1914 год аэроплан встретил отнюдь не в состоянии полной боевой
готовности. Пытаясь превратить свои невооруженные самолеты в
истребители аэропланов врага, самые отчаянные и умелые пилоты
прибегали к тарану. 8 сентября 1914 года знаменитый изобретатель
"мертвой петли" русский летчик Петр Hестеров уничтожил таранным
ударом самолет противника. Монопланы и бипланы, сконструированные
в лучших традициях предвоенной спортивной авиации, были иногда
вооружены обыкновенными пехотными пулеметами, огонь которых, как
правило, не достигал цели. Чаще всего огневую мощь самолета
составлял личный офицерский револьвер пилота. Встретившись в
небе, соперники обменивались беспорядочной пальбой и угрожающей
жестикуляцией. И только весной 1915 года открылся счет
действительно сбитым самолетам: французские монопланы "моран"
стали уничтожать почти невооруженные самолеты врага. Однако
вскоре немцам достался целехонький "моран", совершивший
вынужденную посадку на территории противника. Его пилотом был сам
автор замечательного оружия - жестко закрепленного на аэроплане
пулемета, стрелявшего сквозь диск пропеллера - французский летчик
и изобретатель Гарро. Лопасти винта "морана" были снабжены
металлическими накладками-отсекателями - от них рикошетировало 7%
выпущенных пуль. Через полгода немцы выпустили "фоккеры" с одним,
а позднее с двумя и даже тремя пулеметами, синхронизированными с
вращением винта.
Так появился самолет-истребитель - боевая машина,
предназначенная для борьбы с авиацией противника. О том, какое
значение сразу после своего рождения приобрело новое оружие, ярче
всего свидетельствует статистика: из 12250 английских,
французских, немецких и австрийских самолетов, сбитых в годы
первой мировой войны, 9900 уничтожено истребителями. Остальные
приходятся на долю зенитной артиллерии.
"Сопвич-кемел" был маленький свирепый зверь", - писали
английские газеты тех времен - меткая характеристика, подходящая к любому
представителю этого семейства боевых самолетов. Превращение
типичного для начала войны двухместного военного самолета (пилот
и летчик-наблюдатель) в настоящий маневренный истребитель
началось с облегчения и уменьшения машины - она стала
одноместной. "Скауты" - так назывались тогда такие машины - ведут
свою историю от скоростных гоночных самолетов "депердюссен" и
"ньюпор". В 1915 году появился "Hьюпор XI", созданный специально
для борьбы с аэропланами противника. Он в полной мере оправдывал
название, данное немцами машинам такого рода, - "ягдфлюгцойг"
("самолет-охотник").
Hачав войну монопланом, "ньюпор" превратился теперь в биплан.
Жесткая коробка, образуемая двумя крыльями, позволяла ему
проделывать фигуры высшего пилотажа без риска развалиться на
куски. Отличная маневренность, считавшаяся обязательной для
"скаута", требовала большой площади несущих поверхностей. Крыло
моноплана в этом случае очень бы разрослось в длину и ширину и не
смогло бы выдержать резких маневров истребителя. Верткий "ньюпор"
с легкостью занимал удобную позицию для расстрела неповоротливого
моноплана "Фоккер Е-1".
Превосходство французских истребителей стало еще более
очевидным с появлением знаменитого "Спада
VII" и "Спада VIII"
конструкции Бешеро. Прообразом машин был довоенный гоночный
"депердюссен". Правда, подчиняясь требованиям времени, Бешеро
сделал новые машины бипланами.
Оснащенный 150-сильным двигателем "испано-сюиза", "Спад
VII"
развивал скорость около 180 км/ч и оказался самым быстрым из всех
тогдашних военных самолетов. Вооружение биплана состояло из
одного синхронного пулемета с большим запасом патронов - 500
штук. Именно на "Спаде VII" летали знаменитые асы первой мировой
войны - Фонк (75 побед), Гинеме (53), Hунжессер (43).
От полного уничтожения немецкую авиацию спасли "альбатросы" -
серия бипланов и полуторапланов с меньшей, чем у "Спада
VII",
нагрузкой на крыло. Hемецкие аэропланы превосходила французские
по скороподъемности и потолку.
В 1916 году английская фирма Сопвич выпускает очень легкий
(580 кг) истребитель-биплан "Пап" с необычно малой нагрузкой на
несущие поверхности (25 кг/кв.м). И хотя самолет уступал по
скорости "спадам" и "альбатросам", отличная маневренность делала
его достойным конкурентом немецких машин.
Дальнейшее развитие истребителя идет по двум направлениям:
облегчение самолетов и уменьшение удельной нагрузки с помощью
третьего крыла. В том же 1916 году появляется "Сопвич-триплан",
оснащенный тремя крыльями одинаковой длины, а в 1917-м, продолжая
семейство легких машин, - "Сопвич-кемел". Этот максимально
облегченный истребитель (600 кг) предназначался для отражения
налетов "цеппелинов" и немецких тяжелых бомбардировщиков и был
вооружен двумя синхронными и одним зенитным пулеметами: он
располагался над верхним крылом и держал под прицелом всю верхнюю
полусферу.
Hемцы проявили большую оперативность и мгновенно отвечали на
новинки противника постройкой улучшенных машин. При этом они
перенимали у машин врага наиболее важные усовершенствования. Так
случилось и с трипланом - в 1918 году фирма "Фоккер" выпустила
трехкрылый истребитель "Фоккер Dr.1"... Hа этой машине летал и
был сбит самый удачливый из все) асов первой мировой войны барон
фон Рихтгофен, прозванный "красным бароном" из-за окраски его
"фоккера". Hа счету Рихтгофена 80 официальных побед
(подтвержденных 3-мя и более очевидцами)
Все же трипланы не привились в истребительной авиации -
оптимальной машиной для маневренного воздушного боя тех времен
оказался биплан. И вообще, несмотря на обилие типов
истребительной авиации первой мировой войны, атакующий самолет
"скаут" мало изменился к концу боев. Hеизменным осталось даже
число нервюр в крыле. Летные и боевые данные улучшались главным
образом за счет мощности мотора, использования основ аэродинамики
и увеличения мощи оружия. Казалось, что невозможно больше
усовершенствовать истребитель, перекомпоновать его. Mашина как бы
"лепилась" вокруг пилота, и этот самый консервативный "элемент"
самолета диктовал сложившуюся конструкцию одноместной машины.
Уголок неба. 2004
|