История ВВС Словении ведет свое начало с 1991 года. На момент окончания войны
за независимость (июль 1991 г.) авиационный компонент территориальных войск (а
вооруженных сил тогда просто не существовало) состоял из трех вертолетов Белл
412, одного Агуста А-109 и одного SOKO SA.341 "Газель" (эта "газель" стала
первым летательным аппаратом новосозданных ВВС). Все вертолеты имели гражданскую
окраску, но несли опознавательные знаки войск территориальной обороны Словении.
Машины предназначались для использования в качестве санитарных, огневой
поддержки, для VIP-перевозок.
Официальной датой формирования 15-й воздушной бригады считается 9 июня 1992 г.,
тогда в бригаде имелось пять вертолетов и 21 летчик. Первоначально на бригаду
возлагалась задача подготовке летного и инженерно-технического состава. Следует
отметить, что Словения не испытывала недостатка в хороших пилотах - в стране
имелись богатые авиационные традиции. В ВВС СФРЮ служило примерно 110 летчиков,
словенцев по национальности, двое словенцев были членами национальной пилотажной
группы СФРЮ "Летающие звезды". Многие летчики, после объявления Любляной об
отделении от Белграда дезертировали из ВВС Югославии. Проблема 15-й воздушной
бригады заключалась в нехватке материальной части, летного состава же имелось с
избытком.
В марте 1994 г. Словения присоединилась к программе НАТО "Партнерство ради
мира", после чего санкции в отношении закупок техники двойного назначения в
отношении этой балканской страны были ослаблены. В Чехии были закуплены три
учебно-тренировочных самолета Злин Z-242L и один транспортный L-410 "Турбулет".
В июне 1994 г. удалось подписать контракт с фирмой американской фирмой "Белл
Геликоптер Тесктрон" на поставку трех вертолетов Белл 206В-3 "Джет Рэйнджер
III".
В начале 1995 г. Словения получила три снятых с вооружения армии США
учебно-тренировочных самолета Пилатус РС-9. Самолеты РС-9 оборудованы
подкрыльевыми пилонами для подвески различного вооружения, что позволяет
использовать их как легкие штурмовики. На учениях вооруженных сил Словении
"Драва'96" совместно с самолетами и вертолетами 15-й воздушной бригады
действовали истребители-бомбардировщики F-16В из 306-й эскадрильи ВВС США.
На момент начала операции "Союзническая сила" в 1999 году 15-я воздушная бригада
состояла из одной вертолетной и одной самолетной эскадрильи, эскадрильи
технического обеспечения, службы тыла и штаба. 5 ноября 1997 г. вооруженные силы
Словении были включены в состав SFOR. Вертолеты 15-й воздушной бригады
действовали в составе SFOR над Боснией в рамках операции "Джойнт Гуард".
В конце 90-х годов рассматривались амбициозные планы строительства отдельных ВВС
Словении, включавшие закупку в США истребителей F-16 и боевых вертолетов AH-1W
"Супер Кобра". Но из-за недостатка средств программа строительства ВВС
реализована не была.
Участие Словении в операции "Союзническая сила" ограничилось разрешением
использовать самолетам НАТО воздушное пространство страны для транзитных
полетов, базирование авиации союзников на территории Словении исключалось.
Словения осталась единственной республикой бывшей Югославии, чье воздушное
пространства все время проведения операции "Союзническая сила" оставалось
открытым для любых полетов летательных аппаратов любых стран.
Все самолеты и вертолеты словенских ВВС несут гражданскую регистрацию и пилоты
летают по гражданским лицензиям! Вертолеты несут код от S5-HAA S5-HAE.
Расшифровка вертолетных кодов следующая: S5 - код страны (Словения), H - тип ЛА
(вертолет), GO (например) - Nova GOritca. Тренировочные самолеты имеют букву
"D", а транспортные - "В".
Кроме собственно ВВС существует авиакомпонент и у полиции: два А.109, два Белл
206, два Белл 212 и единственный Белл 214 (все базируются на аэропорт Любляны).
Существует также административное авиакрыло для VIP-перевозок: "Лирджет" 25D,
"Лирджет" 35А и "Цитатион" I, которое тоже базируется на столичный аэропорт.
Боевой состав ВВС Словении на середину 2004 года
Тип ЛА |
Количество |
Регистрация, имя
(ex.YU,
JRV или SLO
регистрация) |
Пилатус РС-9 |
2 |
L9-51 "ŠkofjaLoka" (S5-DSL)
L9-53 "Piran" (S5-DPI) |
Пилатус РС-9М |
9 |
L9-61 / 634
L9-62 / 635
L9-63 / 636
L9-64 / 637
L9-65 / 638
L9-66 / 639
L9-67 / 640
L9-68 / 641
L9-69 / 642 |
Пилатус PC-6 |
2 |
L6-02
L6-03 |
Aero Let 410UVP-E |
1 |
L4-01 (S5-BAD) |
Eurocopter
EC 532 AL |
2 |
H3-71
(F-ZKBB)
H3-72 (F-ZKBC)(+
заказано еще два) |
Agusta Bell
AB.412 SP |
1 |
H2-31 (S5-HAB) |
Agusta Bell AB.412
HP |
2 |
H2-32 (S5-HAD)
H2-33 (S5-HAE) |
Agusta Bell AB.412
EP |
5 |
H2-34
"Kranj" (S5-HKR)
H2-35 "Celje" (S5-HGC)
H2-36 "N.
Mesto" (HNM)
H2-37 "Maribor"
(HBM)
H2-38 "N.
Gorica" (HGO)
(+ заказан еще один) |
Agusta Bell AB.206B |
3 |
S5-HKM
"Kralj Matjaž"
S5-HZJ "Zeleni
Jurij"
S5-HPK "Peter
Klapec"(+ заказан еще один) |
Zlin 242L |
8 |
S5-DEJ,
S5-DEK,
S5-DEL,
S5-DGC,
S5-DGD,
S5-DGE,
S5-DGF,
S5-DGG, |
Zlin 143L |
2 |
S5-DGH,
S5-DGI |
УТВА-75 |
13 |
S5-DCA (YU-DEE/53108),
S5-DCB (YU-DFA/53117),
S5-DCC (YU-DIV/53120),
S5-DCE, (YU-DHM/53198),
S5-DCF (YU-DKG/53160),
S5-DCG (YU-DFS/53165),
S5-DCH, (YU-DIU/53210)
S5-DCI (YU-DGF/53171),
S5-DCJ, (YU-DHC/53188),
S5-DCK, (YU-DHE/53190),
S5-DCM (YU-DHP/53201),
S5-DCN (YU-DJH/53223),
S5-DCO (YU-CDP/51103) |
(c) Михаил А. Жирохов, 2004-07-11