Первая бомбардировка с самолета
произошла 1 ноября 1911 г. в ходе итало-турецкой
войны. В этот день лейтенант Гавотти
сбросил 4 гранаты весом по 4,4 фунта (1,8 кг)
на турецкие войска в Ливии. В
последующие дни итальянцы стали
сбрасывать 10-кг бомбы, снаряженные
готовыми поражающими элементами -
шариками от картечи. Турки не
растерялись и заявили, что
бомбардировки с воздуха - негуманный
способ ведения боевых действий, и что
итальянцы ухитрились разбомбить
турецкий госпиталь.
В ходе балканских войн русские
летчики, воевавшие на стороне славян,
неоднократно производили бомбометания
по турецким позициям. Понятно, что
бомбы были кустарные, и эффект от их
применения, в основном, был чисто
психологический.
К августу 1914 г. ни одна страна мира не
имела серийных более или менее
эффективных авиационных бомб. В 1914-1915
гг. в основном применялись самодельные
бомбы цилиндрической и сферической
формы, но со временем их вытеснили
бомбы каплевидной формы.
Во всех воюющих странах пытались
также использовать в качестве
авиационных бомб артиллерийские
снаряды калибра 75 мм и выше. В частности,
в России в 1914 г. полковник Печенкин
снабдил 42-линейные (122-мм) гаубичные
снаряды специальной ударной трубкой.
Однако с учетом стоимости
артиллерийского снаряда, это было
слишком дорогим удовольствием.
Исключение представляет ситуация,
когда в авиабомбы переделывались
снаряды, снятые с артиллерийского
вооружения. Наиболее эффективным было
использование бронебойных снарядов в
качестве бронебойных бомб.
Во Франции, Германии, Австро-Венгрии и
России началось массовое изготовление
авиационных стрел и пуль. Пули и стрелы
размещали в специальных кассетах,
которые подвешивали под фюзеляжем
самолета, и выбрасывали на цели из
ячеек кассеты пачками. Падение пуль и
стрел сопровождалось резким свистом,
действовавшим на психику противника.
Увы, боевая эффективность
авиационных стрел и пуль была близка к
пулю, и их вскоре сняли с вооружения во
всех странах. Видимо, последними
применили стрелы красные военлёты
осенью 1919 г. по коннице белых.
Война всегда вызывает резкий скачок в
развитии военной техники. К 1918 г. в
Англии, Франции и Германии были созданы
достаточно эффективные осколочные,
фугасные, бронебойные, химические и
дымовые бомбы. Эти бомбы снабжались
крыльевыми или кольцевыми
стабилизаторами и имели вполне "современный"
вид.
Уголок неба. 2004
|