Судан получил независимость 1 января 1957 года и в течение нескольких
последующих лет стали формироваться и авиационные силы, правда под контролем
армии. Причем ВВС первоначально имели основной целью подавление внутренних
беспорядков.
Первыми самолетами стали 4 учебно-тренировочных "Гомхурия", переданных
Египтом, после того как 12 суданских пилотов прошли подготовку в Летной
Академии в Бильбейсе в 1955 году.
Однако создание боеспособных воздушных сил связано с англичанами. Эти 12
подготовленных пилотов были направлены в Англию, где прошли переобучение на
легких штурмовиках "Провост" Т. 53 (причем четыре таких машины были поставлены
в страну в 1956 году). В ноябре 1957 года два "Провоста" столкнулись в воздухе,
причем погибло сразу четыре подготовленных пилота (треть!!!).
Суданцы основали и собственную Летную Школу в столице-Хартуме при помощи
английской военной миссии. Под давлением Египта в 1957 году было заключено
соглашение с ЧССР о поставках МиГов 15, но англичане "настаивали" и вскоре на
вооружение поступило еще 5 "Провостов" (в 1958 и 1961 годах), а чешский заказ
был отменен.
Началось формирование и военно-транспортной авиации: в 1959/60 годах из Англии
было получено один "Пемброук" С. 54 и два С. 55. Кроме того в 1962 году было
приобретено два ДС-3. Весь персонал для "транспортников" прошел обучение на
авиабазе РАФ Абингтон.
Английское присутствие на рынке вооружений Судана было закреплено в 1962 году,
когда было поставлено 8 "Джет Провостов" Т. 51, которые заменили устаревшие
машины в роли легких штурмовиков.
Судан отличается полным отсутствием всяких коммуникаций, а постоянные
гражданские войны потребовали резкого увеличения мобильности правительственных
войск. В 1965 году были закуплены 4 Фоккер Ф. 27, которые присоединились к
"Дакотам" и "Пемброукам". Все это было дополнено 3 Дорнье До. 27А, полученными
из Германии, и 8 Пилатус РС-6, закупленными в 1966 году.
Арабо-израильская война 1967 года стала поворотным пунктом в отношениях с бывшей
метрополией. И естественно, что сразу же на рынок пришел СССР, для которого
Судан был стратегически важным партнером. В 1969 году английская военная миссия
покинула страну, а почти сразу ей на смену пришла советская вместе с 6 Ан-12 и
6 Ан-24. А в 1970 году в стране появились первые вертолеты: 6 Ми-4 и 8 Ми-8.
Президент Нимери также обратился за помощью к маоистскому Китаю, что отразилось в
поставках 20 истребителей-бомбардировщиков Ф-5 (копия МиГ-17Ф) и некоторого
количества учебно-тренировочных ФТ-5 и ФТ-2 (МиГ-15УТИ).
В том же году Ф-5 проявили себя в деле, когда во время очередного восстания
нанесли удар по базам повстанцев на юге. Стоит отметить, что суданских пилотов
катастрофически не хватало и очень часто в кабинах МиГов находились русские,
китайские или египетские пилоты.
В ходе очередного советского-суданского соглашения на вооружении появились 18
МиГ-21МФ и 2 МиГ-21 УТИ. Кроме того, была проведена модернизация всей
аэродромной сети, понятное дело с советской помощью. Однако в 1971 году
Президент Нимери разочаровался в социализме и советским советникам пришлось
срочно эвакуироваться под прикрытием орудийных стволов средиземноморской
эскадры ВМФ СССР. В результате большинство суданских самолетов в 70-х годах
представляли из себя просто груду металлолома. Так, в 1978 году только половина Анов и МиГов могла теоретически подняться в воздух.
Однако, свято место пусто не бывает и на помощь пришли "старые знакомые"
-английская миссия вернулась в Хартум, а США продали 6 С-130 "Геркулес".
Дальше-больше: в 1977 году на вооружение ВВС были заказаны 4 "Буффало", 10
вертолетов "Пума", 20 МВВ 105С и 12 "Миражей" 5Д. Однако, суданская экономика
не могла выдержать такого бремени и впоследствии заказ на "Пумы" и "Миражи" был
отменен. Американцы пытались усилить свое присутствие на рынке авиационных
вооружений, подписав соглашение о продаже 10 Ф-5Е "Фридом файтер" и двух Ф-5Ф,
а в 1980-81 годах китайцы поставили 12 Ф-6 (копия МиГ-19С).
Однако из-за финансовых проблем заказ на американское оружие был отменен.
В 1981 году началась ливийско-чадская война, которая отразилась на Судане в
виде ливийских подразделений, которые проникали на его территорию, преследуя
отступающие чадские части.
Египет, связанный с Суданом соглашением о взаимной обороне 1977 года, сделал
предупреждение Ливии. Аналогичные действия имели место и в 1983 году, тогда
египтяне перебросили к суданской границе эскадрилью "Фантомов". Со своими
предложениями в очередной раз обратились США, которые поставили в 1983-84 годах
два Ф-5Е и столько же Ф-5Ф. Западное влияние значительно усилилось с
поступлением новых "Страйкмастеров".
Транспортные эскадрильи, вооруженные "Буффалами" и С-130, были значительно
усилены поставкой в 1984 году шести С-212 ""Авиокар". Эти испанские самолеты
кроме собственно транспортных целей использовались для патрулирования побережья
Красного моря.
Вертолетные части, вооруженные к тому времени остатками Ми-8-х, требовали
модернизации и поставки 12 построенных по лицензии в Румынии "Пум" и 11 АВ-212
в 1986 году.
В 1988 году из Ливии была поставлена эскадрилья МиГ-23 БН, но из-за отсутствия
персонала их использование было ограниченным. В это же время ВВС пополнились Ф-7
(китайской версией МиГ-21), которые дополнили 8-9 МиГ-21 старых модификаций.
Потери ВВС связаны с гражданской войной на юге. Повстанцы имели в своем
распоряжении большое количество разнообразных средств ПВО, в том числе и ПЗРК,
что не могло не сказаться и на потерях. По западным данным в последнее время
потери ВВС оцениваются в каким минимум три сбитых Ф-5Е, один "Буффало", один
С-130, один Ф-6, один Ми-8, один Ан-24, три МиГ-23 и один Фоккер Ф-27.
Первоначально повстанцы получали поддержку из Ливии, но с 1989 года их основным
"спонсором" стал Иран. По некоторым неподтвержденным сообщениям оставшиеся в
строю МиГ-23 передавались ВВС Ирака и широко использовались в войне с Ираном.
Современное состояние ВВС Судана плачевное. Большие потери в авиатехники не
возобновляются, так как у правительства катастрофически не хватает средств,
а все западные кредиты идут на гуманитарные нужды.
Боевой состав ВВС Судана на 2006 год
Тип ЛА |
Количество |
Примечания |
F-5 E/F |
5 |
|
J-6 |
8 |
|
F-7 |
5 |
|
МиГ-23 |
6 |
|
МиГ-29\УБ |
10\2 |
|
Ан-26 |
3 |
переоборудованы в бомбардировщики |
C-130H |
2 |
|
DHC-5D |
4 |
|
F-27 |
2 |
|
Falcon 20/50 |
3 |
|
AB-212 |
4 |
|
IAR/SA-330 |
2 |
|
Ми-8 |
11 |
в строю только 1 |
Ми-24В |
10 |
|
PT-6A |
12 |
|
Уголок неба. 2004
|