Сирия стала французским протекторатом после Первой Мировой Войны, получила
независимость только в апреле 1946. Так как страна была оккупирована
Французскими и другими союзными войсками то ново созданные ВВС этой страны
получили множество хороших аэродромов в свое распоряжение. Однако ВВС Сирии
находились только в зачаточном состоянии, когда в мае 1948 года вспыхнула
война с Израилем. На тот момент на вооружении состояли такие самолеты: из
Италии были получены истребители Фиат С.59-2А и "2В,из Франции семь Ю-52 и
шесть С-47.Однако реально в боевых действиях использовались лишь 10 учебных
АТ-6 "Тексан", полученные из Великобритании. Боевой дебют был неудачным:
после того как израильские истребители сбили один из "штурмовиков"
активность была сведена на нет.
Настоящие боевые самолеты были получены только в 1954,когда из Англии
начались поставки реактивных "Метеоров": модификаций Ф.8,Т.7 и НФ.13. В 1955
году началось сближение Сирии с СССР, что коренным образом сказалось и на
состоянии ВВС. Именно с этого момента на вооружение стали поступать МиГ-
15бис (первоначально было получено 25 единиц), МиГ-15УТИ(шесть).Интерес но
что сирийские пилоты проходили подготовку на этих машинах в Египте где их
застала Вторая арабо-израильская война (известная еще как Синайский конфликт
1956 года).Среди уничтоженных арабских самолетов были и четыре МиГа ВВС
Сирии.
После войны поставки советской авиатехники только увеличились. Так, было
поставлено 60 МиГ-17,что позволило сформировать дополнительно пять
эскадрилий. Первые пилоты начали свое обучение в СССР, в Польше и
непосредственно в Сирии (куда прибыли советские инструкторы).
В начале 1958 года на Ближнем Востоке было создано новое государство-
Объединенная Арабская Республика, куда вошла и Сирия. Однако после военного
переворота 26 сентября 1963 года Сирия вышла из этого государственного
образования. К этому моменту ВРС Сирии состояли из: двух эскадрилий МиГ-17Ф
(перехватчики),одной-МиГ-15бис (штурмовики). Транспортная авиация была
представлена 8 Ил-14 и несколькими С--47. Тренировочные машины были
представлены преимущественно самолетами восточного производства:Як-11,Як-
18,МиГ-15 УТИ, "Чимпнук". Также было 15 вертолетов Ми-1/Ми-4.Однако
обслуживали и летали на них инструкторы из стран Варшавского Договора, в
основном поляки, чехословаки и русские.
К войне 1967 года ВВС Сирии состояли из одного полка из трех эскадрилий
МиГ-21,одной эскадрильи Ил-28,двух эскадрилий МиГ-17Ф и одной - перехватчиков
МиГ-17ПФ .Кроме того в боевом составе было несколько МиГ-15бис. Учебные
машины были пополнены небольшим количеством реактивных Л-29 "Дельфин". В ВТА
имелось одна эскадрилья Ил-14 и несколько С-47.
Столкновения с ВВС Израиля начались еще в 1966 году, когда 2 июля
израильские "Миражи" сбили МиГ-21Ф над Голанскими высотами. В апреле 1967
года "Супер Мистэры" сбили по крайней мере шесть МиГ-21. В первый день
Шестидневной войны 1967 года,5 июня 1967 года, сирийские аэродромы Дамаск, Думейр, Мардж Рияд, Сайкал и Т4 были атакованы израильскими истребителями-
бомбардировщиками. Эти атаки практически полностью вывели из
строя ВВС Сирии, уничтожив на земле большинство самолетов. Несмотря на это,
сирийские МиГ-21 и МиГ-17 смогли провести несколько эффективных рейдов против
нефтеперерабатывающего завода в Хайфе и аэродрома Мэнахейм с потерей двух
собственных самолетов. Однако сражения за стратегически важные Голанские
высоты стоили
ВВС Сирии 30 сбитых МиГ-21Ф,20 МиГ-15/17,двух Ил-28 и трех Ми-4. Поставки
советской авиатехники позволили к середине 1968 года полностью
восстановить самолетный парк ВВС, мало того началась модернизация:МиГ-21ПФ
заменили МиГ-17ПФ,а эскадрильи, вооруженные МиГ-15бис постепенно
перевооружались на Су-7БМ.В 1971 году на вооружение стали поступать
перехватчики МиГ-19 и вертолеты Ми-8.Резко возросло и качество подготовки
летно-технического персонала. В 1972 году в больших количествах стали
поступать ЗРК С-75 и С-125,которые были размещены на прикрытие всех
стратегических пунктов. В обмен сирийцы предоставили для использования ВМС
СССР портовые сооружения в Латакии и Таурасе.
К войне 1973 года сирийцы располагали примерно 100 МиГ-21 МФ,40 Су-
7БМК 120 МиГ-17Ф/ПФ. Сеть ВВС снова стала объектом для атаки ВВС Израиля и
снова на земле было уничтожено примерно 150 самолетов и вертолетов. Однако,
сирийцы сопротивлялись и даже смогли отобрать некоторые территории,
потерянные в ходе войны 1967 года. После перемирия из СССР снова начали
поставки авиационного вооружения.
К середине 1974 года самолетами ВВС СССР и другими путями было переброшено
около сотни МиГ-21МФ,20 Су-7БМК,40 МиГ-23, а также 7- МиГов нового поколения
МиГ-21СМТ и истребители-бомбардировщики Су 20.В этот период в страну стали
прибывать специалисты из Неверной Кореи и Вьетнама, которые имели реальный
боевой опыт. Одновременно на вооружении появились и новые транспортные
самолеты Ил-18 и Ан-12,вертолеты Ка-25.При активной советской помощи
началась модернизация аэродромов Абу-а-Дубор, Суэда и Сарат. С середины 70-х
годов Сирии стала активно помогать деньгами Саудовская Аравия, правительство
которой было недовольно Египтом, который подписал мирный договор с
Израилем, "предав общее дело". Отметилось это и на ВВС.
На вооружение поступили самолеты и вертолеты западного производства:40
вертолетов "Супер Фрелон", "Газель" (из Франции). Из США были получены
два С-130Н и два Л-100-30 "Геркулес". Вертолетный парк пополнился
вертолетами СН-47 "Чинук",24 Аугуста-Белл 212 и несколько "Си Кингов",
которые были получены в 80-х годах из Италии. В 1979 году на вооружение
поступили принципиально новые самолеты - это были супер-новейшие МиГ-25.Кроме
них на вооружение продолжали поступать истребители МиГ-21бис (таким образом
количество МиГ-21 было доведено до 25О единиц) и 40 новеньких Ми-8 были
получены из СССР.
Однако сейчас сирийцы готовились к войне не только с Израилем, после того как
Сирия поддержала Иран в ирано-иракской войне, Саддам Хуссейн стал открыл
угрожать конфликтом.
Новое обострение ситуации на Ближнем Востоке произошло в 1982 году.
Сирийские войска оккупировали Ливан в мае 1976 года, причем в столкновениях
широко применялись МиГ-21 и Су-7.В столкновениях над долиной Бекаа с 1978 по
81 год было потеряно два десятка сирийских самолетов. В столкновениях с
израильскими истребителями широко применялись МиГ-21 и 23.Израильтяне
использовали Ф-16 и Ф-15 американского производства. Когда террористическая
деятельность исламских организаций в северном Израиле достигла своего апогея
командование ВС Израиля 4 июня 1982 года начало операцию под кодовые
названием "Мир для Галлилеи". Неизменно стало столкновение и двух ВВС. По
израильским данным ими было уничтожено 84 ЛА:54 МиГ-21/23,два МиГ-25,три
вертолета и 25 других при потере собственных 13 самолетов. Естественно
сирийские данные отличаются. После того как при посредничестве ООН II июня
было заключено перемирие, в Ливан вошли миротворческие силы.
В очередной раз Израиль выиграл войну, правда на этот раз победа была
достигнута за счет лучшего технического оснащения ВВС: израильтяне применяли
новейшие модификации истребителей Ф-15 и Ф-16,новые продиволокационные
ракеты, самолеты ДРЛО Е-2С Хокай, а также самолеты РЭБ, которые эффективно
подавляли все радиоэлектронное оборудование сирийцев.
Советские поставки в очередной раз смогли покрыть потери ВВС и к 1983 году Хафез Асед мог рассчитывать на 470 боевых самолета, из которых было 12 МиГ-
25/25Р,90 МиГ-23,200 МиГ-21 ПФ/МФ/СМТ,60 Су-7МК,60 Су-22 и 50 МиГ-17Ф.И это
не считая многочисленных транспортных, учебных и вспомогательных самолетов и
вертолетов. Однако понятно, что вся техника была морально устаревшей, поэтому
начались переговоры с СССР о возможностях поставки МиГ-29 и МиГ-31.
Уроки Бекаа пошли на пользу и в 1986 году в составе ВВС появились
специально переоборудованные для ведения радиоэлектронной войны Ан-26,а в
июле 1987 года стали поступать новейшие фронтовые истребители МиГ-29.В конце
1989 года начались поставки и современнейших Су-24МК.
Вторжение Ирака в Кувейт разделило арабский мир: в этих условиях Сирия
присоединилась к войскам МНС, которые противостояли Ираку. Сирийский
контингент участвовал в боях весьма активно. ВВС не применялись из-за
возможной путаницы, ведь на вооружении обеих стран состояли самолеты и
вертолеты советского производства.
В настоящее время ВВС продолжают пополняться самолетами и вертолетами
уже российского производства. Боевой состав ВВС Сирии на 2006 год
Тип ЛА |
Количество |
Су-22\У |
50\6 |
МиГ-23БН |
60 |
Су-24 |
20 |
МиГ-21\Р\У |
102\40\20 |
МиГ-23\У |
107\6 |
МиГ-25\Р\У |
30\6\2 |
МиГ-29\УБ |
42\6 |
Су-27 |
8 |
Ан-26 |
4 |
Falcon 20 |
2 |
Ил-76 |
4 |
Як-40 |
6 |
Falcon 900 |
1 |
Ту-134 |
4 |
Ми-2 |
20 |
Ми-8\17 |
138 |
Ми-25 |
36 |
SA-342L |
|
L-39 |
23 |
MBB-223 |
35 |
Mushshaq |
6 |
Уголок неба. 2004
|