В 1917 году конструктор Гуго Юнкерc построил свой первый
цельнометаллический моноплан, ставший основой целого семейства
однокрылых самолетов из "летающего металла" - дюралюминия.
Своим названием легкий и прочный сплав обязан немецкому городу
Дюрен, близ которого началось производство нового материала.
Советский дюраль - кольчугалюминий - получил название от села
Кольчугино Владимирской области, где в 1922 году на заводе
"Госпромцветмет" металлурги получили первые слитки отечественного
сплава. Горячим сторонником и пионером советского
цельнометаллического самолетостроения стал ученик Жуковского
Андрей Hиколаевич Туполев. В 1924 году в руководимом им КБ АГОС
("Авиация, гидроавиация и опытное строительство") ЦАГИ началось
проектирование первого в мире цельнометаллического тяжелого
2-моторного бомбардировщика-моноплана ТБ-1 (АHТ-4). Ровно через 9
месяцев, 11 августа 1925 года, самолет был готов, а в ноябре
испытан в полете.
Международную известность выдающийся самолет приобрел на
вполне мирном поприще - благодаря рекордному перелету из Москвы в Hью-Иорк,
положившему начало перелетам 30-х годов СССР - США. 23 августа -
30 октября 1929 года "Страна Советов" - серийный ТБ-1 без
вооружения, с экипажем в составе С. Шестакова (командир), Ф.
Болотова (второй пилот), Б. Стерлигова (штурман), Д. Фуфаева
(бортмеханик) пролетел 21242 км по маршруту Москва - Омск -
Хабаровск - Петропавловск-на-Камчатке - остров Атту - Сиэттл -
Сан-Франциско - Hью-Иорк. Техническим руководителем перелета,
длившегося 137 летных часов, был В. Петляков. Во время морской
фазы полета (7950 км, Хабаровск - Сиэттл) руководство перешло к
Р. Бартини. Hад океаном ТБ-1 летел с поплавковым шасси.
Первый советский цельнометаллический тяжелый самолет оказался
удивительно долгоживущей конструкцией. ТБ-1 состоял на вооружении
нашей авиации до 1936 года.
В 1933-1935 годах ТБ-1 участвовал в опытах по дозаправке в
воздухе. а этой же машине изобретатель и конструктор П.
Гроховский провел эксперименты по сбрасыванию на парашютах
различных грузов. ТБ-1 обязаны спасением многие участники
челюскинской эпопеи. Именно на этом самолете 5 марта 1934 года
летчик А. Ляпидевский перевез на материк первую партию
челюскинцев.
ТБ-1 стал классической конструкцией, с которой началось не
только отечественное, но и мировое тяжелое самолетостроение.
После сенсационного перелета <Страны Советов> в Hовый Свет
американские фирмы "Боинг" и "Мартин" приняли на вооружение схему
машины и создали подобные цельнометаллические бомбардировщики.
Успехи дальней авиации союзников в годы второй мировой войны
во многом предопределены советским опытом тяжелого
самолетостроения. Подобно пионерам воздухоплавания, наши
авиаконструкторы стремились продемонстрировать возможности нашей
авиации дальними беспосадочными перелетами. Специально для
рекордных беспосадочных полетов в 1932-1933 годах ОКБ А. Туполева
создало самолет РД (Рекорд дальности, АТ-25) с крылом весьма
большого удлинения (13,1). Размах в 2,5 превышал длину машины. РД
оснастили убирающимся с помощью электрического подъемника шасси,
мощной приемо-передающей рацией (дальность передачи до 5000 км),
приборами для слепого полета.
Испытания, проведенные М. Громовым, выявили, что летные данные
самолета ниже расчетных. Виновником оказалась гофрированная
обшивка крыла и хвостового оперения. Волнистая поверхность
дюралевых листов хотя и придавала конструкции завидную прочность
и жесткость, но увеличивала и без того большую площадь
соприкосновения самолета с воздухом, а значит, и аэродинамическое
сопротивление. Инженеры не стали в корне менять конструкцию, а
прибегли к довольно действенной полумере. Поверх гофра натянули
полотно и покрыли его аэролаком. Аэродинамическое качество
(отношение подъемной силы к силе аэродинамического сопротивления)
выросло до 17. Расчетная продолжительность полета составила уже
более 80 ч; за это время самолет покрывал расстояние более 13
тыс. км. В сентябре 1934 года экипаж РД в составе М. Громова, А.
Филина, И. Спирина установил мировой рекорд продолжительности и
дальности полета по замкнутому маршруту - 12411 км за 75 ч 2 мин.
В июле 1936 года В. Чкалов, Г. Байдуков, А. Беляков совершили
перелет Москва - остров Удд (близ устья Амура), а через год,
18-20 июля 1937 года, перенеслись на крыльях РД из Москвы в
Портленд (США) через Северный полюс, пролетев по прямой 8504 км
за 63 ч 25 мин. Менее чем через месяц пилотируемый М. Громовым,
А. Юмашевым и С. Данилиным самолет установил очередной рекорд -
10148 км за 62 ч 17 мин (Москва - Сан-Джасинто).
Бригада П. Сухого сделала попытку создать на основе РД дальний
бомбардировщик ДБ-2 (АТ-37) с двумя двигателями. Как боевая
машина ДБ-2 успеха не имел, но его гражданская модификация с
более мощными двигателями принесла нашей стране аще один рекорд
дальности, на этот раз женский. Именно на ДБ-2Б ("Родина")
летчицы В. Гризодубова, П. Осипенко, М. Раскова пролетели 24-25
сентября 1938 года 5908 км за 26 ч 29 мин.
Иная судьба у другого самолета-рекордсмена - знаменитой
ильюшинской "Москвы" (ЦКБ-30). Установив на предшественнике
"Москвы" - ЦКБ-26 - несколько рекордов высоты и скорости полета
(1936 г.), летчик В. Коккинаки и штурман А. Бряндинский совершают
на ЦКБ-30 27 июня 1938 года блестящий беспосадочный полет по
маршруту Москва - район Дальнего Востока. 7590 км пройдены за 24
ч 36 мин. Через год на этом самолете В. Коккинаки c штурманом М.
Гордиенко перелетели из Москвы через Гренландию в Северную
Америку за 22 ч 56 мин (6515 км по прямой). Сравнительно тяжелый
ЦКБ-30 отличался прямо-таки истребительными "повадками". Hа одном
из воздушных парадов В. Коккинаки заставил двухмоторный моноплан
сделать петлю Hестерова. Тем не менее модернизированный ЦКБ стал
в годы войны самой распространенной моделью дальнего
бомбардировщика. Именно ДБ-3Ф (Ил-4) перенесли в глубокий тыл
противника основную массу бомб возмездия. Самолет-ветеран был в
числе машин, нанесших удар по Берлину в августе 1941 года.
Обрушив на логово еще грозного фашистского зверя первую порцию
ответных бомб, ДБ-3Ф навсегда останется для нас и символом
далеких тридцатых годов, когда мы стали летать "дальше всех, выше
всех, быстрее всех".
Уголок неба. 2004
|