Уголок неба ¦ История ВВС Судана

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная история авиации история ввс
   История ВВС Судана
             
 


Судан получил независимость 1 января 1957 года и в течение нескольких последующих лет стали формироваться и авиационные силы, правда под контролем армии. Причем ВВС первоначально имели основной целью подавление внутренних беспорядков.

Первыми самолетами стали 4 учебно-тренировочных "Гомхурия", переданных Египтом, после того как 12 суданских пилотов прошли подготовку в Летной Академии в Бильбейсе в 1955 году.

Однако создание боеспособных воздушных сил связано с англичанами. Эти 12 подготовленных пилотов были направлены в Англию, где прошли переобучение на легких штурмовиках "Провост" Т. 53 (причем четыре таких машины были поставлены в страну в 1956 году). В ноябре 1957 года два "Провоста" столкнулись в воздухе, причем погибло сразу четыре подготовленных пилота (треть!!!).

Бигл Бассет ВВС Судана Суданцы основали и собственную Летную Школу в столице-Хартуме при помощи английской военной миссии. Под давлением Египта в 1957 году было заключено соглашение с ЧССР о поставках МиГов 15, но англичане "настаивали" и вскоре на вооружение поступило еще 5 "Провостов" (в 1958 и 1961 годах), а чешский заказ был отменен.

Началось формирование и военно-транспортной авиации: в 1959/60 годах из Англии было получено один "Пемброук" С. 54 и два С. 55. Кроме того в 1962 году было приобретено два ДС-3. Весь персонал для "транспортников" прошел обучение на авиабазе РАФ Абингтон.

Английское присутствие на рынке вооружений Судана было закреплено в 1962 году, когда было поставлено 8 "Джет Провостов" Т. 51, которые заменили устаревшие машины в роли легких штурмовиков.

Судан отличается полным отсутствием всяких коммуникаций, а постоянные гражданские войны потребовали резкого увеличения мобильности правительственных войск. В 1965 году были закуплены 4 Фоккер Ф. 27, которые присоединились к "Дакотам" и "Пемброукам". Все это было дополнено 3 Дорнье До. 27А, полученными из Германии, и 8 Пилатус РС-6, закупленными в 1966 году.

Арабо-израильская война 1967 года стала поворотным пунктом в отношениях с бывшей метрополией. И естественно, что сразу же на рынок пришел СССР, для которого Судан был стратегически важным партнером. В 1969 году английская военная миссия покинула страну, а почти сразу ей на смену пришла советская вместе с 6 Ан-12 и 6 Ан-24. А в 1970 году в стране появились первые вертолеты: 6 Ми-4 и 8 Ми-8. Президент Нимери также обратился за помощью к маоистскому Китаю, что отразилось в поставках 20 истребителей-бомбардировщиков Ф-5 (копия МиГ-17Ф) и некоторого количества учебно-тренировочных ФТ-5 и ФТ-2 (МиГ-15УТИ).

В том же году Ф-5 проявили себя в деле, когда во время очередного восстания нанесли удар по базам повстанцев на юге. Стоит отметить, что суданских пилотов катастрофически не хватало и очень часто в кабинах МиГов находились русские, китайские или египетские пилоты.

МиГ-21МФ ВВС Судана В ходе очередного советского-суданского соглашения на вооружении появились 18 МиГ-21МФ и 2 МиГ-21 УТИ. Кроме того, была проведена модернизация всей аэродромной сети, понятное дело с советской помощью. Однако в 1971 году Президент Нимери разочаровался в социализме и советским советникам пришлось срочно эвакуироваться под прикрытием орудийных стволов средиземноморской эскадры ВМФ СССР. В результате большинство суданских самолетов в 70-х годах представляли из себя просто груду металлолома. Так, в 1978 году только половина Анов и МиГов могла теоретически подняться в воздух.

Однако, свято место пусто не бывает и на помощь пришли "старые знакомые" -английская миссия вернулась в Хартум, а США продали 6 С-130 "Геркулес". Дальше-больше: в 1977 году на вооружение ВВС были заказаны 4 "Буффало", 10 вертолетов "Пума", 20 МВВ 105С и 12 "Миражей" 5Д. Однако, суданская экономика не могла выдержать такого бремени и впоследствии заказ на "Пумы" и "Миражи" был отменен. Американцы пытались усилить свое присутствие на рынке авиационных вооружений, подписав соглашение о продаже 10 Ф-5Е "Фридом файтер" и двух Ф-5Ф, а в 1980-81 годах китайцы поставили 12 Ф-6 (копия МиГ-19С).

Однако из-за финансовых проблем заказ на американское оружие был отменен. В 1981 году началась ливийско-чадская война, которая отразилась на Судане в виде ливийских подразделений, которые проникали на его территорию, преследуя отступающие чадские части.

Египет, связанный с Суданом соглашением о взаимной обороне 1977 года, сделал предупреждение Ливии. Аналогичные действия имели место и в 1983 году, тогда египтяне перебросили к суданской границе эскадрилью "Фантомов". Со своими предложениями в очередной раз обратились США, которые поставили в 1983-84 годах два Ф-5Е и столько же Ф-5Ф. Западное влияние значительно усилилось с поступлением новых "Страйкмастеров".

Транспортные эскадрильи, вооруженные "Буффалами" и С-130, были значительно усилены поставкой в 1984 году шести С-212 ""Авиокар". Эти испанские самолеты кроме собственно транспортных целей использовались для патрулирования побережья Красного моря.

Вертолетные части, вооруженные к тому времени остатками Ми-8-х, требовали модернизации и поставки 12 построенных по лицензии в Румынии "Пум" и 11 АВ-212 в 1986 году.

Провост Т-53 ВВС Судана

В 1988 году из Ливии была поставлена эскадрилья МиГ-23 БН, но из-за отсутствия персонала их использование было ограниченным. В это же время ВВС пополнились Ф-7 (китайской версией МиГ-21), которые дополнили 8-9 МиГ-21 старых модификаций. Потери ВВС связаны с гражданской войной на юге. Повстанцы имели в своем распоряжении большое количество разнообразных средств ПВО, в том числе и ПЗРК, что не могло не сказаться и на потерях. По западным данным в последнее время потери ВВС оцениваются в каким минимум три сбитых Ф-5Е, один "Буффало", один С-130, один Ф-6, один Ми-8, один Ан-24, три МиГ-23 и один Фоккер Ф-27. Первоначально повстанцы получали поддержку из Ливии, но с 1989 года их основным "спонсором" стал Иран. По некоторым неподтвержденным сообщениям оставшиеся в строю МиГ-23 передавались ВВС Ирака и широко использовались в войне с Ираном. Современное состояние ВВС Судана плачевное. Большие потери в авиатехники не возобновляются, так как у правительства катастрофически не хватает средств, а все западные кредиты идут на гуманитарные нужды.

Боевой состав ВВС Судана на 2006 год

Тип ЛА

Количество

Примечания

F-5 E/F

5

 

J-6

8

 

F-7

5

 

МиГ-23

6

 

МиГ-29\УБ 10\2  
Ан-26 3 переоборудованы в бомбардировщики
C-130H 2  
DHC-5D 4  
F-27 2  
 Falcon 20/50 3  
AB-212 4  
IAR/SA-330 2  
Ми-8 11 в строю только 1
Ми-24В 10  
PT-6A 12  






Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100