюдатель, еще 76 офицеров получили Георгиевское оружие.
Летчики-солдаты награждались Георгиевскими крестами и медалями
четырех степеней. На 1 января 120 из них были удостоены креста
4-й степени, 91 - крестов 3-й и 4-й степени, 48 - крестов 2-й,
3-й и 4-й степени, а 23 стали полными Георгиевскими кавалерами.
Февральская революция формально поставила точку в истории
Императорского ВВФ и открыла первые страницы в биографии
Военно-воздушного флота новой демократической России. Великого
Князя Александра Михайловича на посту командующего ВВФ сменил
военный летчик, инспектор авиации Юго-Западного фронта п-к
Вячеслав Ткачев. Авиация Юго-Западного фронта в летней операции
Главный удар в планировавшемся летнем наступлении предстояло
наносить армиям Юго-Западного фронта в общем направлении на
Львов. Весной началась усиленная подготовка к операции. Для
авиации прежде всего требовалось создать резервы самолетов,
моторов, боеприпасов и вооружения. Положение с этими средствами
на отдельных участках фронта было просто катастрофическим. Так,
начальник штаба VIII-й армии генерал Черемисов сообщал: "...армия
занимает фронтом около 120 верст и располагает всего лишь восемью
самолетами, способными к работе". Усилиями русских авиазаводов и
благодаря помощи союзных держав, прежде всего Франции, в целом
силы ВВФ к началу наступления удалось восстановить. Однако в
отрядах имелось много изношенных самолетов, причем в некоторых из
них находились машины четырех различных типов. Всего фронт
располагал 36 авиаотрядами, включая два французских, один
английский, а также 1-й и 3-й боевые отряды эскадры воздушных
кораблей (ЭВК). Армейская авиация насчитывала 225 самолетов и 222
летчика. В середине июня авиация фронта была сосредоточена в
отдельных районах в соответствии с задачами наступления.
VIII-ю
армию, располагавшую 15-м, 16-м корпусными и 8-м армейским АО,
усилили за счет VII-й армии тремя авиаотрядами: 2-м Сибирским,
3-м армейским и 8-м истребительным. Причем 3-й и 8-й армейские и
8-й истребительный АО были приданы 12-му корпусу, которому
предстояло наступать на наиболее ответственном участке. В Особой
армии насчитывалось пять авиаотрядов (9-й, 31 -и и 37-й
корпусные, 4-й Сибирский и 6-й истребительный), которые
дислоцировались в Луцке, Брише и Ольшанах. Из тринадцати отрядов
ХI-й армии десять, в том числе 2-я Боевая группа, включавшая 3-й,
7-й и 8-й КАО, находились на активном участке фронта
протяженностью 10 км. Большинство КАО армии располагались вблизи
штабов корпусов в 12-15 км от передовой. Авиация УЦ-й армии была
сосредоточена на самом активном участке фронта. 4-й
артиллерийский, 9-й армейский и 8-й истребительный отряды
обслуживали артиллерию 41-го корпуса и подчинялись инспектору
артиллерии фронта. Французские артиллерийский и истребительный
отряды были сосредоточены в районе фольварка Черемухов-Холхочи и
состояли в распоряжении генерал-квартирмейстера армии. Ему же
подчинялась стоявшая в местечке Доброводы 1-я БАГ (2-й, 4-й и 19-
й КАО) и 7-й истребительный отряд, дислоцированный в местечке
Козово.
Западнее Монастыржеско находились 32-й и 12-й КАО, а в Мужилово -
1-й артиллерийский АО. На двух наиболее важных участках фронта
общей протяженностью 25-30 км* сконцентрировали тринадцать
авиаотрядов. На главных направлениях предполагаемого наступления
плотность авиации достигала 1 самолет на 0,5 км фронта. Противник
располагал 37 авиаотрядами и ротами, в которых насчитывалось 226
самолетов. В основном они были сосредоточены против ХI-й, VII-й
и, частично, Особой армий. На карпатском участке авиации VIII-й
армии противостояли 7 австрийских авиарот. На южно-галицийском
участке неприятель обеспечил максимальную плотность своих
авиационных средств: 1 самолет на 1,3 км фронта. Таким образом,
воздушные силы обеих сторон количественно были равноценны при
несомненном качественном превосходстве самолетов противника.
Основные задачи русской авиации на период наступления заключались
в корректировке артиллерийской стрельбы, разведке, бомбардировке
тыла противника, борьбе с его самолетами. В подготовительный
период отрядами фронта был сфотографирован весь район
наступления. Данные аэрофотосъемки поступали в центральную
лабораторию Северной авиагруппы и фотограмметрическое отделение
Южной авиагруппы, образованное при французском артиллерийском
авиаотряде. К ведению разведки привлекались все авиачасти фронта,
в т.ч. истребительные отряды. Дальние полеты в тыл противника
производили опытнейшие летчики на новейших аппаратах, однако в
целом остро ощущался недостаток хороших самолетов-разведчиков.
Значительные сложности в работу отрядов внесло отсутствие
длиннофокусных фотоаппаратов, вследствие чего экипажи вынуждены
были вести съемку с высот 700-1200м, подвергаясь ожесточенному
огню зенитной артиллерии. Несмотря на эти обстоятельства,
благодаря мастерству авиаторов, задания выполнялись с высоким
качеством, и к началу операции армии были снабжены подробными
картами районов предстоящих боев. В период наступления летчики
фиксировал и.появление новых окопов и укрепленных районов
противника, крупные передвижения его войск. Так, на начальном
этапе наступления Х1-й и У11-Й армий воздушная разведка
установила отсутствие резервов в тылу неприятеля и отход его
обозов к Золотой Липе.
Особое значение придавалось воздушной корректировке артогня. В
подготовительный период с ее помощью были пристреляны наиболее
важные цели. 16 июня сосредоточенная на основных направлениях
тяжелая артиллерия обрушила огонь на позиции противника.
Артподготовка длилась два дня, летчики ее постоянно
корректировали. В результате удалось подавить артиллерию
противника и буквально вспахать снарядами неприятельские окопы.
Когда пехота пошла в атаку, находившиеся в это время в воздухе
отдельные экипажи обстреливали из пулеметов вражеские позиции и
сбрасывали на них мелкие бомбы. При этом русские летчики
снижались до 250-100м. Однако эти действия дали скорее
психологический эффект, т.к. были не массовыми и носили
неорганизованный характер. Авиаотряды также совершали групповые
полеты на бомбардировку крупных резервов противника и
железнодорожных узлов. Для прикрытия войск выделялись дежурные
истребители. В среднем каждый день количество исправных машин
этого класса составляло 30-35 единиц, что было недостаточно, но
все же позволило добиться господства в воздухе на важнейших
участках фронта и блокировать их от вторжения неприятельских
аэропланов. Летчики работали с раннего утра до наступления
сумерек, и некоторые совершали более четырех боевых вылетов за
день. Атакуя самолеты противника, они, в большинстве случаев,
заставляли их уходить со снижением. Особенно отличились летчики 1
-и БАГ, которой командовал Александр Козаков. Наступление
Юго-Западного фронта, встретив серьезное сопротивление,
прекратилось 30 июня. Русское командование пыталось
перегруппировать войска и снова перейти к активным действиям.
Однако бесконечные митинги солдат и самовольное покидание ими
позиций сорвали эти планы. В такой обстановке авиационные части
сохранили боеспособность и гарантировали надежную дальнейшую
работу. Основная роль в предстоящем наступлении отводилась VIII-й
армии, авиацию которой усилили 1-й БАГ, 12-м КАО и 1-м
артиллерийским АО, вскоре, впрочем, отправленным в тыл на
переформирование. Германское командование, хорошо осведомленное о
положении дел в русских войсках, подготовило контрудар на участке
ХI-й армии. После сильной артиллерийской подготовки 6 июля
противник перешел в наступление, и русская деморализованная
пехота стала панически отходить - начался Тарнопольский прорыв. В
этих условиях авиаотряды, выдвинутые на отдельных участках фронта
к передовой, оказались под угрозой захвата или окружения. Только
благодаря личной инициативе командиров удалось спасти летчиков и
самолеты. Так, 2-я БАГ, расположенная у деревень Гизилювка и
Выселки, в ночь на 7 июля была приведена в полную готовность и с
рассветом, когда артиллерийские снаряды стали залетать на
аэродромы, перелетела в Тарнополь. К вечеру того дня семь
авиаотрядов армии были сосредоточены в Тарнополе и еще четыре - в
Микулинце. Скопление более 50 самолетов без укрытий и маскировки
привлекло внимание противника. В тот же вечер более 12 германских
аэропланов совершили налет на Тарнополь и сбросили до 30 бомб,
упавших в окрестностях аэродрома. Для отражения налета поднялись
5-6 истребителей, которые рассеяли немецкую эскадрилью, при этом
один неприятельский самолет был сбит и, объятый пламенем, упал в
расположение русских войск. В условиях безудержного отхода
наземных частей уже 8 июля авиаотряды из Тарнополя перелетели на
аэродромы в районе Збаража. Авиачасти VII-й армии начали
отступление 8 июля, и 13-го они были сосредоточены в районе
Ярмолинцы. Сюда же перелетели оба отряда ЭВК, вскоре к ним
присоединились 1-й артиллерийский и 12-й корпусной АО VI II-и
армии. Дальнейшее отступление авиации ХI-й и VII-й армий
происходило бессистемно и панически, с потерей ценного
авиационного имущества и авариями самолетов. Так, было сожжено 18
совершенно новых самолетов, среди которых истребители
"Ньюпор-24бис". Лишь с приближением к Волочиску паника улеглась,
и дальнейший отход шел нормально. Более планомерно отступали
авиачасти VIII-й армии из Станислава и Коломыи. Они потеряли
только три неисправных самолета, которые пришлось сжечь. Командир
авиадивизиона получил приказ свести все отряды в одну группу и
отступать совместно. 11 июля почти все авиационные силы армии
были сосредоточены в Снятыне, за исключением двух отрядов,
присоединившихся к VII-й армии, и 5-го КАО, находившегося на
левом фланге в Карпатах. В дальнейшем авиаотряды разделили на две
группы: первая - в Хотине (5-й КАО и 1-я БАГ) и вторая - в
Новоселице (3-й и 8-й армейские, 2-й Сибирский, 16-й корпусной и
8-й истребительный отряды). Несмотря на тяжелые условия
отступления авиаторы не прекращали повседневной работы и
выполняли все распоряжения командования. Ежедневно велась
разведка - летчики своевременно сообщали о силах противника,
направлении наступления и подходе неприятельских подкреплений.
Так, вечером 7 июля авиаторами Х1-й армии были обнаружены в
районе Бялковце-Осташовце-Езерна две германские дивизии (как
потом оказалось, 1-я и 2-я прусские гвардейские). В условиях
отступления другие виды боевой деятельности авиаотрядов были
бессистемными и носили преимущественно индивидуальный характер. В
значительной мере затруднила работу дождливая и ветреная погода.
И все же по мере своих возможностей летчики корректировали
артогонь, проводили бомбардировки, вступали в воздушные бои.
Например, 10 июля штабс-капитан Мордах из 3-го армейского
авиаотряда на истребителе "Спад-7" (№ 149) во время
патрулирования участка фронта Станислав-Коломыя-Снятын атаковал
австрийский "Бранденбург". После короткого боя неприятельский
самолет получил значительные повреждения и опустился в двух
верстах юго-восточнее Тысменицы. Наблюдатель был убит, а раненому
летчику удалось скрыться в ближайшем лесу. В целом за два месяца
авиаотряды Юго-Западного фронта совершили 3983 полета общей
продолжительностью 5928 ч. Русские летчики провели около 200
воздушных боев, в которых сбили 23 самолета. Авиация противника
до 18 июня проявляла слабую активность. Исключение составлял
Галицийский участок, где неприятель совершал по 30-35 полетов в
день. Почти ежедневно его самолеты появлялись над Сарнами и Ровно
- очевидно, германское командование считало это направление
наиболее опасным в случае русского наступления. Когда оно
началось, неприятельская авиация заметно активизировалась,
особенно на левом фланге ХI-й и правом фланге VII-й армий. Во
время Тарнопольского прорыва немецкие и австрийские авиаторы еще
более усилили свою деятельность. В первой декаде июля они
подвергли интенсивной бомбардировке Езерну, Божиков, Мужилов,
Тарнополь, Луцк, атаковали отступающие части и обозы русских
войск. Во второй декаде низкая облачность и дожди заметно снизили
активность авиации противника по всему фронту. Оживление
наступило 19-21 июля на Галицийском участке, где ежедневно
задействовалось более 25 самолетов. В конце июля вражеские
летчики интенсивно работали уже на всех участках Юго-Западного
фронта - ежедневно в воздух поднималось до 80 самолетов. Всего за
июль было зарегистрировано 2735 полетов неприятельских самолетов.
В воздушных боях было сбито 4 русских аэроплана и сожжено в
воздухе 9 привязных аэростатов. В 20-х числах июля русские войска
закрепились на новых рубежах, и на ЮгоЗападном наступило затишье.
К этому времени авиачасти фронта находились в плачевном
состоянии. Тем не менее авиаторы продолжали выполнять свой долг
и, увы, нести потери. Так, 19 августа летчик 2-го истребительного
АО подпоручик Чудновский во время боя наддеревней Паниковце в
р-не Брод с двумя австрийскими самолетами столкнулся с одним из
них. У неприятельского аппарата отлетели пропеллер и крыло, и он
рухнул камнем, а машина Чудновского опускалась медленно и повисла
на деревьях. Оба самолета упали за линией неприятельских окопов.
Согласно данным австрийского военного архива, в этот день военный
летчик фельдфебель Рудольф Лонстак из 14-й авиароты вылетел на
истребителе "Альбатрос D.II" (№53.07) и "...столкнулся во время
воздушного боя с неприятельским истребителем "Ньюпор". Оба пилота
при падении погибли". 27 августа летчик подпрапорщик Крючков и
наблюдатель поручик Беляев из 2-го Сибирского АО на самолете
"Анатра-Д" вели разведку района Турильче (к северозападу от
Каменец-Подольска). На высоте 1800 м они попали под сильный
артиллерийский обстрел. Беляев был убит, а Крючков тяжело ранен в
голову. Он все же сумел спланировать в расположение своих войск и
уже после посадки потерял сознание. В приказе №894 от 13.09.1917
начальник штаба Верховного Главнокомандующего так оценил действия
русской авиации: "Подводя итоги работы нашей славной авиации,...
отмечаю исключительно доблестное и самоотверженное отношение к
делу всего личного состава боевых авиационных частей, которым
пришлось действовать в особо тяжелых условиях. Во время июньских
операций... наша авиация нанесла противнику втрое больший урон,
достигая во многих местах превосходства в воздухе и приковывая к
нашему фронту значительные его воздушные силы". Авиация Западного
фронта в летней операции По плану Ставки Верховного
Главнокомандующего Западному фронту в летней кампании отводилась
второстепенная роль. Его усиленной Х-й армии предстояло наносить
отвлекающий удар в направлении Молодечно-Виленск. Наступление
намечалось на 15 июня, но этот срок переносился дважды из-за
отказа солдат идти в атаку. Авиационные средства Х-й армии
состояли из 11 отрядов: три - истребительных, сведенных в 3-ю
БАГ, шесть - корпусных, один - армейский и один -артиллерийский.
В общей сложности-61 самолет, 59 летчиков и 36 наблюдателей.
Большинство авиачастей находилось в более-менее
удовлетворительном состоянии. Однако в 10-м армейском авиаотряде
не хватало летчиков и самолетов, и он принял участие только в
конце операции. 7-й Сибирский КАО почти все время пребывал на
стадии формирования, и его участие ограничилось лишь несколькими
боевыми вылетами. В подготовительный период отряды успешно вели
систематическую разведку. Так, летчиками была зафиксирована
усилившаяся активность противника на железных дорогах, подход
больших пехотных колонн и т.д. Позиции фотографировались два раза
в месяц, а участки предполагаемой атаки - еженедельно с высот
1500-2500 м. Дальняя разведка производилась периодически на
отдельных направлениях из-за недостатка соответствующих
самолетов. К началу операции штаб армии располагал фотопланшетами
первой и второй линий окопов и наиболее важных тыловых пунктов
неприятеля (станции Солы, Вильно и Войляны). Корректирование
стрельбы было возложено на артиллерийские отделения авиаотрядов,
приданных к ударным корпусам. .К началу операции при участии
экипажей 1-го Сибирского, Гренадерского и 34-го корпусного
авиаотрядов была закончена пристрелка всех обнаруженных целей.
Авиаторы бомбили продовольственные и артиллерийские склады
противника. Так, 3 июня зажигательные бомбы были сброшены на
склады у деревни Базар, что вызвало большой пожар. В тот же день
летчики Гренадерского авиаотряда бомбили объекты севернее
местечка Крево. Работа пилотов 3-й БАГ заключалась главным
образом в патрулировании надлинией фронта и охране
самолетовразведчиков. Всего за подготовительный период авиаотряды
Х-й армии совершили 535 боевых вылетов, потеряли 13 летчиков и
наблюдателей. Противник лишился одного самолета, сбитого зенитной
артиллерией, и одного привязного аэростата, который сжег тремя
ракетами Ле-Приера летчик Гренадерского АО Владимир Каминский.
Наступление началось только 7-го июля. Русские войска, имевшие
значительный численный перевес, быстро достигли успеха, однако
из-за нежелания солдат воевать столь же быстро откатились назад.
Авиация в этих условиях не оказала какого-либо влияния на
развитие событий, а наиболее заметным явлением стал налет 19 июля
двадцати четырех "Вуазенов" и "Фарманов" нескольких авиаотрядов
Х-й армии на железнодорожную станцию Войгяны. В 4 ч 30 мин
самолеты собрались над деревней Малиновщизна, разделились на две
группы (по типам) и направились одна за другой в тыл противника.
Над передовой к ним присоединились 11 истребителей, которые
летели на 500 м выше строя бомбардировщиков. При подходе к цели
было встречено два неприятельских самолета, один из которых
немедленно ушел на свой аэродром у станции Войгяны, а другой был
сбит пилотами 18-го КАО прапорщиками Андерсом и Филиным. Несмотря
на сильный зенитный огонь, русские летчики сбросили на станцию 60
бомб общей массой более 500 кг и благополучно вернулись на свои
аэродромы. Бомбардировка вызвала в районе станции Войгяны
многочисленные пожары. Всего до 1 августа авиаотряды Х-й армии
совершили 916 боевых вылетов. Авиация Румынского фронта в летней
операции Румынскому фронту, как и Западному, отводилась
вспомогательная роль. Он располагал двенадцатью русскими
авиаотрядами и двумя франко-румынскими эскадрильями.
Непосредственно в операции задействовались авиационные силы
только IV-й и VI-и армий. За две недели до наступления 27-й
корпусной, 4-й артиллерийский и 4-й истребительный отряды IV-го
авиадивизиона были сведены в одну группу и усилены двумя
самолетами из управления дивизиона. Эта группа была придана 8-му
армейскому корпусу, которому отводилась важная роль в
наступлении. В ту же группу планировали включить франко-румынскую
эскадрилью. Однако эта часть действовала на участке 8-го корпуса
самостоятельно, и управление ею приносило проблемы русскому
командованию. Для усиления авиасредств на активном участке VI-й
армии была создана ударная группа, в которую вошли 36-й
корпусной, 10-й истребительный АО, четыре самолета из других
русских авиаотрядов и франко-румынская эскадрилья. В
подготовительный период летчики активно вели корректировку
стрельбы батарей и разведку. В IV-й армии к обслуживанию
артиллерии были привлечены все отряды, кроме истребительного, а
во время наступления еще и франкорумынская эскадрилья. Для
корректировки артогня в корпусных авиаотрядах VI-й армии имелось
по два и более самолетов, оснащенных радиостанциями. Выполняя
разведку, авиаторы обнаружили работы по укреплению тыловых
позиций противника в направлениях Быстрицы и Кедзи-Варгель,
скопление обозов у Ойтоз в долине реки Ус и неприятельские суда в
порту Браилов. Позиции противника фотографировались, как правило,
с высоты 1800-2000 м. 17 июня во время одного из таких вылетов
экипаж из 30-го КАО на "Спаде" фотографировал с высоты 2600 м
артиллерийские позиции в районе Якобени и был атакован самолетом
противника. После короткой перестрелки неприятель с большим
пикированием вышел из боя, но русский аэроплан тут же подвергся
атаке другого самолета, в результате которой получил повреждения
мотора и управления. Летчик прапорщик Недзевецкий смог совершить
вынужденную посадку на своей территории недалеко от
передовой, однако на пробеге самолет скапотировал. Наблюдатель
подпоручик Стругальский был ранен и получил "контузию тела".
Ситуацию осложнил начавшийся артобстрел, но с помощью пехотинцев
раненого летнаба все же удалось вынести в безопасное место. Из-за
все тех же проблем, связанных с общим разложением армии, войска
Румынского фронта начали наступать только 7 июля. Наибольших
успехов достигла IV-я армия, и ее авиация приняла деятельное
участие в наступлении. 4-й армейский АО обеспечивал связь по
радио и вымпелами между командованием и пехотными частями. Однако
последние оказались плохо подготовленными к этому, так, 14
дивизия вообще не располагала сигнальными полотнищами, имели
место случаи, когда войска яростно обстреливали свои самолеты при
их снижении. С 6 по 12 июля русские летчики неоднократно вылетали
для атак неприятельских объектов. Так, 6 июля более 210 кг бомб
было сброшено на Бельбор и на станцию Троян. 10 июля состоялся
большой налет на Роману, в ходе которого авиаторы израсходовали
120 бомб. В предпоследний день наступления 11 июля около 200 бомб
было сброшено в районе деревень Домница и Раковица. Весь период
наступления русские истребители несли постоянное дежурство на
ответственных участках фронта, однако из-за малочисленности с
трудом могли противостоять неприятельской авиации, которая
проявляла большую активность. При сопровождении разведчиков и
корректировщиков многим истребителям не хватало боевого опыта и,
ввязавшись в бой, они часто бросали охраняемый самолет, что вело
к потерям. Воздушные бои происходили почти ежедневно, большинство
из них носило индивидуальный характер, хотя происходили и
групповые схватки с участием двух-трех пар. Всего за этот период
было сбито 20 самолетов, из них 8 - летчиками франко-румынских
эскадрилий. Быстро оправившись от удара, австрогерманские войска
25 июля перешли в наступление в направлении
Фокшаны-Окна. Эта
внезапная активизация стала неожиданностью для русского
командования, хотя еще 20 июля воздушная разведка доставила
сведения о подготовке наступления. Управление авиацией было
частично нарушено, однако летчики проявили энергичную
деятельность по всему фронту, в том числе во время контратак они
поддерживали пулеметным огнем пехоту, снижаясь над полем боя до
500-300 м. 28 июля был произведен групповой налет на Радауц -
восемь самолетов сбросили на скопления неприятельских войск 260
кг бомб. За восемьдней противнику удалось лишь незначительно
потеснить русские войска, и 30 июля фронт стабилизировался. К
этому времени истребители сбили в воздушных боях 5 самолетов. 27
августа IV-й армией было предпринято еще одно наступление в
направлении Окна, но оно не дало нужного эффекта. В этот период
удачно проявила себя авиация IV-го дивизиона. Когда пехота пошла
в наступление, 11 самолетов атаковали ближайший тыл противника,
используя свои пулеметы и сбросив 110 бомб. Взятые пленные
показали, что воздушные атаки привели к значительным потерям и
оказали сильный деморализующий эффект. Производились и удачные
групповые бомбардировки. Так, во время ночного налета на станцию
Фокшаны было сброшено около 1000 кг бомб. Поданным разведки, в
пределах Румынского фронта находилось до 20 австрийских авиарот.
Количественно и качественно противник превосходил русскую
авиацию. Особенно интенсивно австрийские летчики работали во
время наступления своих войск. 8 районах Фокшаны, Текучио, реки
Серет и др. отмечались полеты 5-6 самолетов ежедневно на высотах
3500-4000 м. Дальние разведчики неприятеля достигали района Ясс.
18 и 23 июля противник бомбил объекты в Кемпуриле, а 24 июля во
время отхода русских артиллеристов из р-на Чиуслей на бреющем
полете расстреливал их позиции. 25 июля 8 самолетов совершили
налет на станцию Аджуд, где взорвали русский поезд с
боеприпасами. Излюбленной целью неприятельских истребителей были
привязные аэростаты: с 10 июня по 18 июля они уничтожили 9
баллонов из 11 потерянных русскими за тот период.
За время летних операций на Румынском фронте русскими
авиаотрядами было совершено 2000 боевых вылетов общей
продолжительностью 3800 ч. С 1 июня по 1 октября потери были
незначительными: летчик-ас Григорий Сук из 9-го истребительного
АО разбился на своем аэродроме, 4 человека получили ранения в
воздушных боях, по различным причинам были разбиты 3 самолета. За
это же время противник потерял в воздушных боях и в результате
вынужденных посадок на русской территории 29 самолетов, из них 20
- от действий авиаторов, 4 - от огня зенитной артиллерии, 2 - от
пулеметного обстрела и 3 - по другим причинам. Авиация Северного
фронта во время боев за Ригу Рижская наступательная операция
планировалась германским командованием еще в 1915-16 гг., так как
на этом участке фронта имелась возможность создать угрозу
Петрограду. Однако осуществить ее удалось лишь в августе 1917 г.
На Северном фронте это направление защищала ХII-я русская армия.
Ее авиационные средства были незначительны и состояли из 10-го,
23-го и 33-го корпусных, 12-го армейского, 1 -го и 12-го
истребительных АО. Почти все авиаотряды армии располагались в
Риге и ее окрестностях. Воздушная разведка, произведенная
экипажами 10-го и 33-го отрядов, показала значительное
сосредоточение войск противника в районе станции Икскюль -
летчики обнаружили новые артиллерийские позиции, повышенную
интенсивность движения на железных и шоссейных дорогах. Налицо
были все признаки подготовки наступления 8-й германской армии,
однако русское командование не воспользовалось в полной мере
полученными данными для его отражения. Утром 19 августа немцы
пошли в атаку. Русские войска хоть и оказали упорное
сопротивление, однако 21 августа вынуждены были оставить Ригу.
Ввиду поспешного отступления авиаотряды ХII-й армии не приняли
активного участия в боевыхдействиях. Неисправные самолеты и
большую часть авиаимущества пришлось бросить или сжечь. Зато
почти все исправные машины удалось перегнать в тыл, на аэродромы
в районе станций Венден и фрейденберг. При этом 6 аппаратов
получили повреждения при посадках на незнакомые площадки, после
чего были сданы в ремонт. На пороге гражданской войны Осенью 1917
г. боевая активность русских армий сошла на нет. С фронта хлынули
толпы дезертиров, и командование оказалось не в силах этому
помешать. В этих условиях военно-воздушный флот не прекращал
своей боевой деятельности, однако интенсивность полетов
значительно снизилась из-за резкого ухудшения в снабжении
горючим, боеприпасами и новыми самолетами. Положение еще более
осложнилось после октябрьского переворота. Участились самосуды
над офицерами, воровство и поджоги авиационного имущества.
Революционные комитеты, созданные из солдат аэродромного
обслуживания, всю войну просидевших в тылу, устанавливали новые
порядки. Были отменены офицерские звания и награды, командование
авиачастями перешло в руки комиссаров. Последние боевые вылеты
состоялись в начале ноября. Вскоре ревкомы армий их запретили -
разрешалось лишь изредка совершать тренировочные полеты в районе
аэродрома. 20 декабря новый Верховный Главнокомандующий прапорщик
Крыленко с бандой пьяных петроградских солдат занял Ставку.
Заключительное обращение генерала Вячеслава Ткачева к своим
войскам стало реквиемом русскому Военно-воздушному флоту: "Захват
Ставки большевиками ставит меня в безвыходное положение... Считаю
своим последним нравственным долгом перед Родиной в ее тяжелые
дни испытаний бороться всеми силами и средствами с преступниками
народа и государства- большевиками. В дни наступившей разрухи и
смертельной опасности для нашей многострадальной Родины верю, что
наши доблестные летчики до конца исполнят свой долг и останутся
на своем тяжелом, но славном посту, вплетая новые лавры в венец
славы нашей родной авиации...".
Уголок неба. 2004
|